dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

Праздник Книги

Simhat-Tora-collage-a
Снова пришел к нам Праздник Книги, Симхат-Тора (שמחת תורה - радость Торы). А мы тут в сети все читатели, а некоторые писатели. Так что можно смело сказать, что это и наш "профессиональный" праздник, независимо от религиозной принадлежности. Тора - одна из самых древних книг на земле, которая сохраняется в своем первозданном виде и самый знаменитый бестселлер всех времен и народов.


Празднование праздника Симхат-Тора как завершение годичного цикла чтения Торы и начала нового цикла относительно новый еврейский обычай. Он сложился в раннем средневековье и всегда привлекает большое количество празднующих. Кроме того, он часто ассоциируется с характерным образом еврея, обнимающего свиток Торы. Этот образ иногда драматический, но иногда и танцующий.
В разные времена в разных странах евреи носили разную одежду, но свиток, который нес в себе традицию, сотни лет оставался неизменным по форме и содержанию.

Во времена, когда не было художников-евреев, евреев и их жизнь рисовали художники-христиане. Благодаря им мы знаем, как выглядели евреи в разные времена.
Вот прекрасное изображение 17в., где есть все нам знакомые элементы еврейского ритуала: свиток Торы в красивом чехле, украшенный с гранатами. Еврей в талесе его несет.
IMGP8213a-a
"Еврей со свитком Торы", неизвестный автор, 17в., Амстердам (Нидерланды).
Парижский еврейский музей, Франция.

Как выглядела синагога в Италии, в конце 17-нач.18 века можно увидеть ниже. В дальнем от нас конце открыт синагогальный ковчег, и видны свитки. Один свиток держит человек, стоящий перед ковчегом. Для художника-христианина это выглядело экзотично и не похоже на церковь.
IMGP5181a-a
"Синагога" Antoine Augustin Calmet, кон.17-нач.18вв.
Питильяно (Pitigliano), Италия

"Симхат-Тора в древней синагоге в Ливорно", 1850г., Solomon Alexander Hart. Это картина художника-еврея, который изображает праздник с бОльшим знанием подробностей еврейской жизни.
Это была самая большая синагога в городе Ливорно (Италия), и вторая по величине сефардская синагога в Европе, после сефардской синагоги в Амстердаме. Была разрушена во время Второй мировой войны в ходе бомбардировки союзников.
Solomon Alexander Hart - The Feast of the Rejoicing of the Law at the Synagogue in Leghorn, Italy - Google Art Project.jpg
מאת סולומון אלכסנדר הרט - 4QGdmRAqxG-nRA at Google Cultural Institute maximum zoom level, נחלת הכלל, קישור

IMGP8411a-a
"Еврей со свитком Торы", Альфонс Леви, 19в.
Парижский еврейский музей, Франция.

Тора поддерживала евреев и в самые тяжелые дни.
IMGP6724a-a
"Молящиеся", Отто Унгар, концлагерь Терезиенштадт, до 1944г.

IMGP1106a-a
"Еврей со свитком Торы", 20в. Музей первопоселенцев, Кфар-Табор, Израиль


Тора всегда начинается с сойфера-переписчика священных текстов , который вручную пишет текст Торы.
IMGP0878a-a
Бейт Атфуцот (Музей Диаспоры), старая экспозиция.


Древних свитков дошло до нас не так много. Самым древним дошедшим до нас считается свиток 850г., который хранится в Болонии, в университете. Свиток 16в., который ниже, тоже не часто встретишь.
IMGP7979a-a
Свиток Торы, 16в. Оттоманская империя.
Парижский еврейский музей.


Иудаизм запрещает изображения, но украшать свиток Торы и все, что с ним связанно, было очень важно для каждой еврейской общины.
В талмудическом трактате Шаббат написано: "...красивые свитки закона, написанные красивыми чернилами красивой ручкой умным писцом, и покрыть их красивыми шелками..." То есть, говоря простыми словами, сделайте нам красиво! Старайтесь, чтобы все ритуальные предметы иудаизма были бы сделаны не только в соответствии с традицией, но они были бы и приятны глазу. Что сказать - народ еврейский всегда старался преуспеть в этом. Каждый в меру своего понимания красоты и финансовых возможностей.
Это всегда давало возможность продемонстрировать соседней общине свои финансовые возможности как демонстрацию приверженности религии. Евреи же тоже люди, в конце-концов...

У евреев-сефардов свитки принято помещать в деревянные футляры.
IMGP4433a-a
Музей старого ишува, Иерусалим

Разнообразные футляры. Чем богаче была община, тем более украшенным был футляр. Сами можете оценить, как жил ишув в Эрец-Исраэль в 19 веке.
IMGP4435a-a
Музей старого ишува, Иерусалим

А вот иной, экономичный подход к оформлению свитка - роспись. Дешево и красиво.
IMGP1104a-a
Футляр для свитка Торы, 19 век, Йемен.
Музей еврейского народа (Бейт ха-Тфуцот – Музеон ха-ам ха- иехуди בית התפוצות - מוזיאון העם היהודי), новая экспозиция

IMGP8424a-a
Футляр для свитка Торы, Тунис, перв. пол. 19в.
Парижский еврейский музей.

Итальянское еврейство было богаче. Тоже деревянный свиток, но весь покрыт резьбой. И видимо, был расписан, да краска до нас не дошла.
IMGP8061a-a
Футляр для свитка Торы, Италия, 1807г.
Парижский еврейский музей.

Тут поверх дерева - серебро. Сразу понятно, что деньги у общины были.
IMGP8421a-a
Футляр для свитка Торы.
Оттоманская империя, 1860г.
Парижский еврейский музей.

Я бы сказала, что следующие два как бы смешение стилей сефардского и ашкеназского: футляры обтянутые чехлами.
IMGP8435a-a
Чехол для свитка Торы, Марокко, 1946г.
Парижский еврейский музей.

Совсем современная работа, но очень в традиции.
IMGP1101a-a
Футляр для свитка Торы, 2016, автор Итамар Саги.
Музей еврейского народа (Бейт ха-Тфуцот – Музеон ха-ам ха- иехуди בית התפוצות - מוזיאון העם היהודי), новая экспозиция


И футляр и чехол было принято тоже украшать. Корона торы один из главных элементов украшения.

IMGP1345a-a
Корона Торы, Польша, 1726
Музей еврейского народа (Бейт ха-Тфуцот – Музеон ха-ам ха- иехуди בית התפוצות - מוזיאון העם היהודי), новая экспозиция

Эта, современная явно сделана по мотивам предыдущей.
IMGP1348a-a
Корона Торы, 2015, автор Ави Биран.
Музей еврейского народа (Бейт ха-Тфуцот – Музеон ха-ам ха- иехуди בית התפוצות - מוזיאון העם היהודי), новая экспозиция


Гранаты еще одно украшение свитка Торы. Словом гранат, как на иврите, так и по-русски, называют металлические украшения стержней (עצי חיים - деревья жизни, ивр.), на которые намотан свиток Торы. Видимо, вначале, эти украшения делали в виде гранатов - фруктов. Затем стали изготавливать в разнообразных формах, не похожих на гранат, но название осталось.
Часто к гранатам крепили колокольчики, чтобы они звенели, когда свиток вынимали из синагогального ковчега.

IMGP8049a-a
Турин, 1780г.
Парижский еврейский музей.

IMGP8064a-a
Турин, 18в., ювелир Бартоломео Бернарди
Парижский еврейский музей.

IMGP8474a-a
Франция, нач.19в.

С изображением скрижалей завета.
IMGP8477a-a
Париж, 1870-1871
Парижский еврейский музей.

Обратите внимание на эти гранаты, выполненные в форме пагод. Ими украшала свиток еврейская община Шанхая.
IMGP7972a-a
Шанхай, 19в.
Парижский еврейский музей.

IMGP8418a-a
Оттоманская империя, 20в.
Парижский еврейский музей.

Эти современные гранаты больше всего мне напоминают вентиляторы...
IMGP1341a-a
Гранаты для Торы, 2015, автор Сари Срулович.
Музей еврейского народа (Бейт ха-Тфуцот – Музеон ха-ам ха- иехуди בית התפוצות - מוזיאון העם היהודי), новая экспозиция

Еще один вид украшения свитка Торы - щит или нагрудник или поднос (מגן חושן טס), в разных источниках называют по-разному. Обычно делается из серебра. Крепиться к свитку Торы.
На этом надпись "Корона Торы" и изображение свитка Торы.
20191118_110357a-a
19в., Художественный музей (Мишкан омануёт) Эйн-Харод

Были и тканевые украшения для свитка, которые я почти нигде не встречала.
IMGP8086a-a
Cкатерть, которой покрывали Тору в праздничные дни. Италия, 18в.
По углам перечислены праздники:
Шавуот, Праздник мацот (Песах), Суккот, Рош Ашана
Парижский еврейский музей.

А это занавесы синагогального ковчега, обычно вышивались дамами - членами общины.
IMGP8409a-a
Парохет (занавес синагогального ковчега), Богемия, 1835г.
Парижский еврейский музей.

IMGP8079a-a
Парохет (занавес синагогального ковчега), Италия 18в.
Парижский еврейский музей.

Синагогальный ковчег - место, где хранятся свитки Торы в синагоге. На иврите называется
ארון קודש, что в прямом переводе "священный шкаф". И по форме и по назначению действительно шкаф.
Форма часто зависела от моды на мебель, особенно в Средние века и в эпоху Возрождения в Италии.
Вот яркий пример.
IMGP8083a-a
Синагогальный ковчег, Модена 1472г.
Парижский еврейский музей.

В какой-то момент в Европе и Эрец-Исраэль синагогальный ковчег стал фактически "встроенным шкафом", интегральной частью помещения, нишей, которая была закрыта специальными дверьми.
Все мы знаем огромный синагогальный ковчег в синагоге Хурва, так он выглядел до ее разрушения в 1948г. во время захвата Еврейского квартала Иорданским легионом.
IMGP0562a-a
"Синагога Хурва", 1936-1938, И.А.Френел-Френкель
Художественный музей (Мишкан омануёт), Эйн-Харод

Миниатюрные синагогальные ковчеги - впервые мне удалось собрать сразу несколько.

IMGP8453a-a
Миниатюрный синагогальный ковчег, Карпантра (Carpentras) в Провансе, 18в.
Парижский еврейский музей.

IMGP8398a-a
Изготовил Каспар Захариус Райман, ювелир
Австрия, Вена, 1700-1709
Миниатюрный синагогальный ковчег для путешествий, для тех, кто хотел взять с собой Тору.
Парижский еврейский музей.
Принадлежал Самсону Вертхаймеру (Samson Wertheimer) (17 января 1658 - 6 августа 1724), который был главным раввином Венгрии и Моравии и раввином Айзенштадта. Он также был близок с императорами Священной римской империи, занимался их финансированием. Был одним из самых влиятельных евреев своего времени.

IMGP2998a-a-a
Походный синагогальный ковчег, 20в.. Им пользовался раввин еврейского батальона Л. А. Фальк.
Музей Еврейских легионов


В 20 веке свиток Торы мог быть уже и темой натюрморта.
IMGP0520a-a
"Еврейский натюрморт", 1930, Я.Адлер
Художественный музей (Мишкан омануёт) Эйн-Харод

Детские флажки для празднования Симхат-Тора выпускались в большом количестве, чтобы приобщать детей к празднику. На этом и еврей с Торой, и синагогальный ковчег со свитками.
IMGP1622a-a
Детский флажок для празднования Симхат-Тора, найденный на развалинах синагоги, 1942г. в городе Satoraljaujhely, Венгрия
Музей венгерского еврейства, Цфат


Одна небольшая история о синагогальном ковчеге. Она начинается в Токае (Венгрия) в 1896г., а заканчивается в Цфате (Израиль) в 2003г..

Во время поездки по провинциальной Венгрии мы жили в Токае пару дней. В один из дней, гуляя по центральной улице, издали увидели огромное здание. Его было видно с любой улицы - оно сильно отличалось от окружавших его сельских домов. Оно в кадре в левом углу. Я подумала, что это вокзал. В конце 19- начале 20 века на многих небольших железно-дорожных станциях здания вокзала были самыми приметными зданиями в городе... И мы решили подойти и выяснить, что же это такое. Оказалось - синагога...
IMGP1499a-a

Считается, что сейчас в Токае живет 2-3 еврея. Разве можно это сравнить с тысячей перед Катастрофой? Это была преуспевающая еврейская община, которая основала в 1889 году новую роскошную синагогу. В 1944 году нацисты превратили синагогу и несколько домов около нее в Токайское гетто. В мае 1944 токайские евреи вместе с евреями соседних городов были отправлены в Освенцим. Из тысячи евреев Токая, одной пятой части всех жителей, выжило только около ста человек.

IMGP1501a-a
Монументальное здание было тщательно отреставрировано, но не вернулось к функции синагоги, так как нет тех, кто бы там молился. В настоящее время здание принадлежит городу и там проводятся культурные мероприятия.

С этой синагогой приключилась удивительная история. 1996 евреи, жившие в Будапеште сообщили основателям "Музея наследия евреев, говорящих по-венгерски (Цфат)", Хаве и Йосефу Лустигам, что эта синагога прошла капитальный ремонт и в ее дворе лежат куски, которые похожи на части синагогального ковчега. Лустинги приехали в Токай. Нашлись два единственных еврея, жителя Токая, которые вместе с ними пришли во двор синагоги и рассказали, что эти обломки синагогального ковчега лежат на улице уже очень много лет незащищенными. Синагогальный ковчег и мебель, которая была в синагоге, были выброшены во двор, когда здание было превращено в склад мебели.

IMGP1778a-a
Так куски ковчега выглядели в 1996г.

Супруги до сих пор не могут забыть свое удивление, как это местные жители не прихватили куски ковчега в качестве дров.

С помощью мэра города и посольства Израиля после бюрократической процедуры в течении 4х лет обломки ковчега были отправлены в Израиль.
IMGP1779a2-a
По дороге в Цфат.

IMGP1779a-a
В таком виде ковчег прибыл в Цфат. Хава и Йосеф Лустиг с частями прибывшего ковчега.

IMGP1779a1-a
Части ковчега с номерами перед реставрацией.

IMGP1783a-a
Реставрацией занимался Ш.Гордон, который провел исследование оформления синагог Токая и окрестностей, чтобы воссоздать этот синагогальный ковчег. Работы по реставрации продолжались полтора года.

Теперь этот синагогальный ковчег из синагоги Токая выставлен в "Музее наследия евреев, говорящих по-венгерски" в Цфате.
Не могу показать общий вид ковчега - не могла сфотографировать. В музее нельзя фотографировать. Впервые в жизни фотографировала без разрешения...

Так выглядит отреставрированный ковчег - скриншот из видео-рассказа о музее.
aron-akodesh-a

Видео "Музее наследия евреев, говорящих по-венгерски" в Цфате (иврит)


Сам музей этот очень богат интересными экспонатами, но в очень плохом состоянии и экспозиция чрезвычайно устаревшая. Про музей еще расскажу...


И еще один синагогальный ковчег из Венгрии.

Синагога в городке Мад (MÁD), старейшая сохранившаяся синагога Венгрии, ныне музей.
Эта синагога была построена в 1795г.

IMGP1836a-a
Это пустой синагогальный ковчег, в котором нет свитков Торы. В синагоге не молятся и нет миньяна.

IMGP1842a-a
Оформление синагогального ковчега.

IMGP1851a-a
Синагогальный ковчег сбоку.

Подробно об этой синагоге тут



Всем веселого праздника!
!חג שמח



Инфа:
https://museum.imj.org.il/stieglitz/texts/torahH.asp

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2389534.html.

Tags: еврейское, музей
Subscribe

  • Баобабы, баобабы... а я маленький такой...

    Как говорится, в Израиле есть практически всё, включая баобабы... Если читать ивритскую википедию о баобабах, сразу понимаешь, какое это важное для…

  • Парчовый птеригоплихт

    Аквариумная рыбка парчовый птеригоплихт очищает стенки аквариума. Смотреть со звуком This entry was originally posted at…

  • Вид на провал совершенно бесплатно.

    Есть такое место в пустыне, где есть вода, Эйн Йоркеам (עין יורקעם) называется. Когда там есть вода, она привлекает множество посетителей. И это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Баобабы, баобабы... а я маленький такой...

    Как говорится, в Израиле есть практически всё, включая баобабы... Если читать ивритскую википедию о баобабах, сразу понимаешь, какое это важное для…

  • Парчовый птеригоплихт

    Аквариумная рыбка парчовый птеригоплихт очищает стенки аквариума. Смотреть со звуком This entry was originally posted at…

  • Вид на провал совершенно бесплатно.

    Есть такое место в пустыне, где есть вода, Эйн Йоркеам (עין יורקעם) называется. Когда там есть вода, она привлекает множество посетителей. И это…