dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Рождение леса.


Опять к Ту Бишвату хочу поговорить о лесе... Наверно, потому что мы привыкли к большим лесам по все нашей не слишком большой стране...
Кстати, важно помнить, что наш лес не просто лес. Долгие годы он нес в себе идеологическую составляющую, да и сейчас он полностью от нее не отказался. История наших насаженных лесов напрямую связана с историей сионистского движения и историей нашей страны.
Вот и сегодня я об этом...


О том, как методом проб и ошибок были посажены наши леса. Первые шаги.

Но начнем, все-таки, с праздника

Мидраш говорит о том, как деревья, увидев, что Всевышний даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его, чтобы и им был установлен такой же день. Так как в месяце шват деревья просыпаются после зимней спячки, то именно это время и было выбрано.
В 16 веке, в Цфате Ту Бишват стали отмечать церемонией поедания фруктов, появился "Седер Ту Бишват" похожий на празднование "Седер Песах".


Тарелка для фруктов к Ту Бишвату, 19век, Франция. Музей Израиля, Иерусалим.

Сионисты, как известно, стремились внести свой собственный, сионистский смысл во все религиозные праздники. Ту Бишват не исключение. Наоборот, праздник посадки деревьев в этот день был просто необходимостью в реальной ситуации в Эрец-Исраэль 19 - нач. 20 веков.

Все знают знаменитые слова Марка Твен в книге "Простаки за границей", 1867г.:"Эту землю по праву можно считать царицей среди земель, одним своим видом наводящих уныние. Горы ее бесплодны и некрасивы, их краски тусклы. Долины – это неприглядные пустыни с чахлой растительностью, от которой так и веет тоской и убожеством".

И это была реальность. Эти факты подтверждаются многочисленными изображениями, картинами созданными путешественниками, посетившими эти места во второй половине 19 века.

Жителей Сароны, немцы-темплеры, первыми в 19 веке (1874-1875гг) стали сажать эвкалипты около своих домов и были редким исключением в те времена, кода деревья только рубили.

Я не знаю, сколько лет этому, сфотографированному мной дереву, но оно весьма старое и сохранено при восстановлении этого района.

На Ту Бишват 1890 г. раввин Зеев Явец, один из основателей движения Мизрахи, привёл своих учеников сажать деревья в сельскохозяйственной колонии Зихрон Яаков.

Идея массовой посадки деревьев в Эрец-Исраэль была предложена директором школы "Микве Исраэль" в 1894г. на конференции "Новое поселение". Объяснение, которое было этому предложено, что посадки деревьев смогут улучшить климат Эрец-Исраэль.
Этому предложению не было никакого продолжения действием.

В самом начале 20в. Х.Н.Бялик писал своей жене: "лысые, голые горы без деревьев, без всяких признаков зелени... они выглядели в моих глазах как голова человека после стригущего лишая и вызывали ужас в моем сердце. И это земля, Святая Земля из всех других земель?"

В 1908 году израильский Союз учителей провозгласил Ту Бишват днем лесопосадок. Тель-Авив еще не существовал как город, и учащиеся еврейских школ Яффо сажали деревья на учебной плантации колледжа Микве-Исраэль, неподалеку от Яффо. В 1913 г. полторы тысячи учащихся иерусалимских школ выехали в поселение Моца, расположенное неподалеку от въезда в Иерусалим, и исполнили заповедь посадки деревьев.

Еще в 1933 году Шауль Черниховский писал: "Родина моя, моя земля, лысые скалистые горы".


Тель-Авив, 1934г., празднование Ту Бишвата, все вышли сажать. В центре кадра сцена.
Фотография Шимона Корбмана с выставки его фотографий в Мидаль-Ашалом в ТА.

Но школьники и горожане только участвовали в празднике, а не решали проблему лесопосадок.


Кибуц Эйн-Гев, фотограф Нафтали Опенгайм, 40е годы прошлого века.

В наши время школьники, новые репатрианты и все желающие выходят сажать деревья. Это скорее воспитательная мера, а не решение проблемы лесопосадок в нашей стране. А кто же все таки проблему решал и решает каждый день?


Барон Ротшильд и лесопосадки.

Естественно, началось все при бароне...

Первые деревья с целью озеленения окружающей среды были впервые посажены еврейскими поселенцами вместе со строительством первых поселений. В основном после того, как барон Э.Д.Ротшильд взял их под свое покровительство.
Декоративные садики и маленькие рощицы в поселениях были посажены планово.


Ришон Лецион, 1885г., изображение из Музея Эрец-Исраэль, ТА.
Обратите внимание на деревья вдоль улиц, явно европейский подход к озеленению поселений, который в этих местах в 19 - нач. 20 века был совершенно незнаком.


Йесуд-Гамаала 1892г.
Первая торжественная церемония посадки деревьев в Ту Бишват состоялась, по всей видимости, в 1884 году в галилейской сельскохозяйственной колонии Йесуд-Гамаала. В тот день были посажены сотни деревьев, среди них 700 саженцев этрога.


Петах-Тиква, 1912г., обратите внимание на деревья по обеим сторонам улицы, практически аллея.

Жители представленных населенных пунктов могут сравнить современную растительность с тем, что было тогда.

Но первый лес, появившийся благодаря барону и посаженный в районе Хедеры, не был посажен как лесонасаждение. Чиновники барона посадили в срочном порядке эвкалипты для осушения окружающих болот.


"Лес Хедера", где до сих растет множество эвкалиптов.


Б.З.Герцль и лесопосадки.

Можно сказать, что в этом вопросе классику сионизма не везло.

"Кедр Герцля"
В начале пути руководители сионистского движения, жившие не в Эрец-Исраэль, не были знакомы с условиями этих мест и не понимали важности лесонасаждений. Печальный факт, что эта земля пустынна и нет деревьев, озвучил Йона Карменицкий председатель Еврейского Национального фонда (קק"ל), и предложил снова озеленить землю.
В 1898 году Б.З. Герцль посетил Эрец-Исраэль и увидел своими глазами полное отсутствие деревьев. Во время этой поездки при посещении дома крестьянина Шмуэля Броза в поселении Моца, Герцль посадил дерево на горе, недалеко от поселения. В сионистской литературе того времени это дерево официально называли "кедром Герцля". Сопровождавший его Давид Вольфсон посадил пальму. При посадке зачитали: "Праведный цветет, как пальма, возрастает, как кедр на Ливане" из Псалом 92...
Во время Первой мировой войны оба дерева погибли. То что посадил Герцль было срублено, а пальма Вольфсона была сожжена. От "кедра Герцля" остался пень, который, считается, сохранился до наших дней и современными способами было определено, что это дерево - кипарис.


Евреи Иерусалима идут к "кедру Герцля" в день годовщины смерти Беньямина Зеэва Герцля. 1912г., фото Яаакова Бен Дова.

После поездки Б.З. Герцль предложил создать организацию, которая будет собирать деньги на посадку деревьев. Он также обратился к Отто Варбургу, ботанику и специалисту по тропическим районам, а в те времена занимавшему высокие должности в Гистадруте, и попросил его сделать подробный отчет о растениях Эрец-Исраэль и о возможности их возвращения. Через год Варбург передал Герцлю отчет о различных климатических районах и возможностях выращивать в них растений.
Варбург считал, что деревья будут способствовать улучшению климата и экономической ситуации Эрец-Исраэль. Он перечислил не плодовые деревья, которые считал подходящими для посадки: сосна приморская (Pinus pinaster), возможно сосна алепская (Pinus halepensis), пробковый дуб (Quercus suber), мастиковое дерево (фисташка мастиковая - Pistacia lentiscus), терпентинное дерево (Pistacia terebinthus).
Он также добавил, что надо привезти разные виды плодовых деревьев, лесные деревья и декоративные деревья из Африки, Азии и Австралии, чтобы их аклиматизировать. Такие деревья как финиковая пальма, кокосовая пальма, шинус, ливанский кедр и др... Его позицию поддержали местные агрономы Зелиг Соскин и Аарон Ааронсон.
Идея лесонасаждений основанная на не плодовых деревьях не соответствовал экономическому подходу Сионистского движения того времени. Подход к посадкам в те времена был другой, считалось необходимым сажать плодовые деревья, которые будут приносить экономическую пользу.
На Шестом сионистском конгрессе в 1903г. была основана Комиссия Эрец-Исраэль и Варбург предложил построить террасы на склонах гор, и там посадить плодовые средиземноморские растения: виноград, оливы и рожковые деревья. Комиссия инициировала создание Общества "Пожертвования на оливковые деревья", которое бы собирала деньги и сажало бы оливковые деревья, на землях, которые купил Еврейский национальный фонд. Такая деятельность соответствовала тогдашнему подходу к посадкам.
Б.З.Герцль мечтал о лесах и видел в них источник здоровья общества.

Посадки "Леса Герцля"
Чтобы продвинуть сбор денег на лесонасаждения в Эрец-Исраэль, О. Варбург предложил назвать общество по сбору денег именем недавно скончавшегося Б.З.Герцля (1904г.) и посадить лес олив имени Б.З.Герцля, то есть, говоря по-русски, оливковую рощу, состоящую из тысяч оливковых деревьев на землях, купленных Еврейским национальным фондом (дальше ЕНФ).


Олива - дерево прекрасное во всех отношениях... Одно из семи чудес света растений, которыми Всевышний благословил Землю Израиля... Только растет очень-очень медленно и требует ухода. О чем еще не знали сионисты тех дней и не имели никакого опыта в лесопосадках.

Во главе этого проекта стоял агроном Моше Берман, работавший в ЕНФ.
Уже с самого начала этого проекта местные жители, знакомые с местным климатом, с налогообложением и условиями выращивания маслин, выступили против таких посадок. В разных кругах общества была слышна критика в адрес проекта и в отношении слишком хороших условий работы, которые были предоставлены М.Берману (!). В 1905 году было написано официальное письмо протеста в котором говорилось, что руководство, сидящее за границей не представляет себе реальных условий Эрец-Исраэль. Несмотря на это, проект начал осуществляться.
В 1906г. начали подготовку земли для посадок оливковой рощи на двухстах дунамах земли около Хедеры, которая была куплена ЕНФ. В феврале 1907 года Давид Вольфсон посадил первые 18 маслин в будущем Лесу Герцля. Первое дерево, естественно, было названо, "деревом Герцля".
Тогда же был организован первый Совет директоров ЕНФ.
В 1907 году после разнообразных организационных проблем, было решено сажать "Лес Герцля" в районе Бейт-Ариф. В 1908г. руководство проекта намеревалось увеличить сбор пожертвований и посадить 100000 деревьев (сто тысяч олив!).
В мае 1908 Берман начал готовить оранжереи для олив для "Леса Герцля" на земле Бейт-Ариф. В этой оранжерее было посажено 12000 оливковых деревьев.
По разным причинам посадки начались и в Хульде и в районе Бейт-Шемеш, все эти части должны были составлять "Лес Герцля".
Деревья на участках леса в Хульде и Бейт-Шемеш должны были вырасти в течение 3 лет, по 15 тысяч деревьев, планировались также и посадки на третьем участке в Галилее.
В апреле 1910 был подписан договор между ЕНФ и Обществом "Пожертвования на оливковые деревья", по этому договору ответственность по уходу за этими посадками переходит к ЕНФ.

Большие ожидания от лесопосадок не были осуществлены. Уже летом 1910 появились опасения что цены на посадки увеличатся. Цена посадки и выращивания одного дерева превышали ориентировочные подсчеты и стало ясно, что Общество ошиблось в количестве деревьев, за которые обязалось при сборе пожертвований.
В 1911г. Макс Боденхеймер, один из глав ЕНФ обратился в исполнительный комитет и возразил против нереальных расчетов стоимости посадки одного дерева и протестовал против строительства дорогого административного здания в Хульде и сопровождающих больших расходов на лесопосадки. В это же время начались разговоры о ситуации с плантациями в Эрец-Исраэль.
В отчете Аарона Ааронсона в мае 1911г. о происходящем в Хульде и Бейт-Шемеш была критика ухудшающейся ситуации оливковых плантаций и было показано, что стоимость посадки одного оливкового дерева в 5 раз превышает первичные расчеты. Критика была массированной и Вольфсон, в то время президент Гистадрута, решил передать проект по выращиванию олив полностью ЕНФ
Вся ответственность за лесопосадки Сионистского движения в Эрец-Исраэль перешла в ЕНФ, включая проект "Леса Герцля". Боденхеймер, понимая, что ожидаемая польза от олив, даже после сбора плодов, будет очень мала, решил полностью изменить политику лесонасаждений.

