dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

"Дам в пустыне кедр ... и масличное дерево; насажу в степи кипарис..." Йешаягу 41:19

Hvoinie-collage-a
Решила я написать о некоторых хвойных деревьях к празднику Рош Ашана совсем не потому что в христианской традиции принято наряжать ёлки к Рождеству или Новому году. А потому, что именно в Трактате Рош Ашана написано о нескольких хвойных деревьях, связанных с древними традициями иудаизма.
То есть если бы у евреев было принято украшать хвойное дерево на этот праздник, то просто нет более достойных кандидатов :)
Кроме того, эти деревья много раз упомянуты и в Танахе, так что являются достойной темой для праздника. И кроме того, они сыграли очень важную роль и в Новейшей истории Эрец-Исраэль.


Так кто же это? :)

Ливанский кедр (ארז הלבנון Cedrus libani), алепская\иерусалимская сосна (אורן ירושלים Pinus halepensis) и кипарис вечнозелёный (ברוש מצוי Cupressus sempervirens L.).

Эти растения известны с глубокой древности в Эрец-Исраэль, их названия много раз упомянуты в Танахе и Талмуде.

В Трактате "Рош Ашана" (Вавилонский Талмуд) говорится:
"... виды кедра это кедр... масличное дерево и кипарис". Перевод к сожалению мой, не нашла ничего лучше.

מיני ארזים הן ארז קתרום עץ שמן וברוש
מסכת ראש השנה כג, א
תלמוד בבלי

Ливанский кедр входит в группу растений, названия которых точно отождествлены между древними письменными источниками и современными растениями.
Названия "иерусалимская сосна" и "кипарис вечнозелёный" отождествлены с высокой вероятностью, но не совершенно точно. Иерусалимская сосна появляется несколько раз под другим именем, но оно тоже отождествлено с высокой вероятностью. Но об этом дальше.

Деревья играли в древности очень важную роль. Самыми уважаемыми, понятное дело, были плодовые. Неплодовые были менее важны, но тоже использовались на всю катушку для важных целей.
Вот например - дрова. Сейчас мало кто, глядя на дерево, прикидывает как оно будет гореть. А в древности это было основным моментом для оценки древесины. Ну и конечно строительство.
Евреи в древности эти важные свойства деревьев оценивали по отношению к Храмам и благодаря этому мы многое узнаем об отдельных деревьях

Известно, что во времена обоих Храмов древесина разных деревьев использовалась там в качестве дров. Известно было какие дрова для чего использовали, какие деревья можно было использовать на дрова, а какие - нет. На дрова не использовали только оливу и виноградную лозу, все остальное в разной степени использовали.
IMGP3232a-a
В Храме резали жертвенных животных почти целый день. И нужно было много деревьев в качестве дров для сжигания жертвенных животных.

На макете мы хорошо видим и двери Храма из дерева и разные дрова на жертвеннике.
IMGP3418a-a
Макет Второго Храма, который находится на крыше здания организации "Эш Атора" в Иерусалиме. ("Эш Атора" - огонь Торы, ивр.)

В древних источниках есть еще способы использования деревьев, которые нам мало знакомы, например для сигнальных огней.

Приносят длинные шесты из кедра, и тонкие жерди, и масляные деревья...
Мишна Рош аШана (Вторая глава Мишна третья)

מְבִיאִין כְּלֻנְסָאוֹת שֶׁל אֶרֶז אֲרֻכִּין וְקָנִים וַעֲצֵי שֶׁמֶן
משנה ראש השנה ב ג


О загадочном масличном\масляном дереве (עץ שמן)

Теперь пришло время поговорить об этом самом загадочном масличном, в одних источниках или как в других, масляном дереве (עץ שמן). "Дерево масла" в прямом переводе с иврита.
Вот некоторые упоминания этого дерева в Танахе:

"И (послали) возвестить и провозгласить во всех городах их и в Йэрушалайиме, сказав: "Выйдите на гору и принесите ветви оливы, и ветви масличного дерева, и ветви мирта, и ветви пальмовые... чтобы сделать кущи, как было написано". И вышли люди, и принесли, и сделали себе кущи, – каждый на крыше своей и во дворах своих, и во дворах дома Б-жья..."
Книга Нехемии 8:15-16


ואשר ישמיעו ויעבירו קול בכל עריהם ובירושלם לאמר צאו ההר
והביאו עלי זית ועלי עץ שמן ועלי הדס ועלי תמרים... לעשת סכת ככתוב
נחמיה ח טו

"(Идет), чтобы нарубить себе кедров... и выбирает лесные деревья, сажает сосну, а дождь взращивает (ее)."
Книга Йешаягу 44:14

...לִכְרׇת־ל֣וֹ אֲרָזִ֔ים ... וַיְאַמֶּץ־ל֖וֹ בַּעֲצֵי־יָ֑עַר נָטַ֥ע אֹ֖רֶן וְגֶ֥שֶׁם יְגַדֵּֽל׃
ישעיהו מד, יד

"Дам в пустыне кедр... и масличное дерево; Насажу в степи кипарис..."
Книга Йешаягу 41:19

... אתן במדבר ארז שטה והדס... ועץ שמן... אשים בערבה ברוש
ישעיהו מא יט


Мы знаем почти все деревья перечисленные в этих отрывках. Кроме странного "масличного дерева".

Должна сказать, что понять, что это за загадочное дерево пытались крупнейшие еврейские авторитеты.
В основном предлагалось четыре варианта решения этой загадки:
1. Афарсемон
2. Маслина
3. Лох узколистный или лох восточный или пшат (фесида) (יצהרון מכסיף (עֵץ-הַשֶּׁמֶן הַמַּכְסִיף)  Elaeágnus angustifólia, Elaeagnus orientalis).
4. Сосна алепская

Вариант афарсемона рассматривает Вавилонский Талмуд. Имеется в виду, конечно же не современный оранжевый фрукт, а древнее растение из которого изготавливались знаменитые благовония. Но вариан афарсемона вступает в противоречие с тем, что царь Шломо (Соломон)  использовал масличное дерево для строительства Первого Храма. Из этого дерева были созданы фигуры херувимов, двери и мезузы. Тяжело себе представить, что из афарсемона можно сделать огромные тяжелые двери. Афарсемон - небольшое тонкое дерево\куст, неподходящее для изготовления мебели. Из других описаний строительной деятельности Шломо, например из Песнь песней,  мы знаем, что он много использовал очень крепкий привозной кедр для строительства, не скупясь на расходы.

Раши считал, что масличное дерево - это маслина. Но со всем уважением к Раши, можно сказать, что это также вступает в противоречие с 

"Выйдите на гору и принесите ветви оливы, и ветви масличного дерева, и ветви мирта, и ветви пальмовые..." 
Книга Нехемии 8:16. 

Здесь олива и масличное дерево появляются в одном отрывке непосредственно рядом. Что явно намекает, что это два разных дерева.
Кроме того, в Мишне записаны деревья, которые можно или нельзя использовать в качестве дров для сжигания жертвенных животных на жертвеннике. В одном и том же отрывке точно написано, что нельзя использовать маслину и виноградную лозу. А дальше в том же отрывке указано, что можно использовать ветки инжира, ореха и масличного дерева. То есть маслину нельзя использовать, а масличное дерево можно.

Про лох узколистный известно, что в Эрец-Исраэль он попал только во времена крестоносцев, и те, что мы встречаем, сбежали их культуры. Кроме того, ствол этого дерева очень тонкий и он не подходит для строительства.

По Иерусалимскому Талмуду масличное дерево - это сосна.

Многие исследователи считают, что масличное дерево - это какой-то вид сосны. Один из претендентов, например, сосна пиния, или пиния, или сосна итальянская (אורן הצנובר Pinus pinea), но нет никаких доказательств, что эта сосна росла в Эрец-Исраэль в древности. 

В Вавилонском Талмуде говорится, что масличные деревья горят как свечи.
עצי שמן - עצים שדולקין כמו נר
תמיד כט א
И само название намекает на то, что в дереве много масла. Как раз афарсемон и маслина дают масло каждый разным способом. При чем тут тогда сосна? У сосны очень много смолы в ее древесине, чем и объясняется ее быстрое горение.
Под "маслом" могла имеется в виду не только смола дерева, но и использование дерева для получения дегтя.

Кроме того эта смола придает мебели из сосны приятный запах. Может быть именно из-за запаха двери Первого Храма были сделаны из сосны.

Из видов сосен большинство современных исследователей считает, что речь идет о сосне алеппской\иерусалимской (אורן ירושלמי Pinus halepensis), так как это была самая распространенная сосна в наших краях.
Из древних текстов понятно, что это вечнозеленое дерево, растущее в Иудейских горах и в районе Иерусалима.
Отождествление масличного дерева с этой сосной выглядит логично, так как из нее действительно можно вырезать скульптуры херувимов и двери для Храма. Она также важное дерево для строительства.

Проф. Й.Феликс, современный исследователь ботаники и зоологии в Танахе и Талмуде, отождествлял масличное дерево с современной сосной.

Есть документальные свидетельства, что в Средние века иерусалимская сосна росла в районе Иерусалима, в Эйн-Керем, в Хевроне, в отдельных местах Шомрона (Самарии). Ее использовали для строительства, отопления и в деревообработке.
Крестоносцы использовали много деревьев для осады во время войн.


Теперь о самой сосне алепской.


Алепская\иерусалимская сосна (אורן ירושלים Pinus halepensis) вечнозеленое дерево, может быстро вырасти в высоту от 5 до 15 м. Имеет широкую крону, листья - иголки длиной 10 мм. Взрослые иголки сосны растут парами в отличии от ювенильных одиночных.

У этой сосны нет регулярной формы кроны, деревья часто выглядят лохмато и неаккуратно.
Ствол толстый, имеет очень потрескавшуюся кору.
Из пораненного ствола выделяется сильно пахнущая смола. Она предназначена для лечения ран дерева и для защиты от вредителей, но она также делает дерево легко воспламеняющимся.

Дерево однодомное, цветет весной и имеет мужские и женские цветки на одном дереве.

Мужские цветы длиной ок. 20мм находятся на концах веток.
Пыльцы обычно много и она разносится ветром на тысячи километров. И может попасть на женские цветы такой же сосны, но в основном падает на землю.
 
Женские цветы находятся отдельно на ветках, изначально они красноватые. Из них и получаются шишки.
Шишка - плод, созревает 18 месяцев, становится коричневой длиной ок. 9 см и толщиной 3 см. Шишки обычно повернуты в сторону выхода ветки из ствола дерева или из большей ветки. Это отличает иерусалимскую сосну от других видов сосен растущих в Израиле.

Семена находятся в шишке долго. Сильная жара такая как хамсин или пожар заставляет шишку открыться, семена вылетают из нее и разносятся ветром. Каждое семечко оснащено крылышком.

Большинство алепских сосен в Эрец-Исраэль было посажено в 20в. под руководством Еврейского национального фонда (ЕНФ). Эти посадки начались еще до Первой мировой войны. И есть много диких деревьев, которые являются потомками посаженных.


Лес ЕНФ в Кирьят-Анавим, 1928г., фотограф Шмуэль Йосеф Швайг. Выставка фотографий ЕФН «Видим насквозь. Разбито и восстановлению не подлежит».

Как только сосну нынче не ругают, а она была первопоселенцем леса и блестяще выполнила свою задачу.
Подробно о плюсах и минусах сосны алепской как дерева для лесопосадок я писала тут.

IMGP3661a-a-a
Кибуц Эйн-Гев, фотограф Нафтали Опенгайм, 40е годы прошлого века.

В наше время ЕНФ уже не сажает сплошные сосновые леса.
О посадках сосны Еврейским национальным фондом я писала очень подробно в посте "Рождение леса".

Естественный ареал распространения этой сосны - западная часть Средиземноморья. В Израиле есть только очень небольшие участки, где растут по настоящему дикие растения и они очень далеко от основных мест, где растет эта сосна в естественных условиях и имеющих свой генетический профиль. Именно поэтому эти маленькие участки так важны. Когда ЕНФ сажает вокруг них иерусалимские сосны выращенные из привозных, не местных семян, это угрожает будущему настоящих диких сосен в Израиле.
В Израиле участки естественного леса алепской сосны можно найти на горе Кармель и в Галилее, в районе Иерусалима (заповедник Масрек שמורת המסרק), а также в Шомроне и Иудее.

В естественном диком виде сосна растет только на меловых почвах и на мергеле. А ЕНФ, когда сажает эту сосну на других видах почвы вначале помогает молодым деревьям, что и дает возможность использования ее повсюду.

20200213_095429a-a
Посаженые сосны на Дерех Рупин в Хайфе. Но посаженные только сверху - кое-кто ухитряется расти прямо на камнях склона.

В природе на других почвах у сосны есть множество конкурентов и сосна не в состоянии с ними конкурировать в природных лесах.
В наше время, когда благодаря насаженным сосновым лесам производится такое количество семян, что они ухитряются прижится и на неподходящих почвах. Это называется эффект массы. И это в принципе тоже будут дикие растения, не посаженные человеком. Но их надо разделять с настоящими дикими соснами, которых очень немного.

Название вида по латыни в честь города Алепо в Сирии, где эта сосна была впервые описана. В культуре эта сосна с 1723 года.
В наше время в окресностях Алеппо невозможно найти алепскую сосну, одна только
сосна калабрийская или брутийская, брутия (Pinus brutia אורן קפריסאי). Она очень похожа внешне на алепскую. У нас брутию уже много лет также сажает ЕНФ.
Отличить эти сосны можно по шишкам.
Шишка иерусалимской сосны торчит под острым углом к ветке.
IMG_20210626_190701a-a

IMG_20210626_190800a-a

В отличии от алепской, шишка брутии, сосны калабрийской (אורן קפריסאי Pinus brutia) торчит под прямым углом.
IMGP0406a-a
Сосна калабрийская (אורן קפריסאי Pinus brutia) или брутийская из Иерусалимского ботсада.


Сосна и пожар, всегда актуальная тема.

В Средиземноморье большинство растений приспособлены к пожарам, которые тут бывают регулярно. Но в отличии от многих других средиземноморских деревьев, сосна не восстанавливается после пожара от корня. Она полностью сгорает. Ее механизм выживание в пожаре -  восстановление из семян.

После пожара 2010г. в Национальном парке Кармель.

На каждом дереве есть определенный процент закрытых шишек, которые находятся на дереве годами до пожара.

Фото 2010г. после пожара в Национальном парке Кармель.

Высокая температура при пожаре  плавит смолу между чешуйками шишки и после пожара высвобождается множество семян, оказавшихся на земле. Семена прорастают сразу после первого же дождя, который пройдет после пожара.
Именно во время пожаров многие шишки открываются, семена распространяются и прорастают.
Шишка закрыта чтобы сохранить семена от животных и птиц, которые их едят.


Эти сгоревшие деревья были выкорчеваны, на части сгоревших участков ничего не было посажено.

IMGP3852a-a
Здесь хорошо видно, что есть выжившие в пожаре взрослые деревья и совсем молодые сосны.

Естественный сосновый лес возобновляется в полный рост за 40 лет. Если же пожары будут слишком часто, то это приведет к уменьшению количества семян и только частичному восстановлению леса.

Здесь взрослые сосны полностью сгорели и выросли молодые из семян.
IMGP3853a-a
Молодые сосны на горе Кармель в октябре прошлого года, практически через 10 лет после пожара, который был в декабре 2010.


Кстати о сосновых шишках

IMG_20210102_100147b-a.jpg
Впервые такие объеденные шишки я обнаружила где-то в 1996-1997гг. недалеко от дома, куда переехала. Первая мысль моя была: у нас клесты!! Хотя я клестов никогда не видела выросши в СПБ.

IMG_20210102_100222-a.jpg
Но моя вера в израильскую флору и фауну была столь безгранична, а сеть была еще столь неразвита, что несколько лет я листала справочник Паз-Эшболь в надежде найти подходящую птичку. И только некоторое время спустя случайно попав на экскурсию проф. Амоца Дафни в Хайфском универе, я узнала, что на деревьях у нас живут крысы и это они едят шишки таким образом. Обратите внимание, какая тонкая и аккуратная работа по поеданию семян алепской сосны.
Профессор А. Дафни (Универ. Хайфа), оказывается, даже научную работу делал на это тему и искал гнезда крыс на деревьях.

В наших насаженных лесах сосна часто соседствует с кипарисом.

Кипарисы и сосны в Лесу Праведников на горе Кисалон. Все посажено ЕНФ. И это логичный переход к рассказу о кипарисах.


"...насажу в степи кипарис..." Йешаягу 41:19

Предположительно, что кипарисы были распространены в Эрец-Исраэль в прошлом как дикие растения, но большую часть их срубили. 
В Танахе кипарис используется как символ свежести и мощности часто вместе с кедром.
Много раз он упоминается в Танахе, в частности говорится о балках из кипариса, которые завозили из Ливана. Собственно отождествление современного кипариса с растением упомянутым в Танахе под тем же именем весьма принято, но не все исследователи с этим согласны.

Кипарис вечнозелёный (ברוש מצוי Cupressus sempervirens L.) уже настолько привычная часть нашего пейзажа, что глаз его просто не замечает. Я так редко его фотографировала, что с трудом нашла что-то в своем большом архиве. Оказалось, что множество кипарисов есть на самых разных исторических изображениях.

Кипарисы, которые, видимо, росли на Храмовой горе, над Котелем.
IMGP4105a-a-a
Котель (Западная стена) и сооружения на Храмовой горе. Изображение 18 или 19в. (?), Музей Эрец-Исраэль, ТА.
Надпись сверху:
"И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы." Йешайа (1-2:2)
Надпись снизу:
"...помните вдали о Господе и да будет Йерушалаим в сердце вашем." Йирмейа (51:50)

Вдали поля и кипарисы.
IMGP8702a-a
Грамота Еврейского национального фонда за пожертвования на посадку деревьев, 1913г.. Семья Ризел пожертвовала на посадку 5 деревьев в честь дня рождения Розы Винрев.

"Женщины на балконе в цитрусовых садах", Н.Гутман, чернила-бумага, 20е годы 20века.
IMGP4205a-a
Цитрусовые сады автор не изобразил, а кипарисы да, крупно и ярко.

"Около сукки (шалаша на Суккот)", 1923г., Реувен Рубин.
Выставка "...обувь ваша на ногах ваших и посох ваш в руке вашей"

Здесь около сукки - кипарис.

"Техникум (в дальнейшем Технион) и школа Реали Иври, Хайфа. Неизвестный фотограф, 1924-1926гг. Выставка Собрать Хайфу
IMGP7019a-a
Технион стоит в этой части Адара в полном одиночестве, но кипарисы уже посажены. Правда не там, где мы привыкли их видеть.

IMG_20210605_115726a-a
"Вид на Лифту", Циона Таджер, 1927г., Художественный музей ТА.

Массированные посадки кипариса в Эрец-Исраэль начались во второй половине 19в., этим занимался ЕНФ. В начале сионистского поселенчества кипарис сажали как ограждение от ветра, до сих пор можно встретить полосы кипарисов с северной стороны цитрусовых плантаций. Их сажали очень плотно, чтобы уменьшить силу ветра, который мог повредить цитрусовые. Но в основном его сажали в лесах вместе с иерусалимской сосной, а также вдоль дорог и в садах.


"Первопоселенец и кипарис" 1936-1940г. Меир Левави, Тель-Авивский художественный музей, выставка "Музей сам себя представляет".

Кипарис вечнозелёный - вечнозеленое хвойное дерево среднего размера до 35 м в высоту, и толщина ствола может быть до 80 см. Может быть с конической кроной с ровными ветвями, а может быть и очень лохматый.
Его листья, в отличии от сосны, похожи на чешуйки, а шишки круглые. 
У дерева прямой ствол, который со временем становится толще. 
Кора коричнево-серая, не гладкая, часто клейкая благодаря смоле которая сочится, если дерево поранить. 

Однодомное растение. Мужские и женские шишки находятся на разных ветках. Цветет кипарис с марта по май. Пыльцы из мужских шишек много и она разносится на большие расстояния ветром. Эта пыльца - аллерген.  
IMG_20210804_192121-a
Женские шишки круглые, вначале зеленого цвета, они полностью закрыты. Со временем цвет шишек меняется на коричневый. Максимальный размер шишек 3 см. Шишки созревают 2 года.

IMG_20210804_192111-a
Чешуйки созревших шишек раздвигаются в летнюю жару, семена выпадают на землю и прорастают в дождливый период. Они могут укорениться на разных видах почвы.

Форма кроны зависит от сорта кипариса. Самый распространенный сорт - "кипарис горизонтальный", он характерен ветками растущими в стороны и создающими широкую коническую крону.
IMG_20210808_113849-a

Другой сорт, кипарис пирамидальный, ветки которого прижаты к стволу дерева, крона узкая и длинная, по форме напоминает свечу. Это очень древний сорт, он используется для посадок в садах и на кладбищах.
IMGP6124a-a
Пирамидальные кипарисы в Бахайском саду в Акко.

IMGP7115a-a
"Германская колония", неизвестный фотограф, 80е годы прошлого века.
На самой открытке написано "Хайфа - вид с Кармеля".
Собрать хайфу.

Самые знаменитые хайфские кипарисы, это конечно же кипарисы у старого Техниона, сейчас Мадатек - Хайфский музей науки.
IMGP0630a-a
У входа хотелось бы два симметричных, но один не согласился :)

IMGP0637a-a
Сбоку у того же здания вполне себе симметричные.

У мемориалов тоже сажают кипарисы.
IMGP9655a-a
"Дафна и Шира у памятника летчику", Эли Шамир, 2009. Выставка в Художественном музее Герцлии.

Кипарисы можно встретить в Израиле по всей стране, и на севере и на юге.Почти все они посажены человеком или сбежали в природу, то есть потомки посаженных человеком.
Настоящие дикие кипарисы можно встретить на северном склоне горы Охман (הר אוכמן) в Западной Галилее.
Кипарис в природе растет в Средиземноморье.

Проф. А. Шмида в справочнике "Деревья и кусты в Израиле" пишет, что до 70х годов прошлого века в Израиле не были известны места произрастания диких кипарисов, но в 70е были найдены дикие растения в районе ручья Бецет. Кроме того, были найдены остатки кипариса, которому 530 лет в таких местах, где человек не жил. Форма кроны молодых деревьев в этих местах как у "кипариса горизонтального". Поэтому проф. А. Шмида  считает, что это дикий сорт.  В том же районе был найдены остатки кипариса, задокументированный возраст которого 689 лет

Если вы заметили, большинство кипарисов вдоль дорог в Израиле высыхают. К сожалению, я не спросила в Национальном дендрарии, к какому виду они относятся.
Никто не знает в чем причина гибели деревьев, может отсутствие воды, пестициды, вредители, болезни... Сухие кипарисы спиливают.
IMGP9631a-a
"Вид со спиленными кипарисами", Эли Шамир, 2010. Выставка в Художественном музее Герцлии.

Но известно, что часть деревьев не высыхает. Были найдены в разных местах Израиля, например в лесу Ятир и в Нацерете, крупные красивые деревья, которые хорошо растут, а вокруг них все высохли. Размножили их вегетативным способом и вот уже в дендрарии посаженные молодые деревца. К сожалению, только через 10 лет можно будет увидеть результат.
IMGP7506a-a
Национальный дендрарий, здесь посажены эти кипарисы.

Кипарисы горят как свечки, я это видела собственными глазами во время большого пожара в Хайфе 24.11.2016.
IMGP1665a
Кто-то, видимо, нес домой ханукальные пончики, а дом-то загорелся и вместе с ним кипарисы...


"Кедр Герцля"
В начале пути руководители сионистского движения, жившие не в Эрец-Исраэль, не были знакомы с условиями этих мест и не понимали важности лесонасаждений. Печальный факт, что эта земля пустынна и нет деревьев, озвучил Йона Карменицкий председатель Еврейского Национального фонда (קק"ל), и предложил снова озеленить землю.
В 1898 году Б.З. Герцль посетил Эрец-Исраэль и увидел своими глазами полное отсутствие деревьев. Во время этой поездки при посещении дома крестьянина Шмуэля Броза в поселении Моца, Герцль посадил дерево на горе, недалеко от поселения. В сионистской литературе того времени это дерево официально называли "кедром Герцля". Сопровождавший его Давид Вольфсон посадил пальму. При посадке зачитали: "Праведный цветет, как пальма, возрастает, как кедр на Ливане" из Псалом 92...
Во время Первой мировой войны оба дерева погибли. То что посадил Герцль было срублено, а пальма Вольфсона была сожжена. От "кедра Герцля" остался пень, который, считается, сохранился до наших дней и современными способами было определено, что это дерево - кипарис.

Евреи Иерусалима идут к "кедру Герцля" в день годовщины смерти Беньямина Зеэва Герцля. 1912г., фото Яаакова Бен Дова.


"Дам в пустыне кедр..." Йешаягу 41:19

И после "кедра Герцля" сионисты взяли социалистические обязательства ЕНФ уже долгие годы хочет вырастить кедры в наших лесах. Именно ливанские в первую очередь, ведь именно о них говорится в Танахе. Пока все происходит с очень переменным успехом - жарко тут кедрам, что поделать.

Кедр одно из самых знаменитых деревьев в древней Эрец-Исраэль и среди окрестных народов. В Торе кедр упоминается 73 раза, больше чем любое другое дерево. Хотя это дерево, которое здесь никогда не росло. Он упоминается в основном как символ высоты, мощи и великолепия. Или дорого импортного товара.
Его известность была благодаря тому, что он выделялся среди окружающих диких деревьев своей впечатляющей высотой.
Ствол кедра длинный, прямой и вертикальный от земли, что дает возможность делать из него длинные и прямые балки, подходящие для строительства крыш для больших зданий. Большой диаметр и жесткая древесина дает возможности выдерживать большую нагрузку. Древесина полна смолы, которая дает приятный запах, а также защищает от вредителей и гниения.
Поэтому в древности его использовали при строительстве огромных дворцов, храмов и кораблей. Кедр был тогда привозной и дорогой.

Ливанский кедр в Ливане, фото из Википедии.
Cèdre du Liban Barouk 2005.jpg
By Olivier BEZES - Own work, CC BY 2.5, Link

Глядя на эту фотографию становится понятно уважение к этому дереву в древности.

В Танахе кедр символизирует мощь. Для строительства Первого Храма кедр привезли из Ливана. 
(7) И пришли мне дерев кедровых, кипарисы и сандал из Леванона...   
Диврей а-ямим II 2 
שְׁלַח-לִי עֲצֵי אֲרָזִים בְּרוֹשִׁים וְאַלְגּוּמִּים, מֵהַלְּבָנוֹן" (דברי הימים ב').

Царь Шломо использовал для строительства своего Храма привозной ливанский кедр вместо местного сикомора, который не хуже по своим качествам. Может уже тогда предпочитали иностранные товары отечественным? :) Или хотел таким образом подчеркнуть важность Иерусалима, для которого он желал самого дорогого и не жалел средств, что всем и демонстрировал.

Видимо основной функцией кедров было использование их для строительства крыш
(17) Кровли домов наших – кедры, балки – кипарисы.
Шир а-Ширим (Песнь Песней)

Кедр использовался как для строительства так и для облицовки.   

Интересно, что в Танахе, Талмуде, Гмаре, Псалмах и других древних еврейских источниках написано, что в те времена было известно несколько видов кедра, от трех до четырнадцати (!). В нашем отрывке, с которого я начала этот рассказ, хвойные деревья как раз и перечисляются как виды кедра.
Кроме того, кедры упомянуты  как неплодовые деревья, может быть это и обобщенный образ таковых. То есть все вместе неплодовые называли "кедрами".
"Плодовые и все кедры". Псалмы
 "עץ פרי וכל ארזים" (תהילים, קמ"ח ט')

Считается, что танахическое название кедра ливанского соответствует современному дереву.

Археологи нашли большое количество балок из кедра в Древнем Египте, в Эрец-Исраэль начиная с бронзового периода, времен Первого и Второго Храмов, Средневековья и 19в.

Немного ботаники.
Кедр - вечнозелёное хвойное дерево семейства Сосновые. 
Крона имеет пирамидальную форму. У взрослого дерева ветки горизонтальные.
IMGP0461a-a
Кедр ливанский, Иерусалимский ботсад

Его ветки раскинуты в стороны и создают широкую крону. Длина иголки 3 см. Более молодые деревья более зеленые.

Взрослые деревья имеют голубоватый оттенок.
IMGP0471a-a
Кедр ливанский ботсад Иерусалим

Однодомное растение, имеет мужские и женские шишки. Мужские шишки располагаются на концах веток, женские находятся на ветках. Опыляется ветром осенью. Женские шишки молодые зеленого цвета. Шишка созревает год после цветения и становится коричневой. Женская шишка созревает 3 года.
IMGP0469a-a
Кедр ливанский, Иерусалимский ботсад.

Кора ствола и веток серебристая и рифленая. 
В высоту вырастет до 40-50м. Устойчив к засушливым условиям.

Молодые деревья имеют коническую форму и их ветки прямо торчат в стороны. Со временем дерево теряет свою симметричную форму. Иголки 20-30 мм в длину расположены плотно на коротких ветках.
Как и другие голосеменные кедр живет в симбиозе с грибом под названием Микори́за. Гриб получает от дерева углеводы, аминокислоты и фитогормоны, а сам делает доступным для поглощения и всасывания растением воду и минеральные вещества, прежде всего соединения фосфора. Кроме того, гриб обеспечивает дерево большей поверхностью всасывания, что особенно важно, когда оно растёт на меловой почве.

В роду кедр есть еще 2 вида Cedrus atlantica (Endl.) Manetti ex Carrière — Кедр атласский, растет в горах Атлас (большая горная система на северо-западе Африки) и Cedrus deodara (Roxb. ex Lamb.) G.Don — Кедр гималайский, растет в западной части Гималаев.

Где растут кедры в природе.
Кедры в природе растут на высоте 1050-1925м в Ливане, на юге Турции и в Западной Сирии.
Остатки естественных лесов ливанского кедра можно найти в Ливане, Сирии и Турции.
Кедр в природе растет до Южного Ливана.

В плане современной систематики с ливанским кедром есть некоторые проблемы: есть или несколько подвидов его или несколько его морф, которые можно встретить в нетрадиционных местах его распространения.
Традиционными считаются Ливан, Сирия и юг Турции. При этом есть кедровые леса в Сицилии, на Кипре, в Марокко.

Дерево предпочитает холодный климат и его используют для посадки в лесах и как декоративное растение в странах умеренного пояса.
Сейчас ливанский кедр выращивают в самых разных странах, таких как Англия и Франция, ради его древесины.

В прошлом в Ливане были огромные кедровые леса, но сотни лес деревья постоянно вырубались.
IMGP3790a-a
Ливанский кедр в Ливане. Из книги "Палестина", в словах и фотографиях в дополнение к Синайскому полуострову и земле Гесем. 2-х томах, Штуттгарт и Ляйпциг, 1884г.

На сегодняшний день кедры растут там в считанном количестве заповедников и это охраняемое растение. Не смотря на охранные меры, кедр является исчезающим растением из-за глобальных климатических изменений. В местах его естественного произрастания становится теплее и возможно появление новых опасных для дерева вредителей. В Ливане проводятся массированные посадки этого дерева для спасения вида. 

В Израиле ливанский кедр не растет в природе, только посаженный человеком.
В Израиле ЕНФ упорно занимается посадками трех видов кедра (ливанского, атласского и гималайского) на севере страны в горах.
Есть несколько известных кедров в Иерусалиме на горе Герцля.
В лесу Бирия растет 2 вида кедров.
IMGP8419a-a
Лес Бирия, молодые кедры не знаю какого вида. Но они не слишком хорошо выглядят. Хотя в этом лесу есть и взрослые деревья, но я до них еще не добралась.

Всем хорошего и сладкого года и будем надеяться что на и Марсе будут яблони цвести повсюду у нас будут расти кедры, посаженные ЕНФ. :)

שנה טובה ומתוקה
Tags: еврейское, растения
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal