dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

Добро пожаловать в "Маленький Иерусалим".

Pitigliano-collage5-a
В Италии, в Тоскане есть красивый старинный каменный городок Питильяно (Pitigliano), который очень часто называют "Маленький Иерусалим". Все это благодаря тому, что здесь несколько столетий жила процветающая еврейская община.


Это очень посещаемое туристическое место именно благодаря сохранившемуся "Еврейскому кварталу", в котором находится Еврейский музей. Это самый характерный уголок города с его узкими улочками и атмосферой далекого прошлого. Здесь мало что изменилось за прошедшие столетия.

IMGP5092a-a

Питильяно был домом для евреев, возможно, с конца пятнадцатого века. Он стал для них важным убежищем в центральной Италии после того, как в 1555 г. папа Павел IV предписал евреям Папской области запираться на ночь в гетто, запретил им заниматься какой-либо торговлей, кроме торговли обносками, принуждал их продавать свои дома, подверг еврейское население всем наиболее тяжким ограничениям, установленным в предыдущие века. В небольших независимых феодальных анклавах, таких как Питильяно, где правила семья Орсини, папские предписание не соблюдались и туда бежали евреи из других мест.

20190513_120539a-a

Многочисленные еврейские семьи нашли убежище в таких маленьких городках, где они могли жить и работать более свободно и, в первую очередь, в качестве ростовщиков. 
В Питильяно еврейская община чувствовала себя столь уверено, что в 1598 году была построена синагога.

IMGP5096a-a

В этот период была построена также школа, был выделен участок земли для еврейского кладбища. Евреи работали плотниками, ткачами, сапожниками, портными, переплетчиками и ростовщиками.

Питильяно вошел в состав Великого княжества Тосканского в 1608 году. Еврейское процветание и свобода оказались под угрозой, потому что семья Медичи заменила семью Орсини. Привилегии, которыми евреи пользовались у семье Орсини, были отменены. Евреи больше не могли владеть землей. В 1622 году на небольшой территории вокруг синагоги  было построено гетто. Евреи больше не могли жить, где хотели или заниматься любой профессией, которая им нравилась. Подобно другим евреям в Тоскане, евреи были вынуждены носить определенные предметы одежды, которые отмечали их как евреев. Мужчины должны были носить красную шляпу, а женщины красный значок на рукаве рубашки. Время от времени евреям приходилось платить специальные налоги за различные проекты, такие как строительство фонтана.
В то же время происходила медленная и постоянная иммиграция евреев в Питильяно из близлежащих районов. В семнадцатом веке в Питильяно осталась единственная еврейская община в области Маремма. 
Несмотря на ограничения, еврейская община продолжала процветать. 

IMGP5093a-a

В середине 18 века условия жизни улучшились. В 1773 году в Питильяно еврейское население составляло 200 человек. Евреи были вовлечены во всевозможные промыслы и владели магазинами, торговавшими ремесленными изделиями, одеждой и специями.

IMGP5094a-a

Во второй половине восемнадцатого столетия, благодаря реформе, евреям было разрешено в определенной степени принимать участие в деятельности муниципалитета. Евреи могли иметь своих представителей в городском совете. Питильяно был последним из "городов-убежищ" в этом районе. Благоприятные условия сохранялись в течение десятилетий. Это позволило развить исключительные отношения и терпимость между евреями и христианами настолько, что этот городок стали называть "Маленький Иерусалим". 

Такое схематичное изображение гетто можно увидеть в Еврейском музее в Питильяно
IMGP5153a-a
Гетто 1636-1831
1. Изучение Торы
2. Ритуальная трапеза
3. Ритуальная печь (точно не указано, но я думаю для выпечки мацы)
4. Подход с соседней улицы
5. Ростовщик
6. Проход с главной улицы
7. Здесь обрабатывали коноплю (совсем не ради наркотиков, а для изготовления бумаги, одежды, обуви, верёвок и пр...)
8. Здесь обрабатывали шелк
9. Синагога
10. Синагогальный ковчег
11. Иешива
12. Квартира раввина

Синагога, в наше время, часть Еврейского музея.
20190513_111503a-a

Синагога была построена в 1598 году при финансовой поддержке еврея Леоне ди Сабато. 
В 1960-х годах здание рухнуло в результате оползня и было восстановлено в 1995 году благодаря муниципалитету Питильяно. В наши дни синагогу редко используют для молитвы, поскольку в Питильяно не существует "миньяна" (10 евреев, необходимых для совместной молитвы в синагоге), однако иногда здесь празднуют свадьбы, бар-мицвы и т. д.
Обстановка синагоги очень старая, большинство предметов датируется 16-17 веками.

Pfaffenhoffen-collage-a

IMGP5162a-a
Синагогальный ковчег.

20190513_111616a-a
Виньетка с надписью "Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет правая рука моя" (Тегилим, 137:5)
Под ней указано, что она реставрировалась в 1931г. и в 1995г.

IMGP5133a-a
Фотография 1931г. на которой "шамаш" (синогогальный служитель) наливает масло в субботние светильники и мы видим эту виньетку на стене.

20190513_111652_HDRa-a
Вход в синагогу.

IMGP5186a-a
На потолке изображение Скрижалей Завета и текст 10 заповедей.

Pfaffenhoffen-collage-a
Мы вошли в синагогу через Еврейский музей, а тогда когда она принимала молящихся, вход был тут, из еврейского квартала, который внешне почти не изменился.

В Еврейском музее Питильяно мало сохранившихся предметов еврейской жизни, в отличии от еврейских музеев Эльзаса. Но здесь можно увидеть очень интересные и старинные гравюры разных авторов (17-18вв), рассказывающие о еврейских традициях. Эти гравюры выполнены художниками-не евреями, которые интересовались антропологией или иллюстрировали Библию. Я не знаю, кто и когда собрал их и выставил в музее. Сомнительно, что они висели в синагоге или около, когда здесь была еврейская община. С одной стороны, еврейская традиция запрещает изображения такого рода, с другой стороны, итальянская еврейская община была всегда более либеральна в вопросах изображений. Нам же эти изображения дают дополнительную возможность увидеть еврейскую традицию глазами художников 17-18вв.

IMGP5169a-a
"Ковчег завета в Храме царя Саломона" Philip van Gunst, кон.17-нач.18вв.

IMGP5183a-a
"Благословение Соломона", Antoine Augustin Calmet, кон.17-нач.18вв.

IMGP5178a-a
"Менора", Antoine Augustin Calmet, нач. 18в.

IMGP5179a-a
"Менора", издатель Antoine Augustin Calmet, кон.17-нач.18вв.

IMGP5175a-a
"Благословение коэнов" Philip van Gunst, кон.17-нач.18вв.

IMGP5185a-a
Церемония "Козёл отпущения", Antoine Augustin Calmet, кон.17-нач.18вв.

IMGP5119a-a
"Сцена, представляющая суд синедриона с его 23 судьями" Antoine Augustin Calmet, кон.17-нач.18вв.
Подробное описание тут

IMGP5170a-a
Школа древних евреев (бейт-мидраш? иешива?)

IMGP5177a-a
"Родословная левитов" Bernard Picart, издатель Antoine Augustin Calmet, кон.17-нач.18вв.

IMGP5120a-a
"Соблюдение субботы еврейской семьей" Philip van Gunst, кон.17-нач.18вв.
Еврейская семья за обеденным столом. Женщина зажигает субботний светильник. Мужчина благословляет трапезу традиционным кидушем.

IMGP5167a-a
"Обрезание" Antoine Augustin Calmet, кон.17-нач.18вв.

Pfaffenhoffen-collage-a
"Выкуп первенца", Philip van Gunst, кон.17-нач.18вв.

20190513_105623a-a
"Наложение тфилин", мастерская Bernard Picart (по рисунку Bernard Picart?), кон.17-нач.18вв.

IMGP5124a-a
"Благословение еврейского брака" Philip van Gunst, кон.17-нач.18вв.

IMGP5118a-a
"Получение формального письма о разводе" Antoine Augustin Calmet, кон.17-нач.18вв.

IMGP5126a-a
"Левират" Antoine Augustin Calmet, нач.18в.
Халица - обряд, освобождающий от необходимости заключать левиратный брак.
Левиратным брак - это предписанный ТаНаХом брачный союз между бездетной вдовой и братом ее покойного мужа.
Главная часть обряда халицы — разувание вдовой отказывающегося взять ее в жены деверя — рассматривается как унизительное для последнего следствие его отказа.

IMGP5181a-a
"Синагога" Antoine Augustin Calmet, кон.17-нач.18вв.


Каждый год в Питильяно в синагоге отмечалась "ночь Орвието", событие произошедшее в 1799 году, когда местное население спасло гетто от грабежей. Это событие также изображалось при местном праздновании Пурима. Отношения евреев и христиан в в Питильяно были весьма хорошими на протяжении их совместной истории.


На почетном месте в музее висит портрет Giuseppe Consiglio (Pitigliano 1785 – Firenze 1853), автор Emanuelle Costa.
IMGP5143a-a
Кем был Джузеппе Консильо и что сделал для еврейской общины?
Он родился 15 июля 1785 года в Питильяно, где прошло его раннее детство. Джузеппе и его сестра Аффортуната рано остались сиротами и жили какое-то время благодаря помощи общины. Очень молодыми они решили покинуть Питильяно. Джузеппе отправился во Флоренцию, где начал работать антикваром. Он очень преуспел в этой профессии и стал состоятельным человеком.
После его смерти, по его завещанию, был создан “Pio Istituto Consiglio” для обеспечения потребностей наиболее нуждающихся, особенно для помощи в воспитании несовершеннолетних и в помощи им в трудоустройстве. Деятельность, проводимая “Pio Istituto Consiglio” была существенной и имела большое значение для еврейской общины Питильяно.

Еврейское кладбище.
Кладбище восходит ко второй половине 15 века, когда граф Никколо IV Орсини передал небольшой кусочек земли своему личному еврейскому врачу Давиде Де Помису, который похоронил там свою жену. 
В последствии на этом месте было разрешено создание настоящего кладбища, чтобы дать всей еврейской общине пространство, где хоронить близких.
IMGP5202a-a
Кладбище находится на склоне горы, спрятанное среди зелени. Красная стрелка указывает на него.

IMGP5158a-a
Вот так оно выглядит, если сфотографировать кладбище из музея и воспользоваться зуммом.

20190513_105305a-a
Старинная фотография кладбища, выставленная в музее.
Не еврейская культура повлияла на евреев, особенно это видно на еврейском кладбище.
В отличие от традиционных еврейских кладбищ, на некоторых могилах установлены памятники с ангелам и статуя молодой девушки, что совсем не соответствует еврейской традиции.

В начале 19 века евреи составляли почти 20 процентов жителей Питильяно. Этот век начался с большого подъема в экономике и расцвете еврейской культуры в городе. Была создана библиотека благодаря щедрому пожертвованию, полученному в 1854 году от Джузеппе и Аффортунаты Консильо. Питильяно предоставлял раввинов различным итальянским общинам. Выходцы из Питильяно братья Фламинио и Ферруччо Серви основали «Vessillo Israelita» первую еврейскую газету в Италии.

Изменяющиеся экономические и социальные условия были определяющим фактором в 20-м веке для медленной и постоянной эмиграции евреев из Питильяно в города и более крупные центры.

К 1931 году еврейское население сократилось до 70 человек. Массовая антисемитская кампания началась в 1936 году. 

Община была небольшая и в важных мероприятиях участвовали все. Может быть это их последнее совместное мероприятие.
20190513_113826a-a
Еврейская община отмечает бар-мицву, 1936г.

Расовые законы были введены в 1938 году, и к этому времени в Питильяно осталось только 60 евреев. Много евреев покинули Питильяно и иммигрировали, а 22 человека были депортированы. 

IMGP5164a-a

Когда нацисты пришли к власти, те, евреи, которые остались в городе, прятались в окрестностях в сельской местности на фермах. Им помогало в этом множество семей местных жителей. На сегодняшний день в окрестностях Питильяно живет больше 10 Праведников мира.

IMGP5113a-a
"Не забыть".

IMGP5110a-a
"La Pietà" автор Daniele Schinasi

После войны только 30 евреев вернулись в Питильяно. Сейчас там нет общины, и там живет четыре или пять евреев.
"Последний еврей, родившийся в Питильяно, - мой сын, который появился на свет в 1963 году" - со вздохом говорит г-жа Елена Серви, которой сейчас 90 лет, хранительница местной еврейской культуры.

IMGP5109a-a

В наше время память о еврейской общине Питильяно сохраняет очень интересный музей, в котором можно увидеть подземные микве, винодельню, мясную лавку, пекарню, в которой пекли мацу. Но об этом во второй части этого поста, к Песаху.

Сайт Асоциации "La Piccola Gerusalemme" http://www.lapiccolagerusalemme.it/Pages/index.asp

Музей открыт с воскресенья по пятницу с 10:00 до 13:00 и с 14:30 до 18:00
в субботу и еврейские праздники закрыто.

Еврейский музей - Ассоциация "La Piccola Gerusalemme" на карте



Инфа:
http://www.lapiccolagerusalemme.it/manifestazioni/Depliant_esplicativo_restauro_G.Consiglio.pdf
https://eleven.co.il/diaspora/regions-and-countries/11873/
http://www.comune.pitigliano.gr.it/index.php?T1=80000
https://www.jewishvirtuallibrary.org/pitigliano-italy-jewish-history-tour 
https://www.pitigliano.org/en/little-jerusalem/synagogue/  
https://www.summerinitaly.com/guide/pitigliano-synagogue-and-jewish-quarter 
https://jguideeurope.org/en/region/italy/tuscany/pitigliano/
http://www.lapiccolagerusalemme.it/Pages/gli%20ebrei%20di%20pitigliano.asp
https://it.wikipedia.org/wiki/Comunit%C3%A0_ebraica_di_Pitigliano
https://it.wikipedia.org/wiki/Cimitero_ebraico_di_Pitigliano
https://www.pitigliano.org/la-piccola-gerusalemme/forno-delle-azzime/  
https://www.pitigliano.org/la-piccola-gerusalemme/cantina/ 
https://www.bandierearancioni.it/approfondimento/la-piccola-gerusalemme-di-pitigliano-una-storia-di-tolleranza
https://moked.it/livornoebraica/pitigliano/storia-della-pitigliano-ebraica/  
https://www.news1.co.il/Archive/0024-D-75663-00.html

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2368957.html.
Tags: Италия, еврейское, музей, синагога
Subscribe

Posts from This Journal “Италия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments