dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

Несостоявшийся диалог.

ribak-collage-a
Поверьте, я бы лучше про цветочки, но жизнь иногда просто заставляет...
В мире израильской культуры иногда происходят просто удивительные вещи. И это не только продажа картины Серова на радость мэрии Рамат-Гана ... в конце-концов другие мэрии тоже должны получать свой нахес свою благодать... 
Иногда вдруг после десятилетий полного забвения на свет появляются картины, о которых уже просто забыли. Вдруг вспоминают художника, сама память о котором я бы сказала, умерла в полной тишине. А ведь был такой замечательный художник Иссахар Бер Рыбак и я уже очень давно хотела увидеть его работы "живьем", а не в репродукциях или фотографиях.



Вдруг на сайте Музея современного искусства Бат-Яма я обнаружила я выставку к 60 летию этого музея, где заявлено, что будут выставлены работы И.Б. Рыбака.
Если хорошенько погуглить, то уже несколько последних лет на выставках этого музея выставлялось то 1-2-3 его работы. А на этой выставке аж 14 (!), можно сказать, что это прям почти персональная выставка после стольких-то лет. Но нет, эта вставка называется "Буря в стакане чая: диалог с И. Б. Рыбаком". Те немногочисленные  работы,  которые уже выставлялись, в этой выставке не участвуют. А еще участвуют в выставке работы современных художников и мебель в стиле бидермейер.

IMG_20210717_100422a-a
"Натюрморт с алфавитом", 1918-1919, И.Б.Рыбак

Открыли выставку с некоторой пиарной помпой, точно соответствующей названию, т.е. буря в стакане чая. Я уверена, что все знают, что по-русски "буря в стакане воды" или просто "буря в стакане" - выражение, обозначающее шум, переполох, большое волнение, поднятые по слишком незначительному поводу.
На иврите это означает ровно тоже самое.

Что сказать - авторы выставки точно оценили ее значимость. Или дедушка Фрейд позаботился о названии точно соответствующем содержанию.

IMG_20210717_122310a-a
"Раввин". Из серии "Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания", 1917, И.Б.Рыбак. Из брошюры к выставке.

IMG_20210717_122344a-a
"Кидуш". Из серии "Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания", 1917, И.Б.Рыбак. Из брошюры к выставке.



О чем рассказала и не рассказала Википедия.

IMG_20210717_122418a-a
Иссахар-Бер Рыбак (2 февраля 1897, Елисаветград — 21 декабря 1935, Париж)

О художнике И.Б.Рыбаке написана википедия на 6 (шести) языках: русском, украинском, иврите, английском, немецком и норвежском.
Не знаю, почему на норвежском, но на остальных понятно. 
На английском - они уважают культуру.
Рыбак родился в Российской империи (русский), в той ее части, которая стала Украиной (украинский). 
В русской википедии написано, что он "был украинско-французским художником". 
И все как один называют его именно украинско-французским за исключением самих французов. Хотя, наверно, у него было французское гражданство.
А почему не немецким? в Берлине он тоже жил. Зато на немецкой странице есть картина, которая на 90% не принадлежит кисти Рыбака.

До сих пор большие проблемы у еврейских художников с национальной идентификацией.

IMG_20210717_100652a-a
"Подсвечники", 30е годы прошлого века, И.Б.Рыбак

Что самое интересное, Рыбак был настоящим еврейским художником с еврейской тематикой. Он всю жизнь рисовал еврейские местечки конца 19-начала 20вв, и как не пытался уйти от этого, все равно к этому возвращался.

IMG_20210717_122211a-a
"Синагога". Из серии "Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания", 1917, И.Б.Рыбак. Из брошюры к выставке.

IMG_20210717_122241a-a
"Синагога". Из серии "Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания", 1917, И.Б.Рыбак. Из брошюры к выставке.

Многие говорят, что Рыбак был "поэт местечка", "певец местечка", "очарованный местечком", но у меня постоянное ощущение глубокой, всепроникающей грусти от его работ посвященных ушедшему штетлу. Этот мир исчезал у него на глазах. Можно ли было его воспевать или только оплакивать?  Художник не всегда сам выбирает тематику своих работ. Часто образы и темы приходят сами.
В СССР во время своего посещения в 1924-1926гг он попытался сменить и стиль и тематику, но вернувшись в Париж, вернулся к тем же образам. Или они вернулись к нему. 

IMG_20210717_122047a-a
"Зажигание свечей". Из серии "Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания", 1917, И.Б.Рыбак. Из брошюры к выставке.

И на иврите есть статья, потому что в Бат-Яме КАК БЫ существует уже аж с 70х годов прошлого века музей его имени с его работами, "Дом Рыбака" называется. А вы-то и не знали? Я уже давно пыталась понять, что же происходит с этим "виртуальным" музеем и с работами Рыбака в нем, но это была настоящая загадка. И виртуальность музея была не в том, как это принято в интернете, что как бы стен нет, а работы есть и вы можете на них посмотреть. А тут полностью наоборот - "Дом Рыбака" есть, стены есть, название - есть, а вот работ нет.
Здание же используется для детского просвещения, а в эпоху вируса - для вакцинации бат-ямского населения... 

IMG_20210717_122723a-a
"Вид местечка". Из серии "Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания", 1917, И.Б.Рыбак. Из брошюры к выставке.


О жизни художника.

Родился 2 февраля 1897 года в Российской империи, в Елисаветграде (ныне Кировоград, Украина).
Его отец происходил из знатной хасидской семьи, но был последователем Хаскалы, поклонником русской культуры. Однако он отправил своего сына в "хедер".
С 10 лет Иссахар тайно посещал вечерние уроки рисования для рабочих местной фабрики.
В 11 лет поступил на Елисаветградские курсы художников-сценографов и, окончив их, с 1909 года работал в артели (кооперативе), занимавшейся росписью интерьеров общественных и церковных зданий. На заработанные в артели деньги продолжил художественное образование.
В 1911 году И.Б.Рыбак поступил в Киевское художественное училище на факультет живописи и окончил его в 1916 году.
Рыбак впервые представляет свои картины в 1915 году на Киевской весенней выставке, большинство из них были модернистскими по стилю, но вдохновлены еврейской тематикой.
Летом 1916 года И.Б.Рыбак вместе с Эль Лисицким получил заказ от Еврейского историко-этнографического общества для поездки по маленьким городкам Украины и Белоруссии (stetln) и копирование картин в деревянных синагогах и резных надгробий на еврейских кладбищах. Эта поездка пробудила интерес И.Б.Рыбака к еврейскому народному искусству.

IMG_20210717_100538a-a
"Кладбище", 1917, И.Б.Рыбак

В 1917 году И.Б.Рыбак участвовал в Московской выставке еврейских художников и скульпторов, критики оценили его как "одного из самых ярких и изобретательных художников". 
Весной 1918 года он стал одним из основателей секции искусств Kultur Lige - подразделения, направленного на развитие современной еврейской культуры на идиш в Украине.
В 1919 он создал серию произведений, посвященных еврейским погромам в Украине. Во время одного из таких погромов был убит его отец. 
В 1920 переехал в Москву, где прожил около года. В этот период он участвовал в деятельности Кружка еврейских писателей и художников, сотрудничал с Московским еврейским камерным театром.
С 1921 по 1924 жил в Берлине и именно там издал книжку "Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания".

IMG_20210717_100736a-a
"В гостиной". Из серии "Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания", 1917, И.Б.Рыбак

IMG_20210717_100827a-a
"Подарки невесте". Из серии "Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания", 1917, И.Б.Рыбак

В 1924 года он вернулся в Москву. В 1925 оформлял спектакли в Украинском государственном еврейском театре в Харькове. Вскоре после этого он предпринял длительную поездку по еврейским колхозам Украины и Крыма. Результатом поездки стал альбом "На еврейских полях Украины", который был издан в 1926 году в Париже, куда И.Б.Рыбак окончательно переехал в начале 1926 года.

IMG_20210717_100515a-a
"Композиция: берлинская женщина", 1925, И.Б.Рыбак

Почти сразу по приезде прошли две его персональные выставки в Париже. 
Он получил признание и за пределами Франции. В 1930 году его персональная выставка проходила в Гааге, в 1931 году - в Роттердаме, в 1932 году - в Брюсселе и Антверпене.
В 1935г. И.Б.Рыбак скончался.
О нем говорили, что "Рыбака можно признать художником, чей гений можно сравнить только с гением Шагала".

IMG_20210717_100624a-a
"Еврейская невеста", 30е годы прошлого века, И.Б.Рыбак

IMG_20210717_100634a-a
"Свадьба" , 1931, И.Б.Рыбак

IMG_20210717_100640a-a
"Жених", 30е годы прошлого века, И.Б.Рыбак

IMG_20210717_100719a-a
"Обрученная", 1930, И.Б.Рыбак


И.Б.Рыбак и Бат-Ям.

Какое отношение Рыбак имел к Бат-Яму? Да никакого. Он и не знал о существовании такого города.
Его вдова Соня привезла работы мужа в Израиль, потому что в 50-х годах прошлого века первый мэр Бат-Яма Давид Бен-Ари пригласил Соню переехать в этот город. Ее дом был построен рядом с художественным музеем, в самом центре района Рамат-Йосеф. Для работ художника было выделено в доме специальное помещение.
Соня умерла в 70е, в Бат-Яме в это время происходили сложные процессы, как скромно написано в описании выставки. Дом был заброшен. Работы в таком состоянии, что все надо реставрировать.
С 70х работы никогда не экспонировалась хотя бы в каком-то количестве. 

На сегодняшний день единственная цифра, которую я нашла в открытых источниках, это 100 работ, которые находятся в Бат-Яме на сегодняшний день. Они включают в себя масляную живопись, графику и керамику. Все это 50 лет валялось в неподобающих условиях и часть работ находится в очень плохом состоянии. Говорят, что Министерство культуры и мэрия Бат-Яма финансирует реставрацию. Пять работ отправлены в Еврейский музей Берлина на реставрацию и в качестве платы они там будут выставляться несколько лет. 

Есть в сети сайт "Comite & Foundation Issachar Ber Ryback", на котором собрано очень много работ И.Б.Рыбака с указанием мест, где они находятся. К сожалению, не указано, кто хозяева этого сайта.
Сайт сделан очень плохо, лучше заходить отсюда
По моим грубым прикидкам с помощью этого сайта, в Бат-Яме, как минимум, находится 91 работа И.Б.Рыбака. При этом, именно в Бат-Яме находится большая часть масляной живописи.

Есть художники, которым везет при жизни и после смерти. Есть художники, которым не везет при жизни, за то везет после смерти. А есть те, кому при жизни везет, а после смерти - нет. Рыбак явно относится к последней категории.


Несостоявшийся диалог.

Рыбак сказал все что хотел еще при жизни. Тогда не было принято чтобы на каждого художника приходилось как минимум по одному искусствоведу.  И глядя на работы современных художников на выставке, есть острое ощущение, что им  просто нечего сказать. Но ничего, прибежит 10 искусствоведов, споют и спляшут которые расскажут посетителям что же хотели сказать художники...

Вот "яркий пример диалога":
IMG_20210717_100349a-a
справа "Улица в деревне", 1917, И.Б.Рыбак
слева фото из серии "Олимпус", 2019, Анна Ям

Или вот еще диалог...

IMG_20210717_100403a-a
"Без названия", Б.Эшель-Гершуни

IMG_20210717_100554a-a
"Кладбище", 1917, И.Б.Рыбак

Так трогательно прикручено к спинке шкафа... я не против каких-то других выставочных приемов, но хоть чем-то бы было поддеражано...
IMG_20210717_100504a-a
"Старуха", 1923, И.Б.Рыбак

Общее ощущение от выставки у меня было такое тяжелое, что рука не поднялась сделать общий вид. Я впервые видела в Израиле такую непрофессионально сделанную выставку, где умение использовать выставочное пространство стремится к нулю. И у меня осталось ощущение, что у создававших выставку просто нет чувства материала :(

Потрясает брошюра, посвященная выставке, которая проиллюстрирована работами И.Б.Рыбака, которые в выставке НЕ участвуют. За исключением одной... А я-то наивная искала их на выставке. И вместо подписей к работам вам выдают отдельную бумажку, на  которой в черно-белом цвете напечатаны крошечные фотографии работ с выставки и подписи к ним. Не все картины там перечислены. Может это все по бедности? 

Но с другой стороны, я рада, что хоть сколько-то работ И.Б.Рыбака можно увидеть в живую в Израиле и приятно, что нынешнее руководство Бат-Яма повернулось лицом к деревне культуре. Отремонтирован Дом-музей Шолома Аша, который можно посмотреть за тот же билет в Художественный музей Бат-Яма.

IMG_20210717_100904a-a
"Кубистический портрет", 1918-1919, И.Б.Рыбак


Дом Шолома Аша, вторая часть выставки.

Шалом Аш - идишский писатель. Как и Соня Рыбак, Аш был приглашен мэром Давидом Бен-Ари переехать в Бат-Ям.
Долгие годы его дом был заброшен и закрыт. Полтора года назад по завершению реставрации дом был вновь открыт.
Здесь выставка выглядит поприличнее, благодаря самому дому.

IMG_20210717_103326a-a
"Капарот", 1926, М.Шагал

IMG_20210717_103349a-a
Коллекция ханукальных подсвечников в доме Шалома Аша.

IMG_20210717_103437a-a
Ханукия из коллекции ханукальных подсвечников в доме Шалома Аша.

IMG_20210717_103509__01a-a
"Дали мне не отвечает", 2020, Г. Ниссенхаус

IMG_20210717_103540a-a
"Tough Titties", 2018, Э.Рубинштейн



Работы И.Б.Рыбака, которые я сфотографировала на других израильских выставках.

Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод (המשכן לאמנות, עין חרוד על שם חיים אתר), выставка "Сокровища музея – 80 лет", 2018 (1, 2)

IMGP8939a-a (2)
"Старик (последний час)", без даты.

IMGP8849a-a
"Киевский погром", 1918

IMGP8854a-a
"Киевский погром", 1918.

IMGP8861a-a
"Киевский погром", 1918.

IMGP8864a-a
"Киевский погром", 1918.

Выставка "Еврейский авангард", Хайфа, 2015г.

"Часы". Видимо находится в этом же музее в Бат-Яме.



Техническая информация

Выставка "Буря в стакане чая: диалог с И.Б.Рыбаком" продлится до 31 октября 2021 года
Музей современного искусства Бат-Яма (מוזיאון בת ים לאמנות)
Сайт музея: https://moby.org.il/
Страница в фейсбуке - https://www.facebook.com/moby.batyam
Адрес: Бат-Ям, ул. Струме, 6.
Часы работы: вторник, четверг - с 16:00 до 20:00; пятница, суббота – с 10:00 до 14:00.
Музей на карте

Билеты:
взрослый 20шек.
пенсионер\солдат 15шек.
В цену билета входят оба музея.


"Бейт Шолом Аш" (בית שלום אש) - Бат-Ям, ул. Арлозоров, 50 - Часы работы: вторник, четверг - с 16:00 до 20:00; пятница, суббота – с 10:00 до 14:00.
Музей на карте

По выставке проводятся экскурсии на русском языке. Телефон для справок - 03-6591140



Инфа:
http://www.comite-ryback.org
http://www.comite-ryback.org/Biography.php
https://www.israelhayom.co.il/magazine/hashavua/article/3409351/
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%99%D7%9C%D7%94_%D7%9B%D7%94%D7%9F-%D7%A9%D7%A0%D7%99%D7%99%D7%93%D7%A8%D7%9E%D7%9F
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%A9%D7%A9%D7%9B%D7%A8_%D7%91%D7%A8_%D7%A8%D7%99%D7%91%D7%A7
https://moby.org.il/
http://tiroche.co/ItemPagePast.asp?id=63590
https://www.orencooriginals.net/blogs/news/issachar-ber-ryback
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%95%D7%96%D7%99%D7%90%D7%95%D7%9F_%D7%91%D7%AA_%D7%99%D7%9D_%D7%9C%D7%90%D7%9E%D7%A0%D7%95%D7%AA
http://www.montefiore.co.il/heb/%D7%90%D7%9E%D7%A0%D7%99%D7%9D/84/%D7%99%D7%A9%D7%A9%D7%9B%D7%A8_%D7%91%D7%A8_%D7%A8%D7%99%D7%91%D7%A7
https://www.israelculture.info/ocharovannyj-shtetlom/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B5

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2420635.html.

Tags: art, выставка, еврейское
Subscribe

  • Все в сад! желательно в ботанический...

    Университетский ботанический сад на Гиват Рам в Иерусалиме многим знаком и многими любим, не только иерусалимцами. Он нам очень важен по многим…

  • Вейцман - человек, институт и парк

    Институт им. Вейцмана (а правильно Вайцмана) находится в славном городе Реховоте, куда легко добраться на поезде и пешочком от станции. И поехали…

  • Пальма любви и смерти.

    Как много могут рассказать растения о человеческой жизни и смерти? О человеческой деятельности? Как часто мы об этом задумываемся и замечаем? Как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

  • Все в сад! желательно в ботанический...

    Университетский ботанический сад на Гиват Рам в Иерусалиме многим знаком и многими любим, не только иерусалимцами. Он нам очень важен по многим…

  • Вейцман - человек, институт и парк

    Институт им. Вейцмана (а правильно Вайцмана) находится в славном городе Реховоте, куда легко добраться на поезде и пешочком от станции. И поехали…

  • Пальма любви и смерти.

    Как много могут рассказать растения о человеческой жизни и смерти? О человеческой деятельности? Как часто мы об этом задумываемся и замечаем? Как…