dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Category:

"Нааман-Порцелан", от кирпича к фарфору.

Naaman-Parzelan-collage-a
Сейчас даже тяжело представить себе времена, когда выпускать что-то на месте было дешевле чем ввозить товар из Китая других стран. Благодаря этому развивалась местная промышленность. Одним из примеров такого в Израиле был завод "Нааман-Порцелан".



Завод сначала был назван просто "Нааман". Это название он получил, так как был построен на берегу речки Нааман, где на болотистых берегах брали глину для производства.
Он был основан в 1939 г. и был заводом по производству кирпича.
Это был первый опыт создания заводов в кибуце, так как изначально кибуцное движение было ориентировано только на сельское хозяйство.

IMGP3301a-a
Болото уже есть, а завода еще нет. Только плакат говорит о том, что здесь будет завод Нааман. А на заднем плане мы видим "Стену и башню", способ которым был заложен кибуц на этом месте, а вместе с ним завод.

IMGP2979a-a
Торжественное празднование открытия завода в 1939г.

IMGP2984a-a
Доставка глины с болота на завод.
Глину брали прямо на болоте, так как она оказалась подходящей.

IMGP3303a-a
А вот и завод, куда едет глина.

IMGP2992a-a
Изначально завод задумывался как завод по производству кирпичей.

IMGP3299a-a
Это кирпичи, изготовленные на заводе.
Кирпичи использовали для строительства вообще. А также и для строительства печей для выпечки хлеба. Для Электрической компании Хеврат хашмаль выпускали специальные электрические изоляторы. 

В самом кибуце сохранилось много строений из кирпичей, которые тогда производил завод. На них можно посмотреть в моем рассказе о кибуце.

IMGP3277a-a
Здесь на выставке в кибуце представлена как продукция завода, так и хорошо видны кирпичи, из которых построено здание.

В 1945г. решили что завод слишком большой, на нем работало более 500 человек. И тогда же решили производить фарфор. С самого начала было решено производить качественный фарфор. Завод поменял название и стал называться "Нааман-Порцелан", то есть "Нааман-Фарфор".

IMGP3341a-a
Производители посуды хотели, чтобы в каждом доме была посуда производства "Нааман-Порцелан". От самой простой до специальной. 


Начали, естественно, с подделок подражания, копирования. Ну и с того, на что был спрос. Это сервиз конец 40х - начало 50х годов, почти "мейсен". Хотя подделка была под другое известное предприятие.


Вот еще посуда "Наамана" того времени, все кроме перевернутой чашечки и тарелочки с красной каемочкой справа. Тарелочка эта производства завода "Лимож" (Франция). А рисунок одинаковый. Рисовали тогда уже не вручную, а использовали наклейки. Можно было скопировать один раз рисунок и тиражировать его бесконечно.

В первые годы после перехода к производству фарфора, это был единственный завод, который выпускал бытовые фарфоровые изделия.

В 1952г. завод выпустил 1.000.000 тарелок.

Завод обращался к известным художникам, чтобы получить разнообразную интересную продукцию.

Выпускали тарелочки к памятным датам. 

IMGP3309a-a
Посвященная освобождению Иерусалима, 1967г., автор Шмуэль Кац

IMGP3289a-a
К сорокалетию газеты "על המשמר" ("На страже"), принадлежавшей движению Ашомер Ацаир, 1983г.


Памятная тарелочка к 25ой международной цветочной выставке, 1993г.

IMGP3352a-a

Также тарелочки - сувениры на израильские темы.
IMGP3321a-a

IMGP3328a-a
Тарелочка по мотивам монеты времен восстаний Бар-Кохбы (132-135гг.н.э).

IMGP3345a-a
Сувенирами могли быть не только тарелочки, но и например, молочник.

Тарелочка с именем Имбар (עימבר).
IMGP3346a-a
Тарелочки с детскими именами при рождении ребенка получали кибуцники Кфар-Масарик и работники завода Нааман.

IMGP3314a-a
Выпускалась и мелкая пластика.

Это сервиз "Иерусалим", конец 60х. Попытка создать что-то самостоятельное, "восточное, ориентальное", хотя, больше смахивает на турецкое.

Было создано для продажи в Штатах. Автор - художник, "отец израильского фарфора", Шимон Бадер.


Реклама завода с сервизом "Иерусалим", который рекламируют как "красоту на столе".

IMGP3287a-a
Самые знаменитые сервизы завода "Иерусалим" и "Президент". 


Сервиз "Солнечная система", автор тоже Шимон Бадер. Явно напоминает о разных планетах и я бы даже сказала, об искусственных спутниках...

IMGP0728a-a
Реклама разных сервизов к весне, я подозреваю, что к Песаху, когда принято покупать новую посуду. Представлен сервиз "Солнечная система". 60-90гг. прошлого века.


Немного о производстве фарфора.

IMGP0708a-a
Промышленное производство фарфора требует точности, и вот чертеж чашки из кофейного сервиза "Кейсар", 1984г.. Без чертежа, как известно, на заводе ничего произвести нельзя.

IMGP0737a-a
Получение на заводе исходного материала, то есть глины.

IMGP0458a-a
Фотография 1967 года, создание модели вазы, которая потом будет выпускаться на заводе. С помощью модели будет сделана гипсовая форма.


Фарфор, как известно, тоже отливается в гипсовых формах. Это форма для фигурки птицы, состоит из трех частей. Так форма выглядит в открытом виде.


Так эта форма выглядит в закрытом виде и мы видим отверстие, куда заливают жидкую фарфоровую массу.

IMGP0734a-a
Вот так это происходило на заводе.

IMGP0733a-a
К вынутой из формы супнице прикрепляются ручки.

IMGP0467a-a
Фотография 1967 года, ручная роспись чашки. В те времена ручная роспись, как видите, еще существовала.

IMGP0740a-a
Схема производственного процесса на заводе. 70е годы 20 века.


На заводе выпускались как и довольно толстые тарелки для столовых кибуцов и заводов, так и более тонкие для гостиниц и домашнего пользования.


Очень популярные в 60-70годы блюдо и тарелки с изображениями рыб, явно для гефилте фиш.


Тарелочки на тему известных мест


"Башня Давида, Иерусалим" 1967г..


Тверия и озеро Кинерет", 1970г..

IMGP3305a-a
Могила праматери Рахели в Бейт-Лехеме.


"Цветы земли Израиля" 90е годы прошлого века. Обратите внимание, цветы все подписаны и легко узнаваемы (слева направо): василек, анемон, крестовник, мускари, цикламен, воловик, тетрагонолобус-четырёхкрыльник.


Тарелочка, которую я бы назвала "Сабрес на фоне сабрес". То есть это кактусы опунция, которые на идише называются сабр, а на иврите цабар, на фоне "родившихся в Израиле", которых называют также. О кактусе опунция я довольно подробно писала тут

IMGP3318a-a
Еще тарелочка из кактусовой серии, еще и с гранатами.

IMGP3357a-a
Посуда, представленная на выставке в кибуце.

Завод перестал быть кибуцным, то есть был продан в 1967г.. Кибуцное движение решило, что не в праве иметь заводы на которых очень много наемных рабочих, что не соответствовало кибуцной концепции. А в наше время есть кибуцы - владельцы заводов, за счет чего и живут благополучно...

Завод купил Концерн "Кур" и завод ему принадлежал до 80х годов прошлого века. Он продолжал выпускать свою фарфоровую продукцию как я понимаю, и в 90е годы прошлого века. Не нашла точных сведений, кто был хозяином, но в 1996 году завод купил предприимчивый импортер, производство прекратил, а имя "Нааман" оставил. Стал завозить разнообразную продукцию из Китая и продавать с торговой маркой "Нааман". Есть в Израиле и магазины с тем же именем.

Мой рассказ о заводе составлен по материалам выставки в Хайфском музее города "Фарфор - белое золото Европы" в 2015г. и выставки-рассказа о заводе в кибуце Кфар-Масарик.



Это последняя часть моего рассказа по материалам экскурсии в кибуце Кфар-Масарик.

Предыдущие части:

Познакомьтесь, кибуц Кфар-Масарик.

К вопросу о возрождении болот.

Глазами народа: "великое закрытие", версия 1.0.


Инфа:
http://www.kibbutz.org.il/he/articles/%D7%AA%D7%A2%D7%A8%D7%95%D7%9B%D7%94-%D7%A2%D7%9C-%D7%9B%D7%9C-%D7%A9%D7%95%D7%9C%D7%97%D7%9F-%D7%9B%D7%9C%D7%99-%D7%97%D7%A8%D7%A1%D7%99%D7%A0%D7%94-%D7%A0%D7%A2%D7%9E%D7%9F
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%AA%D7%A2%D7%A9%D7%99%D7%99%D7%AA_%D7%94%D7%A7%D7%A8%D7%9E%D7%99%D7%A7%D7%94_%D7%91%D7%99%D7%A9%D7%A8%D7%90%D7%9C

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2393221.html.

Tags: выставки, экскурсии
Subscribe

  • Хайфа скульптурная

    Оказывается, в Хайфе есть много скульптуры, самой разной. О некоторых знают многие, а некоторые просто не замечают. Вот восемь разных скульптур или…

  • Фантастические миры художника Арика Брауэра

    Опять кино сняли совместно с хайфским гидом Олей Клиот 🙂, на этот раз про Хайфский торговый центр Кастра и его интересное художественное оформление.…

  • Не наукой единой: история Техниона.

    Рассказ о знаменитом Хайфском Технионе, о его истории и современности - экскурсия гида Оли Клиот, я снимала и монтировала :) Даже для меня,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Хайфа скульптурная

    Оказывается, в Хайфе есть много скульптуры, самой разной. О некоторых знают многие, а некоторые просто не замечают. Вот восемь разных скульптур или…

  • Фантастические миры художника Арика Брауэра

    Опять кино сняли совместно с хайфским гидом Олей Клиот 🙂, на этот раз про Хайфский торговый центр Кастра и его интересное художественное оформление.…

  • Не наукой единой: история Техниона.

    Рассказ о знаменитом Хайфском Технионе, о его истории и современности - экскурсия гида Оли Клиот, я снимала и монтировала :) Даже для меня,…