dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

"Меня преследуют погромы, я вечный жид, лишённый дома..." (с) М.Этельзон (окончание)

IMGP2135a-a
"Жертвы погрома", без даты. Музей иммиграции на острове Эллис (Ellis Island) США.

Это окончание поста. Начало

 

IMGP7678a-a
"Беженцы", 1906г, Абель Пан, один из художников школы Бецалель. Выставка "Опасное искусство, Художественный музей Хайфы



"Беженцы", 1906-1909гг, Маурицио Минковский. Выставка "...обувь ваша на ногах ваших и посох ваш в руке вашей" (Шмот 11:12, 11), Музей Мане-Кац, Хайфа

Лео Моцкин (в честь которого назван Кирьят-Моцкин ), один из видных деятелей сионизма в 1926г. сказал: "Тот кто не видел погромы своими глазами, тот не знает его природу. Я прошел это в своем детстве и никогда не забуду этого ужаса, до моей смерти".
В 1905г Моцкин написал книгу «Еврейские погромы в России», которая вышла в двух томах на немецком языке(!) в 1909—1910 гг. и представляла собой детальное исследование антисемитских выступлений в России с начала 19 века и до кульминации в годы революции. Много внимания уделялось еврейской самообороне.


"Погром", Яков Штейнхардт. 1913г. Выставка "Штейнхардт и Штрук, художник и его учитель" Музей Германа Штрука, Хайфа.

IMGP8912a-a
"Семья еврейских беженцев" 1915, Маурицио Минковский
Выставка "Сокровища музея – 80 лет", Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод (המשכן לאמנות, עין חרוד על שם חיים אתר)

Еще одна картина того же автора с почти теми же героями и похожей композицией. Видимо эти люди очень тронули сердце художника.

"Семья", 1916г., Маурицио Минковский. Выставка "...обувь ваша на ногах ваших и посох ваш в руке вашей" (Шмот 11:12, 11), Музей Мане-Кац, Хайфа

IMGP8906a-a
"Слухи о погроме" 1917, Авраам Маниевич.
Выставка "Сокровища музея – 80 лет", Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод (המשכן לאמנות, עין חרוד על שם חיים אתר)

1918-1921 Наиболее массовые погромы в российской истории происходили во время Гражданской войны в России. Погромы в этот период совершались украинскими националистами, формированиями «зелёных», белогвардейцами и частями Красной армии как в России, так и на Украине. По разным данным за этот период произошло от 887 до более 1500 погромов. От 50 до 200 тысяч евреев погибли. Около 200 тысяч было ранено и искалечено. Тысячи женщин были изнасилованы. Около 50 тысяч женщин стали вдовами, около 300 тысяч детей остались сиротами.
Отец художника И.-Б. Рыбака погиб в одном из этих погромов.

IMGP8849a-a
"Киевский погром" 1918, Иссахар-Бер Рыбак.
Выставка "Сокровища музея – 80 лет", Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод (המשכן לאמנות, עין חרוד על שם חיים אתר)

IMGP8854a-a
"Киевский погром" 1918, Иссахар-Бер Рыбак.
Выставка "Сокровища музея – 80 лет", Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод (המשכן לאמנות, עין חרוד על שם חיים אתר).

IMGP8861a-a
"Киевский погром" 1918, Иссахар-Бер Рыбак.
Выставка "Сокровища музея – 80 лет", Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод (המשכן לאמנות, עין חרוד על שם חיים אתר)

IMGP8864a-a
"Киевский погром" 1918, Иссахар-Бер Рыбак.
Выставка "Сокровища музея – 80 лет", Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод (המשכן לאמנות, עין חרוד על שם חיים אתר).

IMGP2130a-a
"Первые жертвы погрома в Проскурове 15.02.1919г., когда было убито 1500 евреев. Это был один из 1200 погромов, прошедших на Украине в 1918-1919гг." Музей иммиграции на острове Эллис (Ellis Island) США.

Эта картина меня поразила.
Я слышала об организациях еврейской самообороны, но картин на эту тему я никогда не видела.
IMGP8908a-a
"Самооборона" 1920, Лазар Крестин (1868-1938).
Выставка "Сокровища музея – 80 лет", Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод (המשכן לאמנות, עין חרוד על שם חיים אתר)

Так и вспоминается:
Не в том беда, что ест еврей наш хлеб,
а в том, что проживая в нашем доме,
он так теперь бездушен и свиреп,
что стал сопротивляться при погроме.
И.Губерман

Посмотрите на лица: художники, пережившие погромы, изображали то, что они знали и чувствовали.
Люди разных слоев общества собрались вместе чтобы противостоять погрому. Они объединились, чтобы защищаться. Слишком много сотен лет евреи страдали от погромов и у них никогда не было возможности наказать своих преследователей.
Часть этих молодых людей уехали в Эрец-Исраэль в рамках Третьей Алии, их вдохновили сионистские идеи.

1929 Во время арабских беспорядков в Подмандатной Палестине, в Хевроне были убиты арабами шестьдесят семь евреев.
1929 Hebron massacre infobox.jpg
Public Domain, Link

1936 Погром в польском городе Przytyk может не поражает количеством убитых благодаря ... самообороне. Городок-то небольшой, там всего было 2500, из них 87% евреев. Евреи стали обороняться и прогнали погромщиков. Во время обороны евреи ранили несколько польских крестьян и одного убили выстрелом из пистолета. В ответ поляки ворвались в еврейские дома. Они убили двоих, 22 человека было ранено и был нанесен серьезный ущерб еврейскому имуществу. Полиция, которая прибыла уже после всего, и устроила поиск оружия в еврейских домах. На следующий день после случившегося в суд привели 44х поляков и 14 евреев. Судьи приговорили евреев на сроки от полугода до 14 с половиной лет (тому, кто стрелял из пистолета). Погромщики отделались очень легким наказанием.
Этот погром очень поспособствовал увеличению количества евреев, уехавших в Эрец-Исраэль из Польши.
После этого погрома, в 1938г. поэт и композитор Мордехай Гебиртиг написал знаменитую песню на идише "Горит местечко". Сам Мордехай был расстрелян немцами вместе с женой и дочерьми в ходе ликвидации Краковского гетто.
В песне есть не только рассказ об ужасе горящего местечка, но и призыв каждому не сидеть сложа руки, а начать тушить, т.е. обороняться.
Yossi Desser - Es Brent/עס ברענט (идиш)


1938, 9-10 ноября "Хрустальная ночь". Погромы происходили до Катастрофы и в ее начале. Самый известный - "Хрустальная ночь" на всей территории Третьего рейха (Германия и Австрия).
"Хрустальная ночь" в Вормсе (Германия): синагога сгорела, еврейские дома и магазины были разрушены, евреи-мужчины были отправлены в концлагеря.
Пожар синагоги 10.11.1938г. Пожарники не тушили огонь, но пытались помешать огню распространятся на соседние дома. Любопытные люди стояли на улице и смотрели. Древняя синагога сгорела полностью.
IMGP6280a-a
Еврейский музей (Вормс, Германия)

IMGP9122a-a
"Бегство после погрома" 1939, Авраам Мендельсон.
Выставка "Сокровища музея – 80 лет", Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод (המשכן לאמנות, עין חרוד על שם חיים אתר).

1941 Погром во Львове, осуществленный украинскими националистами, незадолго до прибытия туда немцев. Убито 6000 евреев.

Музей Музей Яд Вашем, Иерусалим

Беженцы после Катастрофы, самого большого еврейского погрома, который можно было себе представить...
IMGP7685a-a
"Беженцы", 1946г., Мирон Сима. Выставка "Опасное искусство, Художественный музей Хайфы

1946 Погром в Кельце — самый крупный послевоенный погром против еврейского населения в Польше, проведённый 4 июля 1946 года антисемитски настроенным польским населением города Кельце.
До начала второй мировой войны в Кельце проживало около 20 тысяч евреев, что составляло треть населения города. После окончания войны в Кельце осталось 163 еврея, выживших после Катастрофы, в большинстве — бывших узников нацистских концентрационных лагерей.
В ходе погрома было убито 47 евреев из этих 163 спасшихся в Катастрофе (!), среди них дети и беременные женщины, а также больше 80 человек было ранено.
Kielce Monument.jpg
By יאיר ליברמן at he.wikipedia, CC BY-SA 3.0, Link


А что же арабские страны? Думаете они чем-нибудь отличались? да ничем...
Вот очень сокращенные хроники всего двух стран по материалам выставки "Уехать и не возвращаться никогда", Музей Эрец-Исраэль"

Марокко.
Отдельные исторические моменты жизни евреев в Марокко.
1033г. Убито 6000 евреев в городе Фез.
1465г. Линч и массовые убийства в еврейском квартале города Фез.
1790г. Массовые убийства, насилие и погромы в городе Теуан. Руководители еврейской общины были привязаны к хвостам лошадей, которые тащили их по городу.

IMGP8693a-a
1834г. Солика Хатуэль была казнена за отказ перейти в ислам. Картина худ. А.Дехогенка.
1904г. 22 еврея убито в городе Таза, сотни бегут в Касабланку.
1907г. Беспорядки в Касабланке. 100 евреев убито, 250 девушек схвачено и изнасиловано.
1912г. Начало колониального правления Франции в Марокко.
1912г. Беспорядки в городе Фез. 60 евреев убито, 10.000 остались бездомными.
1948г. Беспорядки в городах Уджада и Джерада. 42 еврея убито, 12.000 уезжают из Марокко.
1954г. 6 евреев убито в городе Петиджин и их тела сожжены.
1956г. Марокко становится независимой страной.
1961г. Потоплено судно нелегальных эмигрантов "Эгоз" по дороге в Израиль.
1961-1964гг. 80.000 евреев покидает Марокко.
В 1948г. еврейская община Марокко составляла 265.000 человек. На сегодняшний день в Марокко проживает 3.000 евреев.

Ирак
Отдельные исторические моменты жизни евреев в Ираке.
1917г. Иракское правительство казнит евреев за подделку денег.
IMGP9007a-a
1941г. беспорядки во время праздника Шавуот в Багдаде, 180 евреев убито, сотни раненых. Погром магазинов и домов.
1948-1949 Правительство издевается над евреями с целью изгнать и завладеть их имуществом. Сотни уволенных из общественного сектора, наложены жесткие ограничения на еврейских торговцев, травля евреев в прессе, аресты и обвинения евреев в помощи Израилю. Глава правительства представил программу по изгнанию евреев из страны.
1950-1951 Ирак отбирает гражданство у евреев, как условие для отъезда из страны, и забирает их имущество. Националисты подкладывают бомбы в синагоги, 135.000 евреев покидают страну.
1969г. Девять евреев было обвинено в шпионаже в пользу Израиля и повешено на главной площади Багдада. Оставшиеся евреи покинули страну.
На сегодняшний день в Ираке не проживает ни одного еврея.


90е годы 20в. вновь принесли с собой беженцев...

"Автопортрет в образе беженца", ок. 1997г., Меир Пичхадзе. Выставка "...обувь ваша на ногах ваших и посох ваш в руке вашей" (Шмот 11:12, 11), Музей Мане-Кац, Хайфа

Из моих собственных воспоминаний
И тут по городу поползли слухи о готовящемся погроме. Стоял холодный февраль 1990 года. На тот момент, за свою тридцатилетнюю жизнь я никогда не слышала о возможных погромах в Ленинграде. Родственники с Западной Украины рассказывали, что у них слухи о погромах были каждый год... Но чтобы в Северной Пальмире, в такое было тяжело поверить...
Помню разговоры, что все еврейские квартиры помечены.
24 февраля 1990 года по ленинградскому ТВ выступил секретарь горкома\обкома Гидаспов с трясущимися руками. Он говорил, как мне помнится, что "мы не можем гарантировать безопасность трудящихся", а судя по найденному в сети, "мы не допустим проведение погромов в городе". И то и другое вариант только усиливал бы общий страх. Значит точно будет погром, решили мы, советские люди, привыкшие к постоянному вранью.
По телефону один близкий друг объяснял мне, что надо достать топор и положить его непосредственно рядом с дверью и как зажечь газовую плиту, чтобы произошел взрыв... Ближайшая подруга предложила прийти прятаться у нее - я сразу вспомнила свою бабушку, рассказывавшую о пережитом ей погроме и о соседе, который прятал всю ее семью у себя в подвале, а когда пришли погромщики вышел к ним с иконой.
Во все времена и в любой географической точке пространства есть хорошие люди, независящие от политической ситуации.

Ночь была страшная, и я никогда не переживавшая настоящего погрома, боялась поротой задницей бабушкиными пережитыми страхами. Оказывается, страхи передаются через поколения.

На следующее утро, на работе, ко мне заглянула начальница и сказала, что она подписала мои документы на выезд, которые долго не хотела подписывать... Как говорится, кому война, а кому мать родна погром, а кому решение проблем.
На работе кто-то из сотрудников говорил, что слышал очевидцев, которые видели, как по Московскому проспекту шли танки. Вот так и жили слухами.

Ужас ожидания погрома витал в воздухе еще долго. Через пару дней после той памятной ночи я была в гостях у сотрудницы, очень разумной дамы, матери двоих маленьких детей. Сама-то она русская да вот муж - еврей. Муж как раз был в командировке. Речь, естественно, зашла о возможном погроме. Могли ли мы тогда говорить о чем-то другом? Я, естественно, рассказывала про топор и газ. А сотрудница, глядя на меня ясными голубыми глазами рассказала, что будет спасать детей, посадив их в корзинку и спустив ее через окно с помощью приспособлений мужа-альпиниста. Я подошла к окну: мамадорогая, это был 8 этаж! Никакие мои разумные доводы, об опасности спускания детей в корзинке с 8 этажа, не помогли. Страх погрома был сильнее.

И пожалуйста, не говорите о том, что слухи о погроме и не прием евреев в США в том же самом году организовал Я. Кедми. Только он лично сам все это утверждает и нет никакого смысла ему верить.


"Чемоданы и книга", 2001г., Меир Пичхадзе. Выставка "...обувь ваша на ногах ваших и посох ваш в руке вашей" (Шмот 11:12, 11), Музей Мане-Кац, Хайфа


Вот фрагмент стихотворения, цитатой из которого я назвала этот пост:

Меня преследуют погромы,
я вечный жид, лишённый дома,
незваный гость - я в горле кость.
Я пепел войн и инквизиций,
по мне мечом прошёл Хмельницкий,
мне по ночам Освенцим снится,
я - Бабий Яр, я - Холокост.

Во мне века бушует пламя:
мне не даёт покоя память -
и жжёт, и рвётся из груди.
Не потому ли взгляд печален:
такая ноша за плечами,
такая чаша - впереди...
Михаил Этельзон


Я решила написать этот пост, потому что в моем архиве скопилось много картин начала 20века, посвященных погромам... Все эти замечательные художественные свидетельства времени пылятся в запасниках нескольких израильских музеев и очень-очень редко появляются на выставках. А некоторые, я уверена, не появляются вообще. Все это вместо того, что бы висеть в постоянной экспозиции самых крупных израильских музеев. Происходящее особенно неправильно, потому что это НАША история. Не тех народов, среди которых мы жили, а наша собственная. История, о которой надо помнить всегда. Иначе у нас будут и дальше вырастать "сабры свалившиеся с Луны", которые считают себя прямыми потомками макавеев без 2000 лет галута и страданий.
К картинам с выставок добавились картины, находящиеся в публичном доступе в сети и те, что я перефотографировала в Музей иммиграции на острове Эллис (Ellis Island) США.
Так что это попытка создать виртуальный музей на тему, о которой не слишком любят говорить. Еще раз скажу, что я думаю, что изображения говорят больше, чем слова.

Памяти всех безвинно убитых, погибших в пожарах своих домов или забитых погромщиками, не успевших убежать и спрятаться...

!יהי זכרם ברוך

Инфа:
https://eleven.co.il/jews-of-russia/government-society-jews/13251/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC_%D0%B2_%D0%9A%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B5
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A4%D7%95%D7%92%D7%A8%D7%95%D7%9D_%D7%A7%D7%99%D7%99%D7%9C%D7%A6%D7%94
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A4%D7%95%D7%92%D7%A8%D7%95%D7%9D
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A4%D7%95%D7%92%D7%A8%D7%95%D7%9D_%D7%A4%D7%A9%D7%99%D7%98%D7%99%D7%A7
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%A2%D7%99%D7%99%D7%A8%D7%94_%D7%91%D7%95%D7%A2%D7%A8%D7%AA
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%A8%D7%93%D7%9B%D7%99_%D7%92%D7%91%D7%99%D7%A8%D7%98%D7%99%D7%92
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D0%BF-%D1%85%D0%B5%D0%BF
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B_%D0%B2%D0%BE_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B5
https://en.wikipedia.org/wiki/Deggendorf
https://en.wikipedia.org/wiki/Pogrom
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC
https://eleven.co.il/diaspora/regions-and-countries/15408/
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0%AD%D0%91%D0%95/%D0%9F%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
Из-за ограничений по размеру поста в жж, этот пост полностью не вошел. Полный пост https://dona-anna.dreamwidth.org/2349475.html
Tags: еврейское
Subscribe

Posts from This Journal “еврейское” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments