dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

Море огней Хануки.

Hanuka-collage-a
Опять ханука, надо же, как время быстро прошло... В супере ханукальные пончики появились почти сразу после Рош Ашана как будто специально приближая следующий праздник... И ничего тут не поделаешь.  Так что пришло время поговорить о ханукальных светильниках. Я целый год их собирала и теперь буду вас ими мучать :)



Не так много есть старинных изображений зажигания ханукальных светильников. Вот перед вами одно из них.
IMGP7636a-a
"Зажигание ханукальных свечей" 1880, Мориц Даниэль Оппенгейм.
"Художник Ротшильдов и Ротшильд от художников", был первым еврейским живописцем с академическим образованием, не сменившим религию, чтобы получить образование. Он с одной стороны, стал символом еврейской эмансипации в Германии, а с другой стороны, он оставил нам многочисленные изображения традиционной еврейской жизни 19 века.

IMGP7636b
Здесь я специально ставлю фрагмент из этой картины. Вы видите, что художник изобразил 2 ханукии. Одну, слева, простую, со свечами, зажигает мальчик. А справа рядом стоит еще одна, похожая на масляную, и, мне кажется, уже горящая. Может были ханукии для детей и для взрослых отдельно? Не знаю.

Ханукальных светильников сохранилось очень много, особенно много относящихся к 19 - 20 векам. Ханукии были и есть, как дорогие так и дешевые, выполненные в разных стилях, из самых разных материалов. Эти светильники были и есть в каждой еврейской общине и в каждом еврейском доме. Их можно увидеть в музеях, есть коллекционеры, которые их собирают и имеют большие коллекции. Старинные можно купить не слишком дорого в сети. Современные продают в любом магазине, торгующем иудаикой в том или ином виде. Это один из самых распространенных еврейских артефактов.
Если внимательно посмотреть на старинные ханукии, то видно, что еврейские общины, жившие на большом расстоянии, общались между собой. Они заимствовали друг у друга идеи создания ритуальных предметов, в том числе и ханукальных подсвечников.
Я тоже собираю эти светильники, но не их самих, а их фотографии. Рассматривая их можно многое узнать об истории и традициях еврейского народа.
Я уже столько насобирала этих светильников, что хочется какой-то систематизации, например поговорить о стилях, в которых их делали.
Начнем с того, что ханукии делятся на те, в которые вставляют свечки, а есть те, в которых используется масло.

Есть ханукальные светильники, которые выполнены в стиле меноры, в них зажигают свечи. Хотя, может быть в них можно поставить и емкости для масла. Я не уверена в этом на 100%, и у меня нет никакого опыта общения с масляными светильниками. Если кто-то думает, что я ошибаюсь, пожалуйста, не стесняйтесь и говорите. Будем считать, что все это деление условное.

Начнем с этой большой и шикарной ханукии из серебра.
IMGP8008a-a
Ханукия, Киев, Украина, 1896-1908. Музей Бар Давид (кибуц Барам)
У нее есть интересная история.
К Моше Бар-Давиду, коллекционеру иудаики, создателю музея в кибуце Барам, обратились дети пожилой пары, у которой были отдельные почерневшие серебряные фрагменты, видимо, ханукии. Они попросили их почистить. В результате, Бар-Давид недорого купил эти фрагменты для коллекции. Почистил и собрал. Но что-то его удивило.

IMGP8012a-a
С верхней частью ханукии все было в порядке - там Скрижали Завета, львы. И эта часть безусловно еврейская.

А вот нижняя часть от церковного канделябра.
IMGP8003a-a
На нижней части несколько раз изображены лебеди. Лебедь иногда считается символом Мартина Лютера. Лебедь часто изображался в лютеранской живописи, на богослужебных книгах, иногда — в скульптурном декоре. Его можно также видеть на шпилях некоторых лютеранских церквей. Сейчас уже сложно сказать, как и когда эти части объединились. Кстати, серебро этих частей разных проб. Может быть изначально автор имел нижнюю часть от канделябра и решил, не пропадать же добру сэкономил на работе, добавив только верхнюю? :)

IMGP8130a-a
Ханукия, Марокко, 18в.. Музей Бар Давид (кибуц Барам).
Тут даже видны следы от свечей. Эта ханукия имеет 2 служебных подсвечника. Их использовали для зажигания субботних свечей. Как говорится два в одном, и ханукия и субботние подсвечники.

IMGP8134a-a
Ханукия, серебро, Германия, конец 19в.., Музей Бар Давид (кибуц Барам).

IMGP8994a-a
Ханукия, Дамаск, Сирия, 1893г. Музей Эрец-Исраэль, выставка "Уехать и не возвращаться никогда".
С этой я совсем не уверена, что в нее свечки вставлялись, но в таком виде ее нижняя часть не подходит для масла.

IMGP6259a-a
Ханукия, нач.20в., арт-деко, Еврейский музей в Вормсе.


IMGP7643a-a
Ханукия, Иерусалим, Школа Бецалель, начало 20х годов прошлого века. Музей Израиля

IMGP9041a-a
В Художественном музее имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод подписано: "Ханукия, Восточная Европа, 18в.". Я с этим совершенно не согласна - может они перепутали подписи? На мой взгляд эта ханукия выглядит гораздо моложе, может нач. 20в.? Никто бы не посмел в 18в. сделать ханукию с таким оформлением. И изображен тут может кибуц, а может и мошав в Эрец-Исраэль. Такой типичный пасторальный пейзаж с водонапорной башней, домиками и кипарисами... Да, и со стеной, типа "стена и башня".

IMGP7890-haifa-museon-air-a
Керамическая ханукия, 60 или 70е годы прошлого века, Хайфский городской музей.

IMGP8132a-a
Эфиопская ханукия, керамика, Израиль 1998г., Музей Бар Давид (кибуц Барам).
Эфиопская традиционная работа в керамике. Создана в Израиле. В Эфиопии евреи Хануку не праздновали. Евреи попали в Эфиопию во времена Первого Храма, а чудо Хануки случилось гораздо позже.Они не имели никакого понятия о Хануке. Так что ханукальные подсвечники они стали делать уже в Израиле. 

IMGP0854a-a
Современные ханукальные подсвечники, магазин завода Тхелет


Теперь масляные светильники. Часть из них таковыми названа в музеях, что очень облегчает мое определение.

Стиль "Райский сад". Как я понимаю, ханукии в таком стиле делали в Европе. Во всяком случае я еще не встретила их из других мест.
На таких светильниках имеются повторяющиеся мотивы: виноградные грозди, финиковые пальмы с плодами, два льва - колено Йегуды и лев Иерусалима, корона Торы, кувшины для оливкового масла (символизируют чудо Хануки), изображение меноры.

IMGP8140a-a
Ханукия в стиле "Райский сад", Варшава, Польша, 19в., Музей Бар Давид (кибуц Барам).

Это практически такая же ханукия, сделанная чуть по-другому, но ощущение, что отливались они в одной форме.
IMGP9039a-a
Ханукия, Польша, 19в., Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.

IMG_20170924_113118a-a
Серебряная масляная ханукия, кон. 19в., Еврейский музей в Вормсе.
Тут много растительности, но не той, что растет в райском саду по еврейской версии.

IMGP8239a-a
Масляная ханукия, Австро-Венгрия, 19в.., Музей Бар Давид (кибуц Барам).
По ханукальным светильникам можно сказать, что местная архитектура влияла на форму подсвечников и по ним можно сказать в какой стране мастер жил. На австрийском светильнике мы видим створки алтаря церкви(!). Автор был из Зальцбурга и мог быть не евреем. Просто заказали у него светильник. И тоже, львы, растения - чем не райский сад.

Теперь светильники только со львами. Они были как в Европе, так и в других местах, где жили евреи.

IMGP8238a-a
Масляная ханукия, Литва, 19в., Музей Бар Давид (кибуц Барам).

IMG_20170924_113131a-a
Бронзовая масляная ханукия, Еврейский музей в Вормсе.

IMGP9021a-a
Масляная ханукия, Эрец-Исраэль, 19-20в., Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.

IMGP8137a-a
Масляная ханукия, Северная Африка, Музей Бар Давид (кибуц Барам).

Следующие 2 светильника из лагерей для перемещенных лиц на Кипре. Живя там евреи много занимались художественным творчеством. Об этом рассказала выставка "Кипр. Искусство выживания. 1946-1949" в музее Эрец-Исраэль.

IMGP8425a-a
Ханукия, Кипр, 1946-1949г., камень.

IMGP8429a-a
Ханукия, Кипр, 1946-1949г., камень.

Эту ханукию, сделанную в технике филигрань, я бы тоже отнесла к стилю "Райский сад", если считать саму филигрань растительным мотивом. Но здесь есть и еще одна тема, повторяющаяся в ханукальных подсвечниках. Обратите внимание на колонны и как бы дверь. Считается, что это изображение фасада синагоги. А может Храма?
IMGP9036a-a
Ханукия, Польша, 19в., Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.

Еще один вход в синагогу.
IMGP9038a-a
Масляная ханукия, Восточная Европа, 18в., Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.
Эта ханукия также имеет 2 служебных подсвечника.

И еще один вход. Но у этого дверь открыта, в отличии от двух предыдущих.
IMGP8235a-a
Ханукия с изображением фасада синагоги, Польша, 18в., Музей Бар Давид (кибуц Барам).
И у этой 2 служебных подсвечника.


Италия: от арки Тита до ханукального светильника.
Вот она, арка Тита, столь символичная для евреев. Она была построена в 81г.н.э. для увековечения победы огромной Римской империи над крошечной Иудей.

После поражения Иудеи евреям еврейскими законами было запрещено ходить под аркой.
Но в 17 веке каждого вновь избранного папу еврейская делегация должна была приветствовать под аркой Тита; папа принимал от евреев свиток Торы, а затем возвращал его в знак бесчестия.
После образования государства Израиль, в Рим приехала специальная делегация, которая прошла под аркой в обратном направлении движению триумфаторов. В отдельных источниках говорится, что это были евреи Рима.
Конечно, это был символический жест. Но он имел огромный смысл для всех евреев, имхо.
Кроме того, я слышала, что находясь около арки еврею полагается плюнуть, что мы, кстати и сделали находясь там.


Один из барельефов арки изображает триумфальное шествие победителей с богатой добычей и пленными. Благодаря этой арке, точно известно как выглядела менора, стоявшая в Иерусалимском Храме.
Вообще, удивительно, насколько огромная Римская империя гордилась победой над крошечной Иудеей. Может быть причиной тому награбленные там богатства, позволившие построить Колизей? Или подсознательное ощущение, что это временная победа, пусть и на долгое время?

И вот два ханукальных светильника, на которых символически изображена арка Тита! И конечно же, менора.
IMGP9031a-a
Ханукия, Италия, 18в., Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.
Видите, как тут, соблюдая традицию, изящно и точно показано Чудо Хануки?
Видите рука сверху маслице подливает в менору? И так восемь дней. Вот и ответ на вопрос, как могло произойти чудо? Теперь все ясно. Там, наверху, правильное масло есть всегда и в любом количестве, было бы куда лить.
Пока ханукии с такой льющей рукой я видела только итальянские.

Еще одна ханукия с аркой Тита.
IMGP8107a-a
Масляная ханукия, Италия 17-18в., Музей Бар Давид (кибуц Барам)


Тоже интересная тема в оформлении ханукальных подсвечников - лояльность к месту проживания.
IMGP8740a-a
Масляная ханукия, Алжир, 1895г.., Музей Эрец-Исраэль, выставка "Уехать и не возвращаться никогда".
Обратите внимание на полумесяц и звезду над ним. Нередко евреи, жившие в арабских странах, так украшали и ханукии тоже, как в европейских странах евреи украшали свои ритуальные предметы символикой страны проживания.
Для евреев весьма характерно живя в рассеянии стремиться быть святее папы римского активно демонстрировать свою лояльность по отношению к государству, в котором они живут. Или же заказывать ритуальные предметы у мастеров - не евреев, которые украшают эти предметы привычным им образом.

Здесь также есть полумесяц и звезда, только звезда шестиконечная... а кроме того еще 2 полумесяца и 2 восьмиконечных звезды.
Также на этой ханукие множество хамс, изображений руки. На Востоке считается, что хамса охраняет от дурного глаза.
IMGP9012a-a
Масляная ханукия, Багдад, 20в. Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.


Некоторое количество подсвечников, характерные, я бы сказала, простотой оформления.
IMGP9016a-a
Масляная ханукия, Йемен, 19в., Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.

IMGP9018a-a
Масляная ханукия, Йемен, 19в., Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.

IMGP9014a-a
Масляная ханукия, Эрец-Исраэль, 20в., Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.


Традиционные масляные подсвечники часто украшались растительным или геометрическим мотивом. Они обычно изготавливались из металла, могли быть стоячими, а могли вешаться на стену, как украшение.

IMGP9033a-a
Ханукия, Голландия, 19в., Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.

IMGP9047a-a
Ханукия, Прага, нач.19в., Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.

IMGP8106a-a
Масляная ханукия, Марокко, 19в., Музей Бар Давид (кибуц Барам)

Марокканские светильники часто имеют ажурные стенки. На подсвечниках стран из ислама часто нет изображений ни человека, ни животных и даже толком никаких растений.

IMGP8113a-a
Масляная ханукия, Марокко, 19в.. Музей Бар Давид (кибуц Барам).

IMGP8115a-a
Масляная ханукия, Марокко, 1920г. Музей Бар Давид (кибуц Барам).

IMGP8120a-a
Ханукия, Салоники, Греция, 19в., Музей Бар Давид (кибуц Барам).
Текст "Потому что свеча - мицва, а Тора - свет"

IMGP8796a-a
Ханукия, Северная Африка, нач. 20в., Музей Эрец-Исраэль, выставка "Уехать и не возвращаться никогда".

Две ханукии, я бы сказала, из неожиданных материалов. Удивительно, что дошли до нас.

IMGP7648a-a
Ханукия со стеклянными стенками и зеркалами, Германия, 14 или 19в., Музей Израиля. Из коллекции Тихо.

IMGP7649a-a
Ханука из стеклянных бусин (бисер?), ок. 1900, Иерусалим. Набран текст "Зажечь свечу Хануки". Музей Израиля.


Ханукии, тема оформления которых, я бы сказала, неожиданная.

Только итальянские евреи могли так нарушать традицию... Может приделали подсвечник к уже готовой скульптурной группе? Явно хотели быть не хуже окружающих.
IMGP7654a-a
Ханукия, 16в., Италия, Музей Израиля.

Совсем не понятно мне, что тут имелось в виду и как и что зажигать.
IMGP9056a-a
Ханукия, Польша, 18в., Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.

IMGP8110a-a
Ханукия с 9ю фигурами, держащими щиты, Израиль, втор. половина 20в. Музей Бар Давид (кибуц Барам).
У этих боевых дам из музея не хватает еще специальных подсвечников, которые они держат в другой руке. Как здесь

IMGP7701-hanu-at-a
Современные подсвечники, магазин при Музее Израиля

Какая Ханука без волчков (дрейдел)
IMGP8108a-a
Волчок, сделанный Моше Поратом, 2002г.. Музей Бар Давид (кибуц Барам)
Волчок был создан из гильз боевого оружия. Под девизом перекуем мечи на орала, используем оружие для игры.

IMGP8118a-a
Оловянный волчок в процессе изготовления, Германия, 19в., Музей Бар Давид (кибуц Барам).

И в завершение, небольшая история к празднику.

Семьдесят свечей ханукии.

Эта история рассказывает о Шуламит (Шула) Кишик-Коэн (ивр. ‏שולמית קישיק-כהן‏‎; 1917, Аргентина — 21 мая 2017, Иерусалим, Израиль) — агенте израильской военной разведки, занимавшаяся нелегальной переправкой евреев из арабских стран. Она была замужем за ливанским евреем-предпринимателем и, живя в Ливане, занималась разведывательной деятельностью, работала на Моссад.
О ней рассказано в книге "Песнь Шуламит" Э.Э.Яхина. 

За две недели до Хануки в синагоге собрались 70 юношей чтобы бежать в Израиль и автобусы, чтобы забрать их, ждали неподалеку.  Шуламит увидела, что на улицах рядом и вокруг соседних домов, повсюду множество полицейских. И они явно собираются задержать юношей и тех, кто им помогает бежать. Тут она поняла, что от нее требуется мгновенное решение вопроса. Она забежала в ближайшую лавку и купила 70 свечей. Она попросила раввина, который проходил мимо, присоединиться к ней. Они построили юношей в две шеренги и каждый держал в руках зажженную свечу. Шуламит сказала им: "Сейчас мы пойдем и будем петь ханукальные песни". Юноши очень удивились - праздник Ханука был еще через две недели. Но Шуламит объяснила им, что сейчас они репетируют, чтобы в праздник их шествие было красивым. Она повела колонну извилистой дорогой, то налево, то направо, то вперед, то назад, и полицейские ходили за ними кругами туда сюда и крутились как волчки. В какой-то момент им это надоело, они устали и ушли. Когда Шуламит увидела, что путь свободен, она повела юношей к автобусам, и они уехали. 
"Когда захочешь напомнить о чуде Хануки, ты должен будешь зажечь ханукию с семьюдесятью свечами" - сказала Шуламит раввину.
 
Шуламит была арестована, приговорена к смерти, просидела в ливанской тюрьме 6 лет и была обменена в рамках сделки по обмену пленными после Шестидневной войны. 
Шуламит (Шула) Кишик-Коэн была выбрана для зажигания факела в День независимости 2007г. за необыкновенную храбрость ради народа и страны. 


Моя коллекция ханукальных подсвечников:

Ханукальному чуду посвящается...

Ханука - чудо которое всегда с нами

Несколько веселых и грустных ханукальных историй

Зажечь ханукальную свечку...

Всем веселой и светлой Хануки.

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2356828.html.
Tags: еврейское
Subscribe

Posts from This Journal “еврейское” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments