dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

Между желтым кругом и желтой звездой (традиции Эльзасского еврейства) - начало.

Bouxwiller-collage2-a
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller) рассказывает нам не только об истории евреев Эльзаса, но и о еврейской традиции этих мест. Он стремится продемонстрировать нам, что иудаизм - это динамичная культурная система, религиозные обычаи и художественные формы которой обновляются, когда еврейский народ сталкивается с различными цивилизациями.
Это свидетельствуют о фундаментальном единстве еврейского религиозного опыта с одной стороны, а с другой, о богатом разнообразии его художественного выражения в рамках традиции.



Существует постоянная дискуссия, в которой участвуют сторонники подлинно еврейского народного искусства, и те, кто отрицает его существование и сводит его к замене художественным творчеством не еврейской среды.
В реальности мы видим, как это работает в разных еврейских общинах: есть общая база и некоторые различия из-за влияния окружающих народов.
Еврейская традиция требует, чтобы все предметы, используемые в религиозных целях, как дома, так и в синагоге, были эстетически красивыми. Именно вера вдохновила тех, кто сделал красивые предметы еврейского культа в Эльзасе, которые вы увидите дальше. Часто они не были профессиональными художниками, а были простыми членами какой-то деревенской общины.
Даже в гетто (Втор.мир. война) стены были украшены еврейским художественным творчеством на темы иудаизма, пусть это и были произведения самодеятельных художников или детские рисунки.

Еврейская традиция всегда была очень важна для эльзасских евреев. Естественно, частично она не совпадала с другими общинами. Перед вами еврейская традиция по версии евреев Эльзаса, как они сами ее представляют в музее.

IMGP2897a-a
Соблюдение субботы, как известно, очень важно для евреев. Вот предметы, которые для этого используются: кидушная рюмка, салфетка с вышивкой для субботы и "йом-тов", т.е. праздников (первый и последний день Песаха, Шавуот, Роша а-шана, первый и последний день Суккот), специальные свечи для проводов субботы (авдала).

В средние века значительная часть населения была неграмотной, еврейских мальчиков учили читать и писать.
IMGP2840a-a
Изучение священных текстов между песочными часами и кнутом должно впечатлять современных учащихся.
Каждая община оплачивала труд меламеда (учителя). И бедные или богатые дети, все получали одинаковое обучение.

По вечерам мужчины собирались вместе для совместного изучения священных текстов. Заодно пили небольшими стаканами шнапс и ели пирожные, и так допоздна.
IMGP2834a-a
Макет в музее.


Часто учеба - это диалог между учеником и его учителем.
IMGP2836a-a
Изображение 18в. (?)

Украшение свитка Торы и всего, что с ним связано, является одной из самых важных традиций еврейской жизни. Сообщество, которое стало достаточно богатым, чтобы построить свою синагогу, также украшало ее в соответствии со вкусом своего времени. Когда община могла позволить себе новый свиток Торы, то его было принято всячески украшать. Человек, который мог позволить себе заказать свиток для личного пользования, обычно прилагал дополнительные усилия для обеспечения идеального исполнения и роскошного украшения.
Традиция говорит о том, что украшать предметы, которые требуются для выполнения заповеди, значит украшать сами заповеди.
Конечно, самые дорогие и ценные артефакты можно увидеть сейчас в больших музеях, а в провинциальных есть то, что сохранили люди для себя и потом передали в музей. Но все равно, авторы очень старались, создавая эти вещи.
IMGP2845a-a
Это указочки, יד - яд (рука, иврит), используемые при чтении свитка Торы. 18в. (?)
Обычно максимально украшаются, если позволяют финансовые возможности покупателя. Делаются из разных материалов.

IMGP2891a-a
Все члены общины вносят финансовый вклад в соответствии со своими средствами для содержания синагоги, образования, на помощь нуждающимся. В денежном выражении это была по крайней мере десятина (10% от дохода), как во времена Храма. В конце 18в. богатые евреи обязались финансировать школы.

Евреи Эльзаса любили покрывать стены своих комнат изображениями в рамках традиции. Это могли быть текстовые фрагменты ТаНаХа, таблички "Мизрах", изображения Иерусалима и святых мест Эрец-Исраэль. Были также таблички, называемые Шивити.

Мечта об Иерусалиме всегда жила в душе у каждого еврея Эльзаса, и это отражалось в изображениях.
IMGP2849a-a
Паломничество в Иерусалим было доступно лишь небольшому количеству предприимчивых смелых людей. На протяжении веков путешествие в Эрец Исраэль остается очень опасным.

IMGP2852a-a
Так ощущал себя тот, кто добрался в Иерусалим.

Тема посещения, для тех, кому удавалось посетить Иерусалим и благополучно вернуться, оставалось главным событием его жизни.

IMGP2851a-a
Так представляли себе Иерусалим и Храм. Изображение 17-18(??)в..
Художник не видел ни Иерусалим, ни изображений Храма.

Далеко не каждому удавалось посетить Иерусалим, но все молились в сторону Эрец-Исраэль, Иерусалима и Храма, на восток (мизрах).
Мизрах (מִזְרָח - восток, иврит), принятое у евреев Европы условное наименование направления молитвы.

Табличка Мизрах.
IMGP2854a-a
На мой взгляд, это весьма древняя табличка с изображением принесением жертвы и курением благовоний в Храме. Одновременно это и табличка Мизрах и табличка Шивити. Шивити - это первое слово восьмого стиха Псалма 16: Шивити Ашем Ленегди Тамид (Господь постоянно присутствует передо мной).
שִׁוִּיתִי יְהוָה לְנֶגְדִּי תָמִיד
תהלים טז ח

IMGP3025a-a
Табличка Мизрах,20в.(?)

IMGP2882a-a
Табличка Мизрах. 1834г. Эльзас в то время Франция.
Французские флаги и галльский петух на табличке. Эльзасские евреи - большие патриоты Франции.


Это реконструкция комнаты в еврейском доме в Эльзасе.
IMGP3021a-a
Вы видите тут множество знакомых ритуальных предметов: субботние подсвечники, свеча для проводов субботы, кидушная рюмка, ханукия. Под ханукией картина с изображением Иерусалима. Над столом субботняя лампа, а на стене - табличка Мизрах. Наличие таблички на реконструкции говорит о признании ее важности в еврейской жизни евреев Эльзаса.

Cкромные деревенские художники не ассимилировались: они создавали предметы в соответствии с традицией. Стиль мог нести в себе влияние их окружения, но специфическая символика их работы свидетельствует о жизнеспособности и оригинальности еврейской художественной традиции.

В иудаизме обряды основных этапов человеческой жизни оговорены традицией.

Рождение мальчика в еврейской семье - очень важный момент. На 8ой день после рождения происходит обрезание (брит-мила) и это одинаково для всех еврейских общин. Но в Эльзасе, в Центральной Европе и еще в нескольких местах существовала традиция создания маппы.
Неизвестно, откуда происходит эта традиция, но она хорошо известна с середины 16 века. Самый ранний образец, из известных, датируется 1530 годом. В 17 веке традиция распространилась в бассейне Рейна и в Центральной Европе, также достигла Северной Италии и Дании.
IMGP2876a-a
Что такое маппа, а в немецкоговорящих странах, ее называют "Вымпел Торы"?
Во время обрезания (брит-мила) ребенок находится на подгузнике-пеленке. После проведения обряда пеленку стирали и разрезали на четыре части одинаковой ширины. Их сшивали, чтобы получить длинную полосу ткани. Размеры полосы от 12 до 20 см в ширину и от 2 до 3 м в длину.
Текст, записанный на полосах, практически не изменился за последние четыре столетия: это традиционные благословения написанные на иврите. Кроме того имя ребенка, имя его отца, при необходимости прозвище или имя семьи, все на иврите, и дата рождения ребенка по еврейскому календарю. Полосы вышиты или разрисованы, как правило, матерью или бабушкой мальчика. Часто маппа украшена множеством декоративных элементов, которые сами по себе очень ценны, особенно благодаря тому, что это иллюстрации к жизни евреев в разное время: одежда, некоторые обычаи...
Когда ребенку исполнялось 3 года, маппа передавались в синагогу как дар ребенка.
Маппа служит лентой для обертывания двух частей свитка Торы. Вот тут понятно, как обертывают свиток.
В Эльзасе ленты было принято богато украшать. На самых старых надписи и декоративные мотивы были вышиты по рисунку, сделанному заранее коричневыми чернилами, вероятно, писцом или раввином. Они повторяли традицию, принятую в рукописях средневековья: трансформировали определенные буквы, концы которых превращались в животных или в цветы. Затем ткань переходила в руки женщин семьи ребенка: матери, бабушки или тети, которые вышивали ее.
Самыми многочисленными декоративными мотивами являются простые орнаменты, принимающие форму цветов, веток, птиц, змей ... В начале 18 века в тексте появляется астрологический знак ребенка.
IMGP2879a-a
Особенностью Эльзаса является наличие с 1830 году патриотических мотивов, будь то синий, белый и красный цвет текста, частое появление французского флага или даже представление сцен борьбы между прусскими и французскими солдатами. Эти символы присутствуют особенно после 1870 года и присоединения Эльзаса к Германской империи. Они демонстрируют привязанность эльзасских евреев к Франции.
Сейчас обычай делать маппу сохраняется в Израиле в кибуце Хафец-Хаим, и в отдельных синагогах выходцев из Германии и Франции.

IMGP2975a-a
"Презентация в синагоге" (Das Schultragen), гравюра Moritz Daniel Oppenheim, 1869
Отец и сын представляют вымпел (маппа) в синагоге.

Вот еще один обычай, который характерен для Эльзаса и для бассейна Рейна.
IMGP2982a-a
Все происходит в 3ю субботу после рождения девочки, реже мальчика.
В этот день в доме родители ребенка устраивали прием. Деревенские дети собирались вокруг колыбели и трижды поднимали ее, и при этом говорили: "Как зовут ребенка?" После чего объявляли имя и детям раздавали сладости. Затем раввин благословлял ребенка.


Талит- талес - один из самых широко известных ритуальных предметах иудаизма. Им пользуются мужчины всех еврейских общин, включая Эльзасскую. В разных общинах талиты различаются.

IMGP2986a-box-a.jpg
Подарки мальчику к бар-мицве в Эльзасе, кон. 19в.: талит, сумка для талита, тфилин, сумка для тфилин, часы.

IMGP3058a-box-a.jpg
50е годы 20в. Эльзас, Еврейский музей в Bouxwiller, Эльзас.


О том, как проходит еврейская свадьба я писала тут и тут. Свадебные обычаи в основном похожи и с другими общинами, но Эльзас меня удивил наличием специальной посуды к свадьбе.
IMGP2998a-a
Тарелка к свадьбе. Написано одно из 7и благословений, произносимых на свадьбе.
קול ששון וקול שמחה
קול חתן וקול כלה
(Голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, иврит)
В Эльзасе для богатой еврейской клиентуры фарфоровые заводы "Niederwiller", "Islettes" и "Saint-Clément" создавали посуду для любой цели.

Это весьма редкий артефакт, мало где его можно увидеть.
IMGP2888a-a
Специальная обувь для обряда "халица"(снимания) связанный с левиратным браком.
Левиратным брак - это предписанный ТаНаХом брачный союз между бездетной вдовой и братом ее покойного мужа. Халица - обряд, освобождающий от необходимости заключать этот брак.
Главная часть обряда халицы — разувание вдовой отказывающегося взять ее в жены деверя — рассматривается как унизительное для последнего.
Как должна быть изготовлена обувь для обряда точно установлено Галахой.
Обряд "халица" проводится специальным религиозным судом, состоящим из трех раввинов и еще двух лиц, часто даже не сведущих в законе.
IMGP2894a-a
Следуя традиции, председательствующий раввин задает деверю формальный вопрос: избирает ли он левиратный брак или халицу, — и тот подтверждает выбор халицы. Опершись спиной о стену, деверь выставляет вперед правую ногу в зашнурованной башмаке. Вдова, нагибается, правой рукой развязывает ремешки его сандалии, снимает и отбрасывает ее через плечо, плюет перед ним на пол и произносит на иврите: "Так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему, и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого".
После обряда вдова получает документ, разрешающий ей "вступать в брак, с кем пожелает".
Подробно тут

В музее можно увидеть, как одевались евреи Эльзаса со Средних веков до 19в.
IMGP2869a-a
Костюмы слева направо:
Средневековье: у мужчины "Еврейская шапка".
16 век: мужчина и женщина имеют на одежде желтый круг. Длинный плащ как у мужчин, так и у женщин.
17 век: воротник фреза, длинные накидки, плоская шляпа у мужчин, чепец у женщин.

IMGP2868a-a
Костюмы слева направо:
18 век: раввин в пальто с меховой отделкой, с широким поясом и в цилиндрической меховой шапке.
18 век девушка в корсете, длинные рукава, церемониальный фартук и высокая кружевная шапочка.
19 век: торговец в пальто с широкими лацканами, в сапогах и в шляпе-треуголке. Он тащит с собой свой товар, свою провизию и свои инструменты.
19 век: торговец скотом в голубом халате, кепке, гетрах и сабо.
17-20-й век: мужчина в одежде из белого хлопка и в шляпе, которую одевали на Йом Кипур.


Универсальный умный календарь - еще один редкий экспонат. Написано, что он годится на любой год.

IMGP2862a-a
В этом умном вечном календаре вертикальный столбец справа указывает дату месяца, остальные 7 столбцов - день недели. Каждый год используется один из 7 столбцов. Кто был создателем или владельцем этого календаря неизвестно. Известно то, что он жил в Эльзасе или в долине Рейна около 1720 года. На календаре он отметил на полях работу, которую нужно сделать, и даты, которые не следует забывать.
Я так и не поняла, как пользоваться таким календарем.

IMGP2858a-a
Месяцы соответствуют знакам зодиака. Здесь дева и лев.

IMGP2860a-a
А здесь водолей и козерог.

Окончание в ЖЖ https://dona-anna.livejournal.com/1003532.html

Из-за ограничений по размеру поста в жж, этот пост полностью не вошел. Полный пост https://dona-anna.dreamwidth.org/2346192.html
Tags: еврейское, музей
Subscribe

Posts from This Journal “музей” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments