dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

Между желтым кругом и желтой звездой (традиции Эльзасского еврейства)- окончание.

IMGP2843a-a
Этот экспонат так меня поразил, что до сих пор слышу рассказ аудио-гида о нем.
Иудаизм требует от еврея, чтобы даже находясь вне собственного дома, он соблюдал правила питания, то есть соблюдал кашрут. Для этого нужна специальная посуда, в которой не готовил бы никто, кроме евреев, соблюдающих кашрут.

начало


Удивительно, но почти в каждой деревне трактирщик позволял приезжим евреям самим готовить себе жареные яйца на ритуально чистой кашерной сковороде, которая принадлежала им. Чтобы гарантировать, что эта сковорода не использовалась другими, каждый еврейский путешественник помечал ее словом כשר (кашерный, иврит) для использования следующим таким же путешественником, нуждающимся в кашерной сковороде.

IMGP2822a-a
Повозка еврейского мелкого торговца. Мелкая торговля - одно из массовых занятий евреев Эльзаса в 19в..


Еврейские праздники.

В талмудическом трактате Шаббат написано: "Построить красивый шалаш в Его честь, купить красивый лулав, красивый шофар, красивый цицит, красивые свитки закона, написанные красивыми чернилами красивой ручкой умным писцом, и покрыть их красивыми шелками..."

Рош ашана
IMGP2911a-a
Видите, вместе с шофарами тут представлен муляж яблока и вазочка для меда, украшенная пчелой. Вазочка выглядит пластиковой, так что не слишком старая...
Наверное из-за того, что обычай обмакивать яблоко в мед относительно новый, я не встретила в еврейских музеях его материальных свидетельств. Понятно, что яблоко должно быть свежим, но красивые вазочки для меда должны быть во множестве, думала я... а их нет... Вы помните, какое количество коробочек для этрогов я вам показывала? А вазочку для меда пока встретила только одну...


Йом кипур
Накануне Судного дня евреи особенно должны заботиться о том, чтобы предстать перед Всевышним обновленными. Они непременно просят прощения друг у друга за совершенные провинности. Традиционный подход говорит, что подлинная богобоязненность выражается, именно в человеческих отношениях. Только религиозное рвение не компенсирует недостаток порядочности или терпимости к людям.
IMGP2906-Bouxwiller-a-a
"Примирение в канун Йом Кипур", гравюра Hermann Junker (1838–1899)

Так просьбы о прощении друг у друга изобразил Hermann Junker. Целый день перед Судным днем евреи ходили друг к другу и просили прощения. Христиане наблюдали за ними с удивлением.

В Йом-Кипур принято одеваться в белые одежды, и обратите внимание, как одеты эльзасские евреи.
IMGP2908-Bouxwiller-a-a
Выход в синагогу утром в Йом-Кипур. Альфонс Леви, кон. 19в.
Рисунок древесным углем на бумаге.
Одна из иллюстраций художника к "Еврейским рассказам" Л. фон Захер-Мазоха.

Евреи падают ниц в синагоге один раз в год, в Йом-Кипур.
IMGP2907-Bouxwiller-a-a
Автор Альфонс Леви, кон. 19в.

IMGP2906-Bouxwiller2-a-a
"Молящийся еврей". Альфонс Леви, кон. 19в.

IMGP2909-Bouxwiller-a-a
Во дворе синагоги в Йом-Кипур, Альфонс Леви, кон. 19в.

Суккот
Эта еврейская община, безусловно, любила Суккот.
IMGP2921a-a
Религиозный еврей, живущий в Европе, был счастлив с гордостью показать своим друзьям чудесный этрог, который ему удалось добыть. Это работа художника Альфонса Леви, конец 19в., изображающая эльзасского еврея держащего в руках 4 вида растений. Посмотрите, сколько восторга на лице у человека, он явно смотрит на этрог.

IMGP4165a-a
Еврей с четырьмя видами растений, обратите внимание на лулав, он не такой, как принят сейчас.
Работа художника Альфонса Леви, конец 19в.

IMGP2915a-a
Коробочка для этрога, 19в.

IMGP2932a-a
Изображение 18 века. Как видите, еврей торжественно шествует в Суккот в синагогу, в правой руке сжимает этрог, в левой - лулав, мирт и ива.

Ханука
В небольшом музее можно узнать чем занимались люди в праздник.
IMGP2935-Bouxwiller-jews-museum-a-a
На Хануку разрешались игры, считавшиеся обычно пустой тратой времени. Вот перед нами набор игр на Хануку из Эльзаса.
Вы видите кроме трех ханукальных подсвечников, игры для детей и взрослых в Хануку: домино, кости и волчок-юла.


Пурим
Интересно, что это первый музей, где я увидела специальную посуду для Пурима. Обычно специальная посуда существует у евреев для Песаха. Такая тарелка использовалась также как и сейчас тарелки и прочие емкости, в которые укладывают сладости и отправляют родственникам и друзьям в подарок ("мишлоах манот").
Оказывается в Эльзасе для богатой еврейской клиентуры заводы фарфоровые "Niederwiller", "Islettes" и "Saint-Clément" создали целые праздничные сервизы. Кроме того, в музее представлены серебряные и оловянные тарелки для "мишлоах манот".
IMGP2940a-a
Тарелка для "мишлоах манот" в Пурим с изображением Мордехая, 18 век, Художник М. Вейль, завод "Les Islettes" в Лотарингии.
На тарелке: Аман идет пешком и ведет царскую лошадь, на которой сидит Мордехай, одетый в царскую одежду, со скипетром в руке , и надпись: "...вот что делают для того человека, которому царь желает оказать почет!" (Эстер 6: 9). По краю мы читаем: "...посылая явства в дар друг другу и подарки бедным" (Эстер 9:22). Под персонажами имена: Мордехай и Аман.

IMGP2945a-a
Аман на виселице, 18в. (?), фрагмент из Свитка Этер. Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).
Здесь также вешают и сыновей Амана

Не могу не показать фрагмент из фрагмент из Свитка Этер времен Французской революции 1793г.
IMGP2950b-a
В иллюстрации к фрагменту об изгнании Вашти, художник изобразил казнь Марии-Антуанетты.
Часто в традиционных еврейских текстах иллюстрации соответствовали моменту.

Песах
IMGP2956a-a
Так выглядел седер Песах в Эльзасе в конце 19 - нач. 20вв., макет.

На этих тарелках просто написано "Песах" и сами они попроще, видимо хозяева их были небогаты.
IMGP2961a-a

IMGP2960a-a
Сверху надпись "Агада". Изображена подготовка к Песаху.
Время и источник неизвестны, но выглядит 18 веком, я думаю.

В этой общине также существовала праздничная одежда для праздника Песах у мужчин. Время не указано.
IMGP2953a-a
У них же существовала специальная одежда к Судному дню, см. выше.

IMGP2884a-a
"Sederzweil" полотенце для Песаха, используемое для ритуальных омовений. Вышивка, 1806
Обратите внимание, на патриотический характер рисунка. Евреи Эльзаса очень любили Францию.

Шавуот
Две очень интересные, на мой взгляд, средневековые иллюстрации к празднику Шавуот.
IMGP2969a-a
Очень интересная иллюстрация из Книги Рут - уборка зерновых. Обратите внимание - у части людей головы животных и птиц. Помните знаменитую средневековую "Агаду с птичьими головами", Южная Германия, 1300? Там все люди с птичьими головами, тут только часть. Это говорит о запрете на изображения. И в других ашкеназийских рукописях того времени встречаются в большом количестве изображения людей с головами животных. Но здесь такие головы только у части людей. У других головы обычные. Почему? Хотелось бы узнать...

IMGP2965a-a
К сожалению, в музее не указаны даты и нарисованы лица. Изображена процессия на Шавуот - в Иерусалимский Храм несут первые плоды урожая.

Потрясающее разнообразие церемониального искусства и еврейских обычаев является ценным свидетельством динамичности культуры в постоянной эволюции. Традиционное вынуждено обновляться, когда еврейские сообщества сталкиваются с другими, не еврейскими. Предметы искусства и ритуалы несут отпечаток всех ландшафтов, в которых живет еврейская диаспора. Но при этом все это несет в себе еврейскую традицию.


Сайт Эльзасского еврейского музея (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller) http://judaisme.sdv.fr/today/musee/musee.htm


Музей на карте

В 2019 музей работает с воскресенья 17 марта.
Со вторника по пятницу, а
также в воскресенье и праздничные дни
с 10:00 до 13:00 и с 14:00 до 18:00.

Также закрыто:
21 и 26 апреля; 9 и 10 июня; 1,9,15,22 октября 2019

Можно взять аудиогид на французском, немецком, английском, иврите.

Стоимость входного билета: взрослые 6 €,
группы 4,80 €
дети от 8 до 15 лет 3 €,
дети до 8 лет: бесплатно.

в зимний период, возможность посещения музея по предварительной записи
(от 10 человек ) по телефону или электронной почте.
Уточнять http://judaisme.sdv.fr/today/musee/index.htm

***

Еще об эльзасских евреях я писала:
Альфонс Леви, художник еврейской жизни
Пфаффеноффен: когда-то здесь жили евреи
Евреи в тени аббатства



Инфа:
https://www.cairn.info/revue-ethnologie-francaise-2007-HS-page-49.htm#
http://judaisme.sdv.fr/traditio/coutume/coutumes.htm
http://judaisme.sdv.fr/histoire/historiq/histo/index.htm
http://judaisme.sdv.fr/histoire/historiq/anglais/history.htm
https://en.wikipedia.org/wiki/Josel_of_Rosheim
https://ru.exrus.eu/Rabbi-Yosel-iz-Roskhayma-vydayushchysya-zashchitnik-interesov-evreyev-Svyashchenno-id55cdae31ae2015470946f90f
https://en.wikipedia.org/wiki/Jewish_hat
https://www.cairn.info/revue-archives-juives1-2004-1-page-47.htm
http://tjacob.chez.com/alsace.htm
Tags: еврейское, музей
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments