dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

Песах в "Маленьком Иерусалиме".

Pitigliano-collage3-a
Питильяно (Pitigliano) расположен на скале, весь построен из камня, а частично и выдолблен в камне. Внешне в этом городе мало что изменилось и легко себе представить, как это было тогда, когда там жили евреи. Особенно впечатляют выдолбленные в камне помещения, в которых у евреев были микве, винодельня, мясная лавка и пекарня, в которой пекли мацу.


IMGP5092a-a
Видите на каком "каменном фундаменте" стоит город? В нем существует множество выдолбленных помещений, естественно, сохранившихся до наших дней. Камень хорошо сохраняется, также как и строения из него.

20190513_103313_HDRa-
Наше время внесло сюда только пластиковые трубы канализации да какие-то отдельные современные предметы.

Вход в еврейский музей: ступени уводят вас вниз, в глубину времени.
20190513_103758_HDRa-a
Там внизу, в скале находились микве, винодельня, мясная лавка и пекарня, в которой пекли мацу.

20190513_103855a-a
У входа в Еврейский музей круглый год можно купить круглую мацу, которую сейчас продают туристам. Потому что на самом деле, это маца, которую пекут во Франции алжирские евреи.

20190513_113904_HDRa-a
При входе в подвальные помещение есть окно, которое каждому говорит о принадлежности этого места евреям.
После переселения в эту часть Питильяно евреи приспособили для себя уже существовавшие на тот момент помещения, выдолбленные в скале.

На многих стенах видна работа по камню.
20190513_105023-a

И здесь можно представить себе, как готовились и как происходил Песах в "Маленьком Иерусалиме".

Пекарня для выпекания мацы.
Она использовалась раз в год, чтобы получать продукт кашерный на Песах. Последний раз здесь пекли мацу для Песаха в 1939 году, когда еврейская жизнь была приостановлена по расовым законам фашистского режима. 
Но многое сохранилось, включая фотографии, поэтому легко представить себе, как это было.

Раз в год пекарня открывалась и все еврейские семьи города закатывали рукава. Они чистили все в пекарне и готовилась к интенсивной ежегодной пасхальной выпечке. Каждая семья приносила свои продукты и пекла свою мацу. Кроме обычной мацы, пекли сладкую мацу с анисом.

20190513_113810a-a
Устройство для приготовление теста для мацы.

IMGP5192a-a
Изготовление теста для мацы с помощью этого устройства.

IMGP5191a-a
Мацы изготовляли вручную на каменном столе, который сохранился до сих пор.

Елена Серви, 90-летняя женщина, которая родилась в Питильяно и жила там большую часть своей жизни рассказывала: "Я помню, как я ходила туда с мамой, чтобы приготовить пресный хлеб в период Песаха. Мы давали мацу нашим соседям-не евреям, тем семьям, которым это нравилось. В ответ они давали нам первую пикантную пиццу сразу после окончания праздника. Была прекрасная гармония."

IMGP5194a-a
Выпекание мацы.

20190513_113935a-a
Встроенная в стену печь для выпекания мацы

IMGP5195a-a
Маца на старой фотографии.

20190513_114411a-a
Современная маца из Франции в традиции евреев, выходцев из стран Востока. Тяжело себе представить, что такой бы торговали, если бы была община...

В музее есть несколько гравюр, рассказывающих о Песахе.
IMGP5129b-a
"Подготовка к Песаху - поиск квасного" Bernard Picart, (кон.17-нач.18вв.)

IMGP5129a-a
Picart Passover Portuguese Jews
"Праздничная трапеза на Песах" (Седер Песах) Bernard Picart, (кон.17-нач.18вв.)

Как и в других общинах в диаспоре, итальянские евреи использовали обилие весенних продуктов для своего седера, включая артишок и шпинат, а также молодого ягненка и козленка.

IMGP5117a-a
"Праздничная трапеза на Песах" (Седер Песах) Philip van Gunst, (кон.17-нач.18вв.)
Обратите внимание: некоторые участники трапезы держат в руках посохи. Это традиция, которая существует в отдельных еврейских общинах. Участники трапезы как бы готовятся прямо сейчас выйти из Египта, опираясь на эти посохи.

20190513_113849a-a
Фотография другой пекарни, где пекли хлеб весь год, кроме мацы к Песаху.

С 18 века (?) существует еще одно интересное еврейское мучное изделие, которое можно сейчас купить в музее или в соседней кондитерской.
20190513_114351a-a
Это некашерный на Песах сладкий пирог Sfratto (выселение, итал.). Его делали только евреи Pitigliano. Сейчас продается в качестве сувенира.
Sfratto: лист теста с начинкой из меда, грецких орехов, мускатного ореха и кожуры цитрусовых. Делается в форме палки, длиной 25см, в память о палках, которыми посланцы Козимо II де Медичи стучали в двери евреев этого района. Медичи издал указ о выселении, приказывавший евреям покинуть свои дома и перебраться в гетто Питильяно. 

Sfratto был создан в память о выселении. 
IMGP5238a-a
Sfratto в разрезе. Сладкая начинка чтобы подсластить горькие воспоминания.

В музее и рядом можно купить кашерное вино, которое кашерно и на Песах.
20190513_103639a-a
Это вино производят здесь, виноград из окрестностей.
Красное, ROSSO KASHER из винограда Санджовезе.
Белое BIANCO KASHER из винограда сортов Треббиано, Тоскано и Мальвазия.

Когда-то здесь под землей было производство кашерного вина.
IMGP5102a-a
В течение многих лет длинный проход, ведущий к типичному для Питильяно погребу, был похоронен под грудой мусора. Теперь это часть музея.

IMGP5104a-a
Здесь хранилось вино в бочках.

20190513_104745a-a
Старинный пресс для давления винограда.

Здесь была микве.
20190513_104547a-a
Возможно, что именно в этой комнате находилась емкость для воды (ванна) в которую через дыру в стене была подведена дождевая вода. Ее специально собирали для этого.

20190513_104320a-a
Так выглядело посещение микве по мнению современного художника.

Кашерный мясник.
В этой комнате работал кашерный мясник, он убивал животных в соответствии с правилом кашрута. 
20190513_113620a-a

20190513_113643a-a
Так по мнению современного художника выглядело это место, когда мясник тут работал и к нему приходили покупатели.

Кашерный мясник забивает только совершенно здоровых домашних птиц и копытных животных, таких как овцы, козы, крупный рогатый скот и олени. Убой этих животных производился одним резким и быстрым ударом по сонной артерии, что бы животное страдало как можно меньше.
После убоя животных тщательно осматривают и сливают всю кровь.
IMGP5190a-a
Средневековое изображение кашерной мясной лавки.

Изображение кашерных и некашерных животных (свинья, лошадь). Также показаны места, где делается разрез.
20190513_113650a-a
Правила кашерного забоя по сравнению с обычным.

20190513_113535a-a
В скале есть множество мест, предназначение которых не понятно.

Из комнат в скале, которые теперь составляют музей, в 30-40е годы прошлого века по назначению использовалась только пекарня для выпечки мацы, в то время как в других комнатах жили бедные семьи Питильяно.

И теперь очень важно сказать об инициаторе создания Еврейского музея в Питильяно и Ассоциации "La Piccola Gerusalemme" ("Маленький Иерусалим), о Елене Серви.
Она является одним из последних оставшихся еврейских жителей этого города.

Елена родилась в 1930 году, она дочь владельца магазина тканей, который сражался за Италию в течение 4 лет во время Первой мировой войны и получил крест за заслуги. Брат ее матери пропал на войне. Ее мать была президентом местной ассоциации семей ветеранов Первой мировой войны.
Елене было восемь лет, когда были введены фашистские расовые законы и ее выгнали из школы. Это было чрезвычайно унизительно и горько для семьи Елены. Ее мать была вынуждена уйти в отставку вместе с некоторыми школьными учителями, потому что они были евреями.

С 1938 по 1943гг. у итальянских евреев забрали все права, они больше не были гражданами Италии. Но они остались в своих домах, и они не были обязаны носить желтую звезду. В 1943 году в ноябре они были вынуждены покинуть свои дома.
Когда в 1943 году часть еврейских семей была депортирована в Рим, Елена, ее родители и две сестры прятались в окрестностях Питильяно и с помощью местных жителей выжили.

Они долго не оставались в одной семье, чтобы немцы не нашли их. Поэтому они ходили по домам. Нередко полиция допрашивала жителей, которые прятали еврейские семьи. Иногда их избивали. Но по большей части тайники оставались в секрете.
В конце концов, члены семьи Елены поняли, что оставаться в крестьянских домах было слишком рискованно, и в конце 1943 года они нашли убежище в пещерах. Местные семьи приносили им еду, а также снабжали их одеялами, но в целом они были оставлены на произвол судьбы. В пещере три месяца их жило шесть человек: ее родители, две ее старшие сестры, она сама и парень одной из ее сестер.

После войны только 30 евреев решили вернуться в Питильяно. Елена, ее мать и ее сестры были среди них. Их дом был разрушен фашистами, а отец так и не оправился от тех лет страха и унижения. Он умер несколько лет спустя.
Тем не менее они отказались покинуть город и людей, которые рисковали своими жизнями, чтобы спасти их.
Многие из тех евреев, кто жил в Питильяно, так и не вернулись и с годами община сокращалась.

Елена, которая не говорит по-английски, в течение 10 лет жила в кибуце Нецер Серени (נצר סרני) в Израиле. Она свободно говорит на иврите. «В Питильяно мы учились читать и писать на иврите в школе, - сказала она, - но только в Израиле я научилась говорить на этом языке».

Теперь только четыре или пять евреев (по разным источникам разное) живут в Питильяно, включая Елену, ее сына и ее племянника.

Семейный рецепт Елены Серви к Песаху - "Frittata di Pane Azzimo", традиционное блюдо на завтрак. Pane azzimo, или пресный хлеб, он же маца производится в местном масштабе в кашерной пекарне, которая граничит со старым еврейским кварталом Питильяно.
Для приготовления фриттаты Елена размягчает в молоке или воде мацу, наломанную на кусочки. Взбивает яйца. Она выжимает всю жидкость из мацы и смешивает оставшуюся кашицу с яйцами. Затем она выливает смесь на горячую сковороду и готовит с обеих сторон. Она считает, что секрет в том, чтобы готовить фриттату медленно на медленном огне. В противном случае снаружи она будет сожжена, а внутри будет сырой.
Приготовленная фриттата подается с корицей и сахаром. Если вы не любите корицу, то можно просто с сахаром.
Это мне очень напоминает маца брай, как делали мои мама и бабушка, только без сахара.

В этом видео, Елена на итальянском рассказывает о музее и можно посмотреть, как она делает фриттату. Если кто-то знает итальянский, пожалуйста, переведите. Буду очень признательна. Мне бы хотелось дополнить мой рассказ - в фильме явно больше подробностей о Песахе, чем я нашла.


Муниципалитет в 1995г. понял возможности туризма и его положительное влияние на такой маленький город. Он восстановил синагогу, которая с 1960г. лежала в руинах. Тогда родилась ассоциация. Ее название появилось благодаря сыну Елены, Энрико. Он сказал: «Я последний еврей, родившийся в Питильяно. Я должен что-то сделать". И так как Питильяно в золотой век еврейской общины называли "Маленьким Иерусалимом", то это название дали и ассоциации.
Работа, которую начала и продолжает Елена Серви, состоит в том, чтобы сохранять и распространять память. Она постоянно выступает перед самыми разными аудиториями: перед детьми и взрослыми, евреями и не евреями. В синагоге и музее постоянно проходят еврейские мероприятия.

Это значок Ассоциации "Маленький Иерусалим". Сейчас его можно увидеть на всех кашерных товарах, продаваемых в Питильяно.
20200312_195857a-a

На данный момент в ассоциации состоит 120 членов, евреев и не евреев. Одной из основных целей ассоциации, помимо продвижения еврейской культуры в Питильяно, является сохранение кладбища в сотрудничестве с муниципалитетом. Это требует больших финансовых вложений, которых пока нет. Поэтому на кладбище можно попасть только по специальной предварительной договоренности с ассоциацией.

Еврейское наследие Питильяно приводит в небольшой город на границе Тосканы более 30 тысяч туристов в год, в том числе многих иностранцев.

Когда выходишь из Еврейского музея Питильяно да и из аналогичных мест в Европе, то тяжело выразить свои чувства... То ли сожалеть об общинах, которые исчезли или же радоваться, что есть кто-то, кто заботится о сохранении памяти и традиции. И чтобы там не говорили о коммерциализации и об отсутствии реальной еврейской жизни в такого рода местах в Европе, низкий поклон Елена Серви, которая в свои 90 лет продолжает сохранять память о столетиях еврейской жизни в Питильяно.

Если будете недалеко от Питильяно, обязательно посетите. Это место производит неизгладимое впечатление своей аутентичностью.

Сайт Асоциации "La Piccola Gerusalemme" http://www.lapiccolagerusalemme.it/Pages/index.asp

Музей открыт с воскресенья по пятницу с 10:00 до 13:00 и с 14:30 до 18:00
в субботу и еврейские праздники закрыто.

Еврейский музей - Ассоциация "La Piccola Gerusalemme" на карте

Всех с праздником Песах!



Инфа:
https://www.theflorentine.net/2019/03/01/last-jewish-nonna-pitigliano-tuscany/
https://www.mosaico-cem.it/attualita-e-news/personaggi-e-storie-attualita-e-news/elena-lultima-ebrea-pitigliano-si-racconta-2
https://www.ilgiunco.net/2017/01/27/elena-servi-salvi-grazie-allaiuto-dei-contadini-non-temete-le-differenze-o-la-storia-si-ripetera/
https://www.nytimes.com/2012/11/25/travel/a-little-jerusalem-in-the-heart-of-italy.html
https://www.jpost.com/Edition-fran%C3%A7aise/Art-Et-Culture/La-fabuleuse-histoire-de-Pitigliano-379505

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2369199.html.
Tags: Италия, еврейское, музей
Subscribe

Posts from This Journal “еврейское” Tag

  • Национальный археологический музей Неаполя, Италия (часть 1)

    Это один из тех музеев, увидев фотографии из которого, я сразу сказала, что хочу посетить, если буду рядом. Если вы посещаете Помпеи и…

  • Праздник Книги

    Снова пришел к нам Праздник Книги, Симхат-Тора (שמחת תורה - радость Торы). А мы тут в сети все читатели, а некоторые писатели. Так что можно смело…

  • Прикрывшись фиговым листом.

    Сегодня, в канун праздника Суккот я хочу поговорить об инжире ака фига. Почему? Да потому что в древности именно к Суккоту собирали его плоды.…

  • В тени, под развесистой клещевиной.

    Казалось бы, что общего есть у пророка Йоны, касторки и калабаса, и почему именно о них стоит поговорить к Судному дню (Йом-Кипур)? Касторку многие…

  • Чудесные волосы Шуламит

    Почему сегодня я решила рассказать именно о папоротнике адиантуме, который по-русски называется "венерин волос", а на иврите "волосы Шуламит"? Кто…

  • Сам себе коллекционер.

    Что важнее для коллекционирования, деньги или страсть? Этот вопрос у меня возник при посещении Музея искусства и иудаики им. М.Бар-Давида в кибуце…

  • "Зеленеющею маслиною, красующейся плодами (и) видом своим, назвал тебя Г-сподь" (Йирмейа 11:16)

    Шавуот времен Второго Храма... Сразу можно себе представить торжественную процессию, везущюю в Храм в Иерусалим первые плоды. Впереди идет  вол,…

  • Уходящие в небо.

    Сегодня о грустном. Раз уж день такой... На горе Герцля уже 3 года существует Национальный мемориальный зал погибших в битвах Израиля. Если кто-то…

  • "Фюрер дарит евреям город"

    В октябре 1944г. представители Международного красного креста посетили гетто Терезиен. В 1944г. в мире было уже многое известно о том, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments