dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

"Фюрер дарит евреям город"

Beit-Teresin-collage-a
В октябре 1944г. представители Международного красного креста посетили гетто Терезиен.
В 1944г. в мире было уже многое известно о том, что происходит в разных гетто, и нацисты решили сделать для Красного креста представление в гетто Терезиен, чтобы улучшить свой имидж. Четыре месяца нацисты "приводили гетто в порядок": множество евреев было отправлено в Освенцим, чтобы было посвободнее. Центральную площадь убрали и посадили цветы и деревья. Там же открыли кафе и рестораны, напечатали специальные "деньги гетто". В общем, поставили настоящее большое представление. Представители  Красного креста им поверили.
Кроме того, нацисты сделали рекламный фильм о жизни в гетто. Так появился фильм "Фюрер дарит евреям город".
Но были и те, кто сумел отразить жизнь в гетто такой, какой она была. Это были художники, жившие в гетто.


Нацисты заставили режиссера Курта Герона, тоже узника гетто, снять этот рекламный фильм. Но снимать он должен был только то, что ему разрешали.
В фильм вошли: театр, концерт, опера, игра в футбол. Фильм назвали "Фюрер дарит евреям город" (Der Führer schenkt den Juden eine Stadt).
Вот несколько фрагментов из фильма.

Это без сомнения, один из самых циничных, наглых и полных обмана нацистских пропагандистских фильмов, которые когда-либо были сделаны. Он был создан для того, чтобы представить полностью лживый рассказ о евреях и их тяжелом положении во время войны.

В Терезиен попало много деятелей искусства: музыкантов, художников, артистов. Художники работали в графической мастерской при техническом отделе.
Там работало много талантливых художников. Это освобождало их от тяжелого физического труда, открывало доступ к бумаге и краскам, которые они иногда могли украсть.

Из воспоминаний художника Лео Хааса «Дело терезинских художников»:
"...Под видом официальной работы мы начали делать наброски и эскизы о жизни в гетто. Фритту, меня и других захватила идея создать уникальное документальное свидетельство...
Отвратительные события в терезинском гетто, казалось, сами просились на бумагу, и я взял за правило быть всегда наготове, с альбомом для набросков в руке.
Мы понимали, что играем с огнем – эсэсовцы расхаживали по городу, в любой момент они могли нас застукать. Днем мы рисовали по чердакам или укрывшись в толпе, ночью – в мастерской при свечах. Работая в таком режиме (пожалуй, только сегодня я по-настоящему осознаю, какой это был огромный риск)...


Терезиенское гетто (Терезиенштадт, нем. Theresienstadt) располагалось на территории бывшего гарнизонного города Терезиен в Чехии, 60 км к северу от Праги. Терезиенштадт был крепостью, построенной в 18 веке. Он был окружен стеной со всех сторон. В городе были только огромные казармы, в которых когда-то жили солдаты.

Так художник Лео Хаас нарисовал, как выглядело гетто сверху.
IMGP6790a-a
"Организованная работа", Терезиенштадт 1942, Лео Хаас

Терезиен был превращен в гетто, в котором заставили жить 60.000 евреев, хотя город был рассчитан на 17.000 человек. В огромных казармах семьи жить не могли, семья нуждается в приватности. Терезиен был очень специфическим гетто, там семьи были разделены. Мужчины, женщины и дети жили раздельно. Попадая в гетто, евреи, взрослые и дети, теряли свои имена, а взамен получали номера.
IMGP6739a-a
"Разделение женщин, мужчин и детей", Терезиенштадт 1942, Лео Хаас

В казармах были построены нары в несколько ярусов.

IMGP6658a-a
"Жилая комната в L306", Терезиенштадт 1943, Карл Флейшман

IMGP6709a-a
"Мужская комната", Терезиенштадт, Феликс Блох

IMGP6755a-a
"Первые дни в гетто", Терезиенштадт 1942, Лео Хаас

Конечно, в такой тесноте люди болели, были эпидемии, было недостаточно еды, канализация и водопровод не работали. Многие умирали.

IMGP6565a-a
"Уход за больными", Терезиенштадт, Лео Хаас

Из воспоминаний художника Лео Хааса «Дело терезинских художников»:
"По поводу рисунка, где изображались евреи, которые ищут в отбросах картофельные очистки, он (гестаповец) спросил, это я точно помню: «Как вам пришло в голову нарисовать этот срам, как можно до такой степени извратить действительность?» Я спокойно объяснил ему, что это обычный набросок с натуры, что я увидел это по дороге на работу и нарисовал."


IMGP6707a-a
"Поиск в мусоре", Терезиенштадт, Отто Унгар

IMGP6705a-a
"Перевозка людей в гетто", Терезиенштадт, Лео Хаас

IMGP6764a-a
"Пара стариков", Терезиенштадт, Отто Унгар

IMGP6808a-a
"Строительство железной дороги", Терезиенштадт 1942, Лео Хаас

Из воспоминаний художника Лео Хааса «Дело терезинских художников»:
"Я стараюсь как можно более беспристрастно рассказать о «Деле терезинских художников», названном так, насколько мне известно, в 1945 году. Эйхман заявил, что глубоко огорчен, и спросил, как мы могли так исказить его, Эйхмана, благородные намерения в отношении евреев?!"


IMGP6570a-a
"Место для повешения", Терезиенштадт, Лео Хаас

За годы войны в этот лагерь попали около 140 тысяч человек, из которых около 33 тысячи погибли, а 88 тысяч были депортированы в Освенцим и другие лагеря смерти и были убиты.

IMGP6822a-a
"1000 женщин в Пурглиц", Терезиенштадт 1942, Лео Хаас

В самом Бейт-Терезине не убивали, но из него постоянно уходили транспорты в Освенцим.

IMGP6567a-a
"В ожидании транспорта", Терезиенштадт 1942, Карл Флейшман

IMGP6630a-a
"Ночной транспорт", неизвестный автор.

IMGP6717a-a
"Пекарня", Терезиенштадт, Лео Хаас

IMGP6724a-a
"Молящиеся", Терезиенштадт, Отто Унгар

IMGP6569a-a
"Отдыхающая женщина", Терезиенштадт, Отто Унгар

IMGP6663a-a
"Портрет раввина", Терезиенштадт, Отто Унгар

IMGP6665a-a
"Уличная сцена", Терезиенштадт, Феликс Блох

Из воспоминаний художника Лео Хааса «Дело терезинских художников»:
"Мы рассуждали так: если нас убьют, то хотя бы документальное свидетельство сохранится. Через некоторое время мы узнали, что были установлены контакты с зарубежными странами и что наши работы уже переправлены через границу рейха. Мы настолько увлеклись, что забыли об опасности, которая тем самым усилилась, и работали все интенсивней.
Так продолжалось целых два года. Потом, думаю, весной 1944 года, было объявлено о предстоящем посещении лагеря особо важной комиссией Красного Креста из Швейцарии. Я, кажется, забыл сказать, что, как нам сообщили, наши рисунки якобы попали в Швейцарию. Приготовления к визиту, которому немцы в их уже затруднительной ситуации придавали большое значение, мы также зафиксировали на бумаге.
Вскоре после визита комиссии по Терезину прошел слух, что у командования СС возникли какие-то подозрения. Возможно, представителей Красного Креста не удовлетворили улицы, отполированные зубными щетками, и они хотели заглянуть за фасад «потемкинской деревни». Похоже, они были хорошо осведомлены о том, что творится за кулисами этого театра. Источник «утечки информации» фашистам будто бы найти не удалось, однако факт остается фактом – через несколько недель после визита МКК мы получили предупреждение..."


Почему именно в гетто Терезиена прибывает такая делегация Международного красного креста?
В этом гетто оказалось 400 евреев, которых не удалось переправить из Дании в Швецию, и Дания потребовала отчет о том, как живут "их" евреи в Терезиене.
Они настояли, чтобы  представители  Красного креста посетили гетто.
Многим евреям нацисты говорили, что Терезиен - дом отдыха.
IMGP6573a-a
"Евреи Дании прибывают в "Дом отдыха Терезиенштадт", Терезиенштадт 1943г., Эли Лескли (Эрик Лихтблау).

Эли Лескли (Эрик Лихтблау) был отправлен в 1942г. вместе с женой в гетто Терезиен и находился там до 1945г. Он много рисовал в гетто. Он порвал свои рисунки на мелкие кусочки, когда начались обыски и нацисты искали рисунки, рассказывавшие о реальной жизни гетто. После войны он восстановил эти рисунки из кусочков. После войны жил в Израиле.


Художникам чудом удалось продержаться вместе до июля 1944 года, когда Фритту, Унгара, Блоха, Хааса и Троллера арестовали по обвинению в "пропаганде зверств".
Почти все работники технического отдела осенью были депортированы в Освенцим.


IMGP6624a-a
"Транспорт прибывает", Терезиенштадт 1943, Йо Спир.

Йо (Йозеф, Адольф, Эдуард) Спир родился в Голландии в 1900г. Был одним из известнейших и популярнейших голландских карикатуристов. Попал в Терезиенштадт в 1943. Выжил, после войны вернулся в Голландию, затем переехал в США, где умер 1978г.

IMGP6669a-a
"Синагога", Терезиенштадт, Павел Пентель

Павел Пентель родился в Праге в 1903г., убит в Гиршберге в 1945г.
Имел медицинское образование, служил военным врачом в Чехословацкой армии. После того, как был отстранен от работы из-за того, что был евреем, был отправлен в Терезиенштадт в 1942г. Там был директором больницы и был председателем подпольного объединения врачей-евреев. Использовал свое положение для того, чтобы передавать информацию за стены гетто. Часть его рисунков не сохранилась. Был убит во время "марша смерти" январе 1945г.

IMGP6680a-a
"Молящиеся", Терезиенштадт, Отто Унгар

Отто Унгар родился в 1901г. в Чехословакии. Закончил Академию художеств в Праге. В 1942г. со всей семьей был отправлен в Терезиенштадт. В гетто работал в графической мастерской с другими художниками и в тайне рисовал реальность гетто. Он сумел спрятать часть рисунков и часть из них удалось переправить за стены гетто. Был арестован "по делу художников", подвергся страшным пыткам и был отправлен в Освенцим. Во время пыток нацисты сломали ему руку, но друзья рассказывали, что он все равно пытался рисовать... Потом оказался в Бухенвальде, где был освобожден в апреле 1945г. Но уже был так болен туберкулезом, что скончался через несколько месяцев после освобождения.

IMGP6703a-a
"В ожидании депортации", Терезиенштадт 1942, Карел Флейшман

Карел Флейшман родился в Австро-Венгрии в 1897г., врач, писатель, художник. Депортирован в Терезиенштадт в 1942. Заведовал социальной службой гетто. Читал лекции о медицине и об искусстве. В 1944г. отправлен в Освенцим, где и погиб в газовой камере.

IMGP6713a-a
"Гетто Терезиен", Терезиенштадт, Феликс Блох

Феликс Блох родился в Вене в 1898г. Работал графиком в Пражской еврейской общине. В 1942г. вместе с женой попал Терезиенштадт, там работал в графической мастерской. В июле 1944 был арестован "по делу художников" и забит насмерть. Его жена также была тогда убита.

IMGP6718a-a
"Пекарня", Терезиенштадт, Петер Кин

Петер Кин родился в 1919 года в Чехословакии. В конце 30х он собирался переехать в Эрец-Исраэль, но не смог из-за проблем со здоровьем. В 1941 года Кин оказался в Терезине, где сразу начал работать в графической мастерской. Он также писал стихи и прозу. В 1944г. вместе с семьей был отправлен в Освенцим, где и погиб.

IMGP6732a-a
"Лицо девочки", Терезиенштадт 1944г., Фридл Дикер-Брандейс

Фридл Дикер-Брандейс попала в Терезиенштадт 1942 года. В Терезине Фридл отказалась от работы в техническом отделе, куда ее распределили, и последние восемнадцать месяцев жизни провела с детьми. Сама Фридл в Терезине рисовала не много. Ее рисунки не отражают действительность лагеря, они отражают действительность самой Фридл.
Накануне последней депортации из Терезинского гетто в Освенцим, 6 октября 1944 года, она собрала в чемодан все рисунки, сделанные детьми на её уроках (около 5000). Из почти 660 авторов рисунков 550 погибли.
Фридл писала: "Жизнь моя – живопись, коей я прилежно и серьезно занималась, вызволила меня из тысячи смертей, – похоже, я искупила вину, не зная, в чем она состоит". Но из последней смерти живопись не вызволила и Фридл погибла в Освенциме...
Подробнее о работе Фридл с детьми в Терезине тут


IMGP6770a-a
"Зимний транспорт", Терезиенштадт 1943, Лео Хаас

Лео Хаас родился в 1901г. в Австро-Венгрии, скончался в 1983г. в Восточном Берлине.
Биография этого художника в годы войны впечатляет.
В 1939г. был отправлен в Польшу на строительство концлагеря в Ниско около Люблина. Это был проект Адольфа Эйхмана по строительству концлагеря на полтора миллиона евреев.
IMGP6591a-a
"Жилой барак в лагере Ниско", ноябрь 1939г., Лео Хаас

В 1941 году Хаас активно включился в нелегальную деятельность по переправке беженцев и в конце августа 1942 года был арестован гестапо, после этого в 1942г. был отправлен в Терезиенштадт вместе с женой. В 1944 он попал в Освенцим как политзаключенный. Там он рисовал для Менгеле иллюстрации к его расистским и генетическим "исследованиям". В ноябре 1944 года он с группой освенцимских художников был переведен в концлагерь Заксенхаузен, где художники-зэки производили поддельные английские фунты стерлингов, американские доллары и фальшивые документы. В конце февраля 1945 года "фальшивомонетчиков" перевели в Маутхаузен в камеру смертников. 5 мая 1945 года его перевели в лагерь Эбензее, 6 мая этот лагерь был освобожден войсками союзников...

IMGP6699a-a
"Парад в долине Богусовице 11.11.1943", Терезиенштадт, Лео Хаас


Каким образом рисунки дошли до нас? Лео Хаас рассказал, что с помощью инженера-строителя Бека удалось замуровать их в стену. Говорит ли он только о своих рисунках или о рисунках разных художников, не знаю.
Сразу же по возвращении Лео Хаас с женой поехали в Терезиен и нашли спрятанные там работы.
Вместе с другими документами они стали важным свидетельством на послевоенных судебных процессах.

Я показала очень немного работ и рассказала только о нескольких художниках, работавших в гетто Терезиен.

Все фотографии этого поста сделаны на экскурсии в музее Бейт-Терезин, куда меня привезла экскурсовод Инна Чернявская.

Воспоминания Лео Хааса из книги "Крепость над бездной" Е.Макарова, С.Макаров


Первая часть моего рассказа о Музее Бейт-Терезин

В Израиле есть еще 2 мемориальных музея Катастрофы, я о них писала

Яд Вашем (Иерусалим)

Нет слов, чтобы это выразить...

Здесь за каждой строчкой жизнь и смерть...

Ко Дню Памяти Катастрофы и Героизма Европейского Еврейства и о музее "Яд Вашем"


Бейт Лохамей ха-геттаот (Кибуц Лохамей Лохамей ха-геттаот)

История о силе человеческого духа

"Уходит наш поезд в Освенцим сегодня и ежедневно..."

Медицина, мобилизованная убивать.

Дети и Катастрофа


Инфа:
http://makarovainit.com/books/makarova_iskusstvo_musuka_i_teatr.pdf?fbclid=IwAR2clG3sgaCS7s_Z-Zhz66ddlHaU3s75NnNfklI-GFOmxT8oaD9QrhYU2zQ
https://www.yadvashem.org/yv/he/exhibitions/last_portrait/fleischmann.asp
https://www.cet.ac.il/history/terezin/asproot/terezin.new/d-10.asp?subject=49&period=8&kind=2&ln=2
http://art.holocaust-education.net/explore.asp?langid=2&submenu=200&id=13
https://www.cet.ac.il/history/terezin/asproot/terezin.new/d-8.asp?subject=49&period=8&kind=2&ln=0

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2371014.html.
Tags: еврейское, музей
Subscribe

Posts from This Journal “музей” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments