
Снова пришел к нам Праздник Книги, Симхат-Тора (שמחת תורה - радость Торы). А мы тут в сети все читатели, а некоторые писатели. Так что можно смело сказать, что это и наш "профессиональный" праздник, независимо от религиозной принадлежности. Тора - одна из самых древних книг на земле, которая сохраняется в своем первозданном виде и самый знаменитый бестселлер всех времен и народов.
Празднование праздника Симхат-Тора как завершение годичного цикла чтения Торы и начала нового цикла относительно новый еврейский обычай. Он сложился в раннем средневековье и всегда привлекает большое количество празднующих. Кроме того, он часто ассоциируется с характерным образом еврея, обнимающего свиток Торы. Этот образ иногда драматический, но иногда и танцующий.
В разные времена в разных странах евреи носили разную одежду, но свиток, который нес в себе традицию, сотни лет оставался неизменным по форме и содержанию.
Во времена, когда не было художников-евреев, евреев и их жизнь рисовали художники-христиане. Благодаря им мы знаем, как выглядели евреи в разные времена.
Вот прекрасное изображение 17в., где есть все нам знакомые элементы еврейского ритуала: свиток Торы в красивом чехле, украшенный с гранатами. Еврей в талесе его несет.

"Еврей со свитком Торы", неизвестный автор, 17в., Амстердам (Нидерланды).
Парижский еврейский музей, Франция.
Как выглядела синагога в Италии, в конце 17-нач.18 века можно увидеть ниже. В дальнем от нас конце открыт синагогальный ковчег, и видны свитки. Один свиток держит человек, стоящий перед ковчегом. Для художника-христианина это выглядело экзотично и не похоже на церковь.
"Синагога" Antoine Augustin Calmet, кон.17-нач.18вв.
Питильяно (Pitigliano), Италия
"Симхат-Тора в древней синагоге в Ливорно", 1850г., Solomon Alexander Hart. Это картина художника-еврея, который изображает праздник с бОльшим знанием подробностей еврейской жизни.
Это была самая большая синагога в городе Ливорно (Италия), и вторая по величине сефардская синагога в Европе, после сефардской синагоги в Амстердаме. Была разрушена во время Второй мировой войны в ходе бомбардировки союзников.

מאת סולומון אלכסנדר הרט - 4QGdmRAqxG-nRA at Google Cultural Institute maximum zoom level, נחלת הכלל, קישור

"Еврей со свитком Торы", Альфонс Леви, 19в.
Парижский еврейский музей, Франция.
Тора поддерживала евреев и в самые тяжелые дни.

"Молящиеся", Отто Унгар, концлагерь Терезиенштадт, до 1944г.

"Еврей со свитком Торы", 20в. Музей первопоселенцев, Кфар-Табор, Израиль
Тора всегда начинается с сойфера-переписчика священных текстов , который вручную пишет текст Торы.

Бейт Атфуцот (Музей Диаспоры), старая экспозиция.
Древних свитков дошло до нас не так много. Самым древним дошедшим до нас считается свиток 850г., который хранится в Болонии, в университете. Свиток 16в., который ниже, тоже не часто встретишь.

Свиток Торы, 16в. Оттоманская империя.
Парижский еврейский музей.
Иудаизм запрещает изображения, но украшать свиток Торы и все, что с ним связанно, было очень важно для каждой еврейской общины.
В талмудическом трактате Шаббат написано: "...красивые свитки закона, написанные красивыми чернилами красивой ручкой умным писцом, и покрыть их красивыми шелками..." То есть, говоря простыми словами, сделайте нам красиво! Старайтесь, чтобы все ритуальные предметы иудаизма были бы сделаны не только в соответствии с традицией, но они были бы и приятны глазу. Что сказать - народ еврейский всегда старался преуспеть в этом. Каждый в меру своего понимания красоты и финансовых возможностей.
Это всегда давало возможность продемонстрировать соседней общине свои финансовые возможности как демонстрацию приверженности религии. Евреи же тоже люди, в конце-концов...
У евреев-сефардов свитки принято помещать в деревянные футляры.

Музей старого ишува, Иерусалим
Разнообразные футляры. Чем богаче была община, тем более украшенным был футляр. Сами можете оценить, как жил ишув в Эрец-Исраэль в 19 веке.

Музей старого ишува, Иерусалим
А вот иной, экономичный подход к оформлению свитка - роспись. Дешево и красиво.

Футляр для свитка Торы, 19 век, Йемен.
Музей еврейского народа (Бейт ха-Тфуцот – Музеон ха-ам ха- иехуди בית התפוצות - מוזיאון העם היהודי), новая экспозиция

Футляр для свитка Торы, Тунис, перв. пол. 19в.
Парижский еврейский музей.
Итальянское еврейство было богаче. Тоже деревянный свиток, но весь покрыт резьбой. И видимо, был расписан, да краска до нас не дошла.

Футляр для свитка Торы, Италия, 1807г.
Парижский еврейский музей.
Тут поверх дерева - серебро. Сразу понятно, что деньги у общины были.

Футляр для свитка Торы.
Оттоманская империя, 1860г.
Парижский еврейский музей.
Я бы сказала, что следующие два как бы смешение стилей сефардского и ашкеназского: футляры обтянутые чехлами.

Чехол для свитка Торы, Марокко, 1946г.
Парижский еврейский музей.
Совсем современная работа, но очень в традиции.

Футляр для свитка Торы, 2016, автор Итамар Саги.
Музей еврейского народа (Бейт ха-Тфуцот – Музеон ха-ам ха- иехуди בית התפוצות - מוזיאון העם היהודי), новая экспозиция
И футляр и чехол было принято тоже украшать. Корона торы один из главных элементов украшения.

Корона Торы, Польша, 1726
Музей еврейского народа (Бейт ха-Тфуцот – Музеон ха-ам ха- иехуди בית התפוצות - מוזיאון העם היהודי), новая экспозиция
Эта, современная явно сделана по мотивам предыдущей.

Корона Торы, 2015, автор Ави Биран.
Музей еврейского народа (Бейт ха-Тфуцот – Музеон ха-ам ха- иехуди בית התפוצות - מוזיאון העם היהודי), новая экспозиция
Гранаты еще одно украшение свитка Торы. Словом гранат, как на иврите, так и по-русски, называют металлические украшения стержней (עצי חיים - деревья жизни, ивр.), на которые намотан свиток Торы. Видимо, вначале, эти украшения делали в виде гранатов - фруктов. Затем стали изготавливать в разнообразных формах, не похожих на гранат, но название осталось.
Часто к гранатам крепили колокольчики, чтобы они звенели, когда свиток вынимали из синагогального ковчега.

Турин, 1780г.
Парижский еврейский музей.

Турин, 18в., ювелир Бартоломео Бернарди
Парижский еврейский музей.

Франция, нач.19в.
С изображением скрижалей завета.

Париж, 1870-1871
Парижский еврейский музей.
Обратите внимание на эти гранаты, выполненные в форме пагод. Ими украшала свиток еврейская община Шанхая.

Шанхай, 19в.
Парижский еврейский музей.

Оттоманская империя, 20в.
Парижский еврейский музей.
Эти современные гранаты больше всего мне напоминают вентиляторы...

Гранаты для Торы, 2015, автор Сари Срулович.
Музей еврейского народа (Бейт ха-Тфуцот – Музеон ха-ам ха- иехуди בית התפוצות - מוזיאון העם היהודי), новая экспозиция
Еще один вид украшения свитка Торы - щит или нагрудник или поднос (מגן חושן טס), в разных источниках называют по-разному. Обычно делается из серебра. Крепиться к свитку Торы.
На этом надпись "Корона Торы" и изображение свитка Торы.

19в., Художественный музей (Мишкан омануёт) Эйн-Харод
Были и тканевые украшения для свитка, которые я почти нигде не встречала.

Cкатерть, которой покрывали Тору в праздничные дни. Италия, 18в.
По углам перечислены праздники:
Шавуот, Праздник мацот (Песах), Суккот, Рош Ашана
Парижский еврейский музей.
А это занавесы синагогального ковчега, обычно вышивались дамами - членами общины.

Парохет (занавес синагогального ковчега), Богемия, 1835г.
Парижский еврейский музей.

Парохет (занавес синагогального ковчега), Италия 18в.
Парижский еврейский музей.
Синагогальный ковчег - место, где хранятся свитки Торы в синагоге. На иврите называется
ארון קודש, что в прямом переводе "священный шкаф". И по форме и по назначению действительно шкаф.
Форма часто зависела от моды на мебель, особенно в Средние века и в эпоху Возрождения в Италии.
Вот яркий пример.

Синагогальный ковчег, Модена 1472г.
Парижский еврейский музей.
В какой-то момент в Европе и Эрец-Исраэль синагогальный ковчег стал фактически "встроенным шкафом", интегральной частью помещения, нишей, которая была закрыта специальными дверьми.
Все мы знаем огромный синагогальный ковчег в синагоге Хурва, так он выглядел до ее разрушения в 1948г. во время захвата Еврейского квартала Иорданским легионом.
"Синагога Хурва", 1936-1938, И.А.Френел-Френкель
Художественный музей (Мишкан омануёт), Эйн-Харод
Миниатюрные синагогальные ковчеги - впервые мне удалось собрать сразу несколько.

Миниатюрный синагогальный ковчег, Карпантра (Carpentras) в Провансе, 18в.
Парижский еврейский музей.

Изготовил Каспар Захариус Райман, ювелир
Австрия, Вена, 1700-1709
Миниатюрный синагогальный ковчег для путешествий, для тех, кто хотел взять с собой Тору.
Парижский еврейский музей.
Принадлежал Самсону Вертхаймеру (Samson Wertheimer) (17 января 1658 - 6 августа 1724), который был главным раввином Венгрии и Моравии и раввином Айзенштадта. Он также был близок с императорами Священной римской империи, занимался их финансированием. Был одним из самых влиятельных евреев своего времени.

Походный синагогальный ковчег, 20в.. Им пользовался раввин еврейского батальона Л. А. Фальк.
Музей Еврейских легионов
В 20 веке свиток Торы мог быть уже и темой натюрморта.
"Еврейский натюрморт", 1930, Я.Адлер
Художественный музей (Мишкан омануёт) Эйн-Харод
Детские флажки для празднования Симхат-Тора выпускались в большом количестве, чтобы приобщать детей к празднику. На этом и еврей с Торой, и синагогальный ковчег со свитками.

Детский флажок для празднования Симхат-Тора, найденный на развалинах синагоги, 1942г. в городе Satoraljaujhely, Венгрия
Музей венгерского еврейства, Цфат
Одна небольшая история о синагогальном ковчеге. Она начинается в Токае (Венгрия) в 1896г., а заканчивается в Цфате (Израиль) в 2003г..
Во время поездки по провинциальной Венгрии мы жили в Токае пару дней. В один из дней, гуляя по центральной улице, издали увидели огромное здание. Его было видно с любой улицы - оно сильно отличалось от окружавших его сельских домов. Оно в кадре в левом углу. Я подумала, что это вокзал. В конце 19- начале 20 века на многих небольших железно-дорожных станциях здания вокзала были самыми приметными зданиями в городе... И мы решили подойти и выяснить, что же это такое. Оказалось - синагога...

Считается, что сейчас в Токае живет 2-3 еврея. Разве можно это сравнить с тысячей перед Катастрофой? Это была преуспевающая еврейская община, которая основала в 1889 году новую роскошную синагогу. В 1944 году нацисты превратили синагогу и несколько домов около нее в Токайское гетто. В мае 1944 токайские евреи вместе с евреями соседних городов были отправлены в Освенцим. Из тысячи евреев Токая, одной пятой части всех жителей, выжило только около ста человек.

Монументальное здание было тщательно отреставрировано, но не вернулось к функции синагоги, так как нет тех, кто бы там молился. В настоящее время здание принадлежит городу и там проводятся культурные мероприятия.
С этой синагогой приключилась удивительная история. 1996 евреи, жившие в Будапеште сообщили основателям "Музея наследия евреев, говорящих по-венгерски (Цфат)", Хаве и Йосефу Лустигам, что эта синагога прошла капитальный ремонт и в ее дворе лежат куски, которые похожи на части синагогального ковчега. Лустинги приехали в Токай. Нашлись два единственных еврея, жителя Токая, которые вместе с ними пришли во двор синагоги и рассказали, что эти обломки синагогального ковчега лежат на улице уже очень много лет незащищенными. Синагогальный ковчег и мебель, которая была в синагоге, были выброшены во двор, когда здание было превращено в склад мебели.

Так куски ковчега выглядели в 1996г.
Супруги до сих пор не могут забыть свое удивление, как это местные жители не прихватили куски ковчега в качестве дров.
С помощью мэра города и посольства Израиля после бюрократической процедуры в течении 4х лет обломки ковчега были отправлены в Израиль.

По дороге в Цфат.

В таком виде ковчег прибыл в Цфат. Хава и Йосеф Лустиг с частями прибывшего ковчега.

Части ковчега с номерами перед реставрацией.

Реставрацией занимался Ш.Гордон, который провел исследование оформления синагог Токая и окрестностей, чтобы воссоздать этот синагогальный ковчег. Работы по реставрации продолжались полтора года.
Теперь этот синагогальный ковчег из синагоги Токая выставлен в "Музее наследия евреев, говорящих по-венгерски" в Цфате.
Не могу показать общий вид ковчега - не могла сфотографировать. В музее нельзя фотографировать. Впервые в жизни фотографировала без разрешения...
Так выглядит отреставрированный ковчег - скриншот из видео-рассказа о музее.

Видео "Музее наследия евреев, говорящих по-венгерски" в Цфате (иврит)
Сам музей этот очень богат интересными экспонатами, но в очень плохом состоянии и экспозиция чрезвычайно устаревшая. Про музей еще расскажу...
И еще один синагогальный ковчег из Венгрии.
Синагога в городке Мад (MÁD), старейшая сохранившаяся синагога Венгрии, ныне музей.
Эта синагога была построена в 1795г.

Это пустой синагогальный ковчег, в котором нет свитков Торы. В синагоге не молятся и нет миньяна.

Оформление синагогального ковчега.

Синагогальный ковчег сбоку.
Подробно об этой синагоге тут
Всем веселого праздника!
!חג שמח
Инфа:
https://museum.imj.org.il/stieglitz/texts/torahH.asp
This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2389534.html.