"Лес Герцля", он же Лес Хульда существует около кибуца Хульда, в нем растут: сосны, тамариски, рожковые деревья, брахихитоны и, все-таки, оливы.


Еврейский национальный фонд и лесопосадки.


Это сейчас, когда слышишь об ЕНФ, то в первую очередь вспоминаешь леса. А в 1911году основной функцией ЕНФ был сбор денег и покупка земель в Эрец-Исраэль. И только после описываемых событий ЕНФ стал единственным хозяином леса ответственным за лесопосадки в Эрец-Исраэль.

Изменения в политике лесопосадок.
Это была настоящая революция в политике лесопосадок в Эрец-Исраэль и было решено сажать не плодовые деревья, такие как эвкалипт, кипарис, сосны. Было решено, что это будет способствовать улучшению пейзажей и климата.


Сосна алепская (אורן ירושלים Pinus halepensis)
Подробно о плюсах и минусах сосны алепской как дерева для лесопосадок я писала тут

Это изменение имело как экономический так и национальный смысл лесопосадок. В этом был отказ от будущего дохода в пользу улучшения пейзажей и климата Эрец-Исраэль. Это требовало денежных вложений в лесонасаждения от общественной организации, цели которой не экономические, а национальные.
О. Варбург, который был главой Гистадрута в 1911 году и был одним из "отцов" идеи о посадке олив, принял и поддержал изменение политики лесопосадок и отказ от посадок олив. Напомню, что он первый и говорил о посадке не плодовых деревьев еще в конце 19 века.
Осуществление новой политики началось еще до Первой мировой войны. В Хульде было посажено 250 дунамов сосен, сотни сосновых деревьев и кипарисов было высажено в районе Бейт-Шемеша, а также в районе Кинерета около Мерхавии и Дгании было посажено множество эвкалиптов, помимо всего прочего для осушения болот около этих поселений.


Кипарисы и сосны в Лесу Праведников на горе Кисалон

Мировая война, начавшаяся через короткое время после изменения политики лесопосадок, не дала работам продолжаться по плану.
На опытной сельскохозяйственной станции, основанной А.Ааронсоном в те времена начались исследования для проведения лесонасаждений. В районе Хедеры в 1910-1914гг. Ааронсон проводил опыты по акклиматизации экзотических лесных деревьев, привезенных со всего мира. А также он искал в соседних странах лесные деревья, которые можно было бы использовать для лесонасаждений. Также проводил исследования деревьев, которые исчезли здесь из-за человеческой деятельности. В результате этого были выработаны основы политики лесонасаждений с целью сохранения остатков существующих деревьев и защиты земли.
Политика лесонасаждений сионистского движения в том виде, в котором она была выработана перед Первой мировой войной, на деле, не изменилась до сих пор.
С тех пор ЕНФ, который ранее занимался только покупкой земли и подготовкой ее для строительства поселений, начал инициировать лесопосадки на землях неподходящих для сельскохозяйственной деятельности, чтобы не потерять эти земли и дать работу евреям-репатриантам. Кроме того, стало ясно, что посадки эвкалиптов не способствуют осушению болот, а нужно делать дренаж земли. О чем я подробно рассказывала в посте об эвкалиптах.


Еврейский национальный фонд взял на себя эту задачу по рытью канав для дренажа, практически вручную.
"ЕНФ", автор Отто Валиш, 1939 год.
И несмотря на то что плакат относится к 1939 году, он точно отражает тогдашние возможности и способы осуществления работ по осушению болот.


Политика лесонасаждения в начале правления Британского мандата.
Из-за Первой мировой войны не было возможности 4 года ухаживать за плодовыми деревьями и они не выжили, а вот не плодовые деревья не пострадали.
Когда закончилась война, агроном Акива Этингер стал заниматься посадками деревьев от Е. Н.Ф.. Этингер осуществлял идею Боденхеймера о посадках лесных не плодовых деревьев на почвах не годящихся для сельского хозяйства и в горах. Подход ЕНФ был в посадке большого количества быстрорастущих и не требующих дальнейшего ухода деревьев на земле неподходящей для сельского хозяйства: на скалах, камнях, болотах и песках и т.д. Этингер развернул масштабную работу. Уже в 1919г. в разных оранжереях в Эрец-Исраэль было выращено около полумиллиона саженцев, приготовленных для посадок. Параллельно был разработан способ посева семян пинии (אורן הגלעין ואורן הסלע pinus pinea) прямо в землю, без необходимости выращивать саженцы.
По предложению Этингера лесонасаждение сконцентрировалось в трех районах: горы, болота и пески. В болотах и песках сажали саженцы и сеяли семена и сажали саженцы в горах.
В 1919 году лесопосадки были проведены на 1800 дунамах в горах, на болотах и в песках. Было посажено 625.000 разных деревьев в разных местах. На следующий год было высажено более миллиона саженцев.

Первые шаги, 20е годы 20 века
Важно понимать, что Эрец-Исраэль никогда не была покрыта европейскими "романтическими" лесами, с высокими деревьями, весьма плотно растущими. Здешний климат не способствует росту высоких деревьев.
Тем не менее, "романтический подход" был характерным подходом сионистов к лесопосадкам в 20е годы и занимал основное место в планировании лесопосадок. Также ошибочным было представление, что леса осушают болота. Полностью от посадки эвкалиптов для осушения отказались позже.
Одной из проблем озеленения тех лет было озеленение гор: Иудеи, Шомрона (Самарии) и Галилеи.
Появилась цель: посадить лес на 3% всей территории земли в Эрец-Исраэль, как в европейских странах того времени. Это было осуществлено только в 70е годы 20 века, когда 600000 дунамов было засажено лесом.
В это время и правительство Британского мандата занималось процессом лесопосадок большого масштаба.
В 1921г. Варбург говорил о важности сохранения земли в горах и соответственно, посадок там леса. Он также говорил о необходимости осушать болота с помощью эвкалиптов и посадок леса на песках. И это уже после того, как за 10 лет до этого стало ясно, что эвкалипты не осушают болота.
В те годы были посажены, в основном: эвкалипты, акации, казуарины, сосны, кипарисы и др. Оказалось, что в 1919-1920гг. сосна алепская составляла всего 4,5% от всех посадок. В течении следующих 6 лет сосна составила уже 21% всех посаженных деревьев. Параллельно с этим в 1919-1920гг. эвкалипт составил 78% всех посаженных деревьев, а в следующие 6 лет это количество уменьшилось до 53%. Остальных деревьев было посажено небольшое количество.


Посадки эвкалиптов в Нахалат Йегуда, 1925г., фотограф Шмуэль Йосеф Швайг. Выставка фотографий ЕФН «Видим насквозь. Разбито и восстановлению не подлежит».

Из опыта посадок стало ясно, что алепская сосна очень хорошо приживается и растет в горных районах и на известковых почвах.

Начиная с 1925-1926гг. ЕНФ купил много земли в горах и на холмах и алепская сосна заняла место эвкалипта, таким образом произошло полное изменение в составе деревьев для посадок. Алепская сосна стала основным видом, который сажали и достигла более 85% посадок этих лет.
Неудача посадок на песках в районе Ришон-Лециона на долгие годы остановила попытки ЕНФ по выращиванию лесов на песке.
С тех пор в основном высаживалась только алепская сосна.


Лес ЕНФ в Кирьят-Анавим, 1928г., фотограф Шмуэль Йосеф Швайг. Выставка фотографий ЕФН «Видим насквозь. Разбито и восстановлению не подлежит».
Вот молодой сосновый лес. Как только сосну нынче не ругают, а она была первопоселенцем леса и блестяще выполнила свою задачу.


1928-1948
В эти годы проходят массированные организованные посадки леса, а также опыты по акклиматизации других видов деревьев для посадки в лесах.

Вот эта картина, может быть и несовершенная в художественном отношении, но практически документальное свидетельство того, как в те времена сажали.

"Первопоселенец на коленях", 1936-1940г. Меир Левави, Тель-Авивский художественный музей, выставка "Музей сам себя представляет".

Опыты по аклиматизации сосны калабрийской (Pinus brutia אורן ברוטיה) прошли успешно.

В одинаковых условиях калабрийская сосна росла гораздо более прямой и стройной по сравнению с алепской, весьма кривой, как все мы знаем. Но до 40х годов ее сажали ограниченно.


Также канарская сосна (אורן קנארי Pinus canariensis) была акклиматизирована весьма успешно. Выяснилось, что эта сосна быстро растет, дерево высокое и прямое, она растет от корня, после того как ее спилили, восстанавливается после пожара. Но древесина ее не подходит для промышленного использования и она не может заменить алепскую сосну.
Еще один вид сосны был опробован, пиния. Она была посажена на Кармеле, в Кирьят-Анавим и в Бейт-Шемеш еще в 1919-1920гг. Но эти сосны растут относительно медленно, они также плохо растут на известковой почве, что очень уменьшает площади для посадок этого вида.
Еще один вид хвойных деревьв, с которым производились опыты, был кипарис.
Вечнозеленый кипарис (Cupressus sempervirens 'Stricta') не сажали в больших количества из-за малого количества древесины, которую он дает. Из-за этого количество посадок кипариса столь небольшое.

"Первопоселенец и кипарис" 1936-1940г. Меир Левави, Тель-Авивский художественный музей, выставка "Музей сам себя представляет"

Проводились опыты и с широколиственными деревьями: с айлант высочайший (Ailanthus altissima אילנתה בלוטית) и мелия ацедарах (Melia azedarach אזדרכת מצויה), в начале они были успешны.


Мелия ацедарах (Melia azedarach אזדרכת מצויה)

Но они уступали алепской сосне по многим показателям.


Паркинсония (Parkinsonia aculeata פרקינסוניה שיכנית) в Лесу Хедера.

Паркинсония (Parkinsonia aculeata פרקינסוניה שיכנית) с трудом акклиматизировалась, но успешно росла на границах леса.
Проводились также опыты с местными растениями, дубами. Но с ними были большие трудности: чтобы вырастить дубовую рощу необходимо очень много времени.


"Первопоселенец и солнце" 1936-1940г. Меир Левави, Тель-Авивский художественный музей, выставка "Музей сам себя представляет".
Эту картину можно отнести к любым первым посадкам, как сельскохозяйственным, так и к лесным. Важна суть, отношение первопоселенцев к деревьям.

Рожковое дерево было включено в список сажаемых в лесу деревьев.


Рожковое дерево (Ceratonia siliqua חרוב), медленно растущее дерево.

Но в те времена список сажаемых видов был очень короток, и это были: алепская сосна, калабрийская сосна, рожковое дерево, паркинсония.

После 10 лет опытных посадок лесных деревьев, планирования посадок леса и их осуществления, в 30-40е годы посадки лесов превратились в самостоятельный сионистский проект.

Посадки леса в те времена не были только ботаническо-сельскохозяйственным мероприятием, они имели прежде всего судебно-правовые и политические цели, такие как сохранение и защита купленных ЕНФ земель и демонстрация арабам, что у этой земли есть хозяин.


"Земля в час опасности, специальный съезд, Еврейский национальный фонд", 1946 год.
автор Отто Валиш, 1939 год.

Для арабов просто купленные, но необрабатываемые земли, являются ничейными. Посаженный лес сразу заявляет о том, что эта земля принадлежит ЕНФ. До сих пор, проезжая по Израилю, легко на глаз отличить, где чья земля.
Впервые такой подход был использован сразу после Первой мировой войны на Кармеле.
В конце периода Британского мандата этот способ много и успешно использовался.
В это же самое время леса служили и источником древесины для промышленного использования. Большая часть деревьев, росших в этих лесах, были сосны и эвкалипты.
Оранжереи, которые были основаны для выращивание саженцев, в еврейских поселениях, давали также и работу еврейским поселенцам. Кроме того, еврейские поселенцы зарабатывали посадками леса и это давало возможность строить новые поселения там, где была работа.


Лес Бальфур около Генигара, 1930г., Авраам Малавский.


Критика политики лесопосадок.
Лесопосадки вызывали немало критики, и их цели и способы осуществления.
В 1938-1939гг. уже были протесты от специалистов о посадке лесов, состоящих только из одной алепской сосны. Уже тогда было ясно, что ущерб, нанесенный вредителем MATSUCOCCUS ставит вопрос об эффективности посадок таких лесов и необходимость замены алепской сосны на другие виды сосны: пинию и калабрийскую сосну, а также создание смешанных лесов, состоящих как из лиственных и хвойных деревьев вместе. Также указывалось на то, что после пожара лиственные леса восстанавливаются гораздо быстрее хвойных.

Хочу заметить, что я читала противоположные мнения о восстановление лесов после пожара. Одни источники говорят о том, что быстрее восстанавливаются хвойные леса, другие, что лиственные.

В любом случае, посадки хвойных лесов, состоящих только из алепской сосны продолжались еще долгие-долгие годы.

Цели лесопосадок менялись в течение всего времени с момента их начала, также как и цели ЕНФ:
в 20,30, 40е годы были идеологические цели такие как покорение дикой природы и увековечивание памяти (Лес Герцля, Лес Бальфура и т.д.)
с 20х годов и до наших дней лесонасаждение осуществляли для сохранение и защиты купленных ЕНФ земель и демонстрации арабам, что у этой земли есть хозяин;
лесопосадки для безопасности в 50е годы;
перед образованием государства и до 50-60х годов прошлого века абсорбция новых репатриантов;
в 50-60е годы использование дерева для производственных целей;
сохранение экологии в наши дни;
места отдыха и развлечения в свободное время в наши дни.

Подробно о том, что сейчас сажает Еврейский национальный фонд я писала тут


Инфа:
https://www.ybz.org.il/_Uploads/dbsAttachedFiles/Article_80.2.pdf
http://geography.huji.ac.il/.upload/STUDIES_XIII/XIII-Kliot.pdf
http://www1.snunit.k12.il/heb_journals/aretz/250036.html
http://www.orianit.edu-negev.gov.il/irisshap/sites/homepage/tu/erezhertzel.htm
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%98%22%D7%95_%D7%91%D7%A9%D7%91%D7%98_(%D7%9E%D7%95%D7%A2%D7%93)#.D7.A0.D7.98.D7.99.D7.A2.D7.95.D7.AA_.D7.91.D7.90.D7.A8.D7.A5_.D7.99.D7.A9.D7.A8.D7.90.D7.9C
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83_%D0%B1%D0%B8-%D0%A8%D0%B2%D0%B0%D1%82

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/
Tags: еврейское, растения, статья

Posts from This Journal “еврейское” Tag

  • Ощутить это мгновение.

    В этом году мы отмечаем 50-летие объединения Иерусалима и мне было очень жалко, что я не могу написать ничего специального к этому празднику, кроме…

  • Великолепная семерка.

    Мы, современные израильтяне, привыкшие постоянному изобилию местных овощей и фруктов в израильских магазинах и на рынках, совершенно не…

  • Фантазия на тему Дня независимости.

    В этом году, я думаю, будет рекордно малое количество флажков на машинах и флагов на окнах квартир в День независимости. Почему? Потому что тихо...…

  • "Исход из Европы 1947"

    Песах у евреев праздник Исхода. Когда говорят о Песахе, то подразумевают Исход из Египта, но в этот раз этот мой рассказ будет о другом исходе. Об…

  • "...и насадят виноградники и будут пить вино их ...." (c) Пророк Амос

    Так как в Пурим надо напиться, чтобы не отличить проклятого Амана от благословенного Мордехая, то логично поговорить о том, чем напиться, то есть о…

  • Зажечь ханукальную свечку...

    Я каждый год зажигаю ханукальные свечи не только потому, что этого требует традиция, но еще и потому, что я пироманка люблю…

  • Еврейская сюита, Испания.

    Евреи были торжественно изгнаны из Испании более 500 лет назад. Католические монархи Изабелла и Фердинад рассматривали как свое большое достижение…

  • "В шалашах живите семь дней..."

    Суккот - важный еврейский праздник, да вы и сами знаете... Он включает в себя много всего, что невозможно вместить в одном рассказе. Поэтому я…

  • Новый год настает...

    С Новым еврейским годом тех, кто празднует. Как-то очень быстро он пролетел... Не успела я оглянутся, как в супере опять появились желтые финики…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments