dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Фарфор, как много в этом слове...


Фарфор, как много в этом слове для сердца дамского слилось (с) Пушкин и я:) В том смысле, что фарфор, с одной стороны, вещь утилитарная и имеется в наличии в каждом доме, хотя бы в виде унитаза, а с другой стороны, какое дамское сердце не замирало от восторга глядя на изящные фарфоровые фигурки в розах и кружевах или на прозрачные фарфоровые чашечки... А эти вожделенные фарфоровые кобальтовые сервизы, мечта каждой советской женщины? Я их еще помню и у нас такого сервиза не было, но мама точно мечтала... Поэтому, я уверена, ни одна жительница Хайфы не пройдет мимо новой выставки в Хайфском музее города "Фарфор - белое золото Европы".




Выставка довольно большая и располагается на двух этажах одного здания музея и имеет продолжение во втором здании.
Выставка, по замыслу авторов, рассказывает о фарфоре, этой вожделенной европейской роскоши, которую хотели иметь дома многие, о том, как его пытались воспроизвести на Ближнем Востоке в меру своего знания и понимания.
В основу выставки положена частная коллекция европейского декоративного фарфора 18-19 века Натана и Фелы Цельник, которая была подарена Хайфскому художественному музею в 1987 году. Также представлены экспонаты и из других частных коллекций.

На самом деле, родина фарфора - Китай. Там его начали производить в 7 веке. Китайцы долго хранили секрет изготовления фарфора в тайне и в Европу его привозили за большие деньги и иметь его могли только самые богатые. Спрос был огромный. Секрет фарфора был раскрыт европейцами только в начале 18 века, после двух веков активных попыток воспроизвести китайские изделия.

Сразу пару слов о терминологии, специально для израильтян:) Так как на выставке во время экскурсии были некие недопонимания терминов, то хочу прояснить.
Фарфор на иврите часто называют פורצלן, английское название написанное ивритскими буквами, хотя собственно ивритское название חרסינה.
Фарфор делится на твёрдый фарфор и мягкий фарфор и на иврите эти термины точно такие же. Отличаются эти виды фарфора по составу и температуре обжига. Китайский фарфор был, в основном, мягким, а европейский - твердым для посуды, а фигурки делали из мягкого. На выставке на этикетках, по большей части, написано какой это фарфор. Подробно о составе фарфора можно прочитать тут


Выставка дает некую ретроспективу развития фарфора, начиная от европейского фарфора 18 века, который откровенно подражает китайскому. Видите чашечку без ручки? У китайцев как раз были приняты чашки без ручек, и подражатели делали вначале чашки без ручек, хотя у европейцев приняты как раз чашки с ручками. Кроме того, обратите внимание на цветы, нарисованные на посуде. Сложно понять, что это за цветы - подражатели просто срисовывали цветы, изображенные на китайских изделиях.
Это первые вещи знаменитого Мейсенского фарфорового завода начала 18 века.


Тот же самый мейсенский завод, изделия второй половины 18 века. Уже появляется свое. У чашек есть ручки и цветочки превратились в понятные всем розочки.


Замечательной красоты фарфоровые фигурки и изделия отличались всегда необыкновенно тонкой работой и изяществом. В них был вложен огромный труд. Именно поэтому качественный фарфор был чрезвычайно дорог и его называли белым золотом Европы.


Мейсен, 18 век.


Часы, Мейсен, 18 век.


Мейсен, 19 век.


Супница, Мейсен, 19 век.


Корзина с цветами, Мейсен, вторая половина 20 века.


Кстати, уже научившись делать прекрасный фарфор в собственном стиле, европейцы даже в 19 веке делали как бы китайские и японские вазы, так как на них был большой спрос. И если форму воспроизводили весьма похоже, то рисунок делали симметричным, что сразу отличало эти изделия от изделий с Дальнего Востока.


Вот фотография 1913 года, которая подчеркивает важность наличия фарфора в семье. Это семья Бен-Цви празднует пятидесятилетие отца. На столе красуется сервиз - признак благополучия:)

В 30е годы прошлого века на Ближнем Востоке, в наших местах тоже ощущался острый интерес к фарфору. В те времена, в отличии от наших, было дешевле выпускать свое, чем привозить. Вот поэтому открылся под Хайфой завод "Нааман", который стал выпускать местный фарфор.
Завод был построен на берегу речки Нааман, на этих же берегах брали глину для производства фарфора. Завод основали члены кибуца Кфар Масарик в 1939, выходцы из Чехословакии. Изначально завод задумывался как завод по производству кирпичей. В сороковые годы связи с Европой нарушаются, а евреев из Европы становится все больше, фарфор не привозят и завод начинает выпускать фарфор, и меняет название на "Нааман-порцелан" (Нааман-фарфор) .


Начали, естественно, с подделок подражания, копирования. Ну и с того, на что был спрос. Это сервиз конец 40х - начало 50х годов, почти "мейсен". Хотя подделка была под другое известное предприятие:)


Вот еще посуда "Наамана" того времени, все кроме перевернутой чашечки и тарелочки с красной каемочкой. Тарелочка эта производства завода "Лимож" (Франция). А рисунок одинаковый:) Рисовали тогда уже не вручную, а использовали наклейки. Можно было скопировать один раз рисунок и тиражировать его бесконечно.


Это сервиз "Иерусалим", конец 60х. Попытка создать что-то самостоятельное, "восточное, ориентальное", хотя, больше смахивает на турецкое. Было создано для продажи в Штатах. Автор - художник, "отец израильского фарфора", Шимон Бадер.


Сервиз "Солнечная система", того же автора. Явно напоминает о разных планетах и я бы даже сказал, об искусственных спутниках...


Очень популярные в 60-70годы блюдо и тарелки с изображениями рыб, явно для гефилте фиш.
Может быть специалист achernitsky определит нам этих рыбок?:) А-то что-то мне кажется, что не все из них живут в наших морях:) Вот щука, например, разве любит теплую морскую воду?:)

Завод "Нааман-порцелан" выпускал памятные тарелочки как сувениры и к разным событиям.


"Башня Давида, Иерусалим" 1967г..


Тверия и озеро Кинерет", 1970г..


"Цветы земли Израиля" 90е годы прошлого века. Обратите внимание, цветы все подписаны и легко узнаваемы (слева направо): василек, анемон, крестовник, мускари, цикламен, воробейник (?) , тетрагонолобус.


Памятная тарелочка к 25ой международной цветочной выставке, 1993г.

Но не только завод "Нааман-порцелан" трудился над украшением быта местного населения. Было еще одно производство, которое повернулось лицом к деревне выпускало недорогую продукцию, отвечающую народной мечте о китче красоте и дешевизне. В конце концов не всем хотелось украшать свое жилище идеологически правильными портретами дедушки Ленина Т.Герцля в виде ковриков или подносов. Хотелось котиков, слоников, зайчиков... как сейчас в интернете в европах.
Рынок тут же нашел достойный ответ. Это было семейное предприятие "Мизрахи", в переводе "восточный", которое нашло для себя отдельную нишу на рынке и выпускало в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века фигурки из раскрашенного гипса. Находился завод "Мизрахи" в Тель-Авиве, в легендарном квартале Атиква. Завод изначально выпускал игрушки в Египте, а потом, когда хозяева перебрались в Израиль, в 1953 году начал трудится для израильского потребителя. Как вы видите, в представленной на выставке продукции нет даже намека на Египет.
Гипсовая фигурки отливали в формах, которые были подражанием изделиям другим производителям.


Самым большим достижением "Мизрахи" был способ придания фигуркам блеска, почти как у фарфора. Как говорится, дешево и сердито...


...и так "по-европейски"...

Тематика "Мизрахи" была разнообразная и в соответствии с модой.


Были в моде изображения африканских женщин - пожалуйста, сколько угодно гипсовых красавиц.


А такие черные "мамочки", может быть по мотивам знаменитого фильма "Унесенные ветром", были во многих израильских домах.

Сейчас продукция "Мизрахи", какой бы китчевой она не казалась, является настоящим памятником материальной культуре того времени. До нашего времени завод не дожил, как вы понимаете, современный китч делается не на Ближнем, а на Дальнем Востоке.

Благодаря дешевой дальневосточной продукции не дожил до нашего времени и завод "Нааман-порцелан" в своем первоначальном виде. В 1996 году завод купил предприимчивый импортер, производство прекратил, а имя "Нааман" оставил. Стал завозить разнообразную продукцию из Китая и продавать с торговой маркой "Нааман". Есть в Израиле и магазины с тем же именем.
Спасибо куратору выставки Инбар Дрор-Лакс, сумевшей собрать не только фарфоровую продукцию завода, но и показать, как же делался фарфор на этом заводе, ведь это было совсем неплохое промышленное производство.


Реклама завода с сервизом "Иерусалим", который рекламируют как "красоту стола".


Реклама разных сервизов к весне, я подозреваю, что к Песаху, когда принято покупать новую посуду. Один мы видели выше, под названием "Солнечная система". 60-90гг. прошлого века.


Промышленное производство фарфора требует точности, и вот чертеж чашки из кофейного сервиза "Кейсар", 1984г.. Без чертежа, как известно, на заводе ничего произвести нельзя:)


Получение на заводе исходного материала, то есть глины.


Фотография 1967 года, создание модели вазы, которая потом будет выпускаться на заводе. С помощью модели будет сделана гипсовая форма.


Фарфор, как известно, тоже отливается в гипсовых формах. Это форма для фигурки птицы, состоит из трех частей. Так форма выглядит в открытом виде.


Так эта форма выглядит в закрытом виде и мы видим отверстие, куда заливают жидкую фарфоровую массу.


Вот так это происходило на заводе.


К вынутой из формы супнице прикрепляются ручки.


Фотография 1967 года, ручная роспись чашки. В те времена ручная роспись, как видите, еще существовала.


Схема производственного процесса на заводе. 70е годы 20 века.


На заводе выпускались как и довольно толстые тарелки для столовых кибуцов и заводов, так и более тонкие для гостиниц и домашнего пользования.


Тарелочка, которую я бы назвала "Сабрес на фоне сабрес":) Т.е. это кактусы опунция, которые на идише называются сабр, а на иврите цабар, на фоне "родившихся в Израиле", которых называют также. О кактусе опунция я довольно подробно писала тут

Всего в Израиле было 12 заводов, производящих фарфор. Основная часть их находилась в районе Хайфы и окрестностей. Сейчас остался только один завод, который выпускает унитазы и раковины.

Ну и в качестве завершения, рассказа о фарфоре, сильные мира сего с фарфором:)


В нашем случае, это А. Шарон, бывший премьер-министр Израиля, с фарфоровой чашечкой, на своей ферме Шикмим в Негеве, 2002г.
Был большой любитель красивой жизни...

В общем, хорошая выставка - советую:)

Кроме того,
25.04 семинар для всей семьи "Королевский бал", лепка из глины. Подробности 04-9115888.
6.05 семинар для всей семьи "Выпить чай у бабушки", создание чайной посуды и ее роспись. Подробности 04-9115888.
27.06 семинар для всей семьи "Коты и другие животные", создание фигурок животных. Подробности 04-9115888.

Выставка будет открыта до 8.10.2015

Сайт выставки тут

Информация для посетителей тут

Стоимость билета в музей 30 шек. для взрослого, но можно купить билет за 50 шекелей и за эти деньги можно посещать все хайфские музеи в течении 3х дней. В этот билет входит 6 хайфских музеев, принадлежащих городу.
Есть также годовой абонемент за 250 шек., который включает вход в Музей Израиля. Подробно тут

Музей города находится в Мошаве германит, ал. Бен-Гурион 11.

Кроме того, сейчас в Хайфе проходят еще две очень хорошие выставки, о которых я писала:

"Еврейский авангард". Выставка будет открыта до 28.06.2015

"Штейнхардт и Штрук, художник и его учитель". Выставка будет открыта до 17.05.2015

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/
Tags: Хайфа, выставки, музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →