dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

Йом-Кипур - день прощения.

yom-kipur-collage-a.jpg
В еврейской традиции это самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов, это день, когда в синагогу ходят и те, кто обычно туда не ходят. Те, кто в обычное время не считает себя соблюдающими традиции и ходит один раз в год, в Йом-Кипур.
Йом-Кипур (יוֹם כִּפּוּר) буквально "день прощения, день отпущения". Это термин из средневековой раввинистической литературы. В Танахе и Талмуде יוֹם הכִּפּוּרִים, йом ха-киппурим; в мидрашах иногда כִּפּוּר, кипур; русское название — День искупления, Судный день.
Отмечается в десятый день месяца тишрей и является завершением Десяти дней покаяния\трепета.



В Талмуде Йом-Кипур считается днем окончательного решения судьбы человека в наступающем году (днем первичного ее определения традиционно считается Рош ха-Шана). Поэтому Йом-Кипур именуется в различных источниках "великим днем".

С Йом-Кипур связано много ритуальных обычаев, слегка отличающихся в разных еврейских общинах. Я не буду особо вдаваться в религиозный смысл, а покажу изображения, которые смогла найти.


Капарот

До сих пор распространён ритуал "капарот" (ивр. ‏כפרות‏‎), по которому смерть или бедствия, сужденные человеку за грехи, символически переносятся на домашнюю птицу.
Произносится ритуальная фраза "Да будет это моим искуплением…" и живую курицу или петуха крутят над головой. Ритуал практикуется религиозными евреями накануне Йом-Кипур.
IMGP4221a-a
Неизвестный мне автор изобразил происходящее с юмором, обратите внимание на лица детей.
На мой взгляд, это конец 18 века.
Музей эльзасского наследия и иудаизма в Мармутье (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier).

IMGP8490a-a.jpg
"Капарот", Альфонс Леви, 1880г., Парижский еврейский музей.
Это изображение тоже с юмором и взглядом нерелигиозного человека на обычаи предков...

"Капарот", литография, кон.19. - нач.20вв.
Kapparot Lithography.jpg
By Unknown author - Center for Jewish History
Uploaded from: Kapparot man holds fowl
Repository: Yeshiva University Museum, No restrictions, Link


Тут полное впечатление, что курицу крутят так лихо, что пух и перья летят в разные стороны.
IMG_20210717_103326a-a
"Капарот", 1926, М.Шагал
Дом Шолома Аша, Бат-Ям

IMGP9631a-a
"Капарот" 1970, Авраам Офек, собрание семьи Офек.
Выставка "Душа нараспашку: Хаим Сутин и израильское искусство", Эйн-Харод

После совершения обряда птицу относят к резнику (шойхету) и дарят её или её примерную стоимость бедным.
IMGP8820a-a
"Резник" 1926, Феликс Фридман (1897- Освенцим 1942)
Выставка"Сокровища музея – 80 лет", Эйн-Харод


***

Накануне Судного дня евреи особенно должны заботиться о том, чтобы предстать перед Всевышним обновленными. Они непременно просят прощения друг у друга за совершенные провинности. Традиционный подход говорит, что подлинная богобоязненность выражается именно в человеческих отношениях. Только религиозное рвение не компенсирует недостаток порядочности или терпимости к людям.
IMGP2906-Bouxwiller-a-a
"Примирение в канун Йом Кипур", гравюра Hermann Junker (1838–1899)
Так просьбы о прощении друг у друга изобразил Hermann Junker. Целый день перед Судным днем евреи ходили друг к другу и просили прощения. Христиане наблюдали за ними с удивлением.
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).


Правильно одеться.

В Йом-Кипур Первосвященник пять раз менял одеяние (облачаясь в золотое для обычных, а в льняное белое для особых жертвоприношений, при которых он произносил вслух подлинное имя Б-га), каждый раз совершая ритуальное омовение.
IMGP1135a-a.jpg
Это первосвященник - священнослужитель, возглавлявший службу в Первом и Втором Иерусалимском храме одетый в белое. Так его представил нам художник, я думаю, 19 века. К сожалению не знаю имени автора и времени создания изображения.
Как были одеты и чем занимались в Храме первосвященники описано в ТаНаХе.
Выставка Выставка "Еврейское искусство: было? есть? будет?"

Два изображения Первосвященников в Йом-Кипур из магазина при Институте Храма.
IMGP3257a-a

IMGP3304a-a

Вслед на Первосвященниками, религиозные евреи с давних пор в Йом-Кипур одеваются в белые одежды. В части общин белую одежду носили все Дни трепета\Дни покояния (ימים נוראים) с Рош Ашана до исхода Йом Кипур.

Это поздравительная открытка "Шана това" (хорошего года, ивр.). На ней молящиеся изображены в одежде похожей на одежду Первосвященника.
IMGP8121a-a
Молитвы в Дни трепета\Дни покояния (ימים נוראים) между Рош Ашана и Йом Кипур. Нач. 20в., Музей Израиля (Иерусалим).

Этой специальной одежды до нас дошло очень мало или же ее мало выставлено в музеях - не знаю.

IMG_20170924_113009a-a
Одежда к Йом-Кипур. Еврейский музей в Вормсе

IMGP3039a-a
Церемониальная одежда раввина. Белая для Йом-Кипур, черная для обычных дней.
Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier).

В основном, до нас дошли мужские головыные уборы (кипа). Большая часть из них белого цвета.
IMGP4230a-a
Мужской головной убор на Рош Ашана.
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).

IMGP8376a-a.jpg
Кипа для Йом-Кипур, нач. 20в., Парижский еврейский музей.

IMGP8019a-a.jpg
Кипа для Йом-Кипур, Польша 19в., Музей искусства и иудаики им. М.Бар-Давида в кибуце Барам.

IMGP1619a-a.jpg
Кипа для Дней трепета\покояния, Венгрия, 1930г., Музей венгерского еврейства, Цфат

А вот совсем не белая, хотя и явно дорогая и красивая кипа.
IMGP7638a-a.jpg
Кипа для Йом-Кипур, Германия 19в., Музей Израиля (Иерусалим)

IMG_20210724_103954a-a.jpg
Пояс и пряжка к Йом-Кипур, Восточная Европа 19в., Музей Израиля (Иерусалим)

IMG_20210724_104009a-a.jpg
Пряжка к Йом-Кипур, Польша 1802, Музей Израиля (Иерусалим).
Изображено тут явно жертвоприношение Ицхака, но музей об этом почему-то не пишет.

IMG_20210724_104002a-a.jpg
Пряжка к Йом-Кипур и Песаху, Польша, 19в., Музей Израиля (Иерусалим)
Слева изображен "козел отпущения", которого изгоняли в пустыню, а справа - агнец, которого приносили в жертву в Песах в Храме.

Одежда этого важного дня дошла до нас в изображениях.

В Йом-Кипур запрещено обувать кожаную обувь, даже если из кожи сделана только одна её составная часть. Художник это подчеркивает - обратите внимание во что обут изображенный на литографии еврей. Мне это напоминает плетеные лапти. Да и вся одежда очень необычная.
IMGP4134-Marmoutier-a-a
"Сцена внутри синагоги в Йом-Кипур", А.Леви, кон.19в.
Литография. Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier).

Почему-то мне кажется, что молящийся еврей с предыдущей литографии повернулся к нам лицом.
IMGP2906-Bouxwiller2-a-a
"Молящийся еврей" А.Леви, кон.19в.
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).

IMGP2908-Bouxwiller-a-a
"Выход в синагогу утром в Йом-Кипур", А.Леви, кон.19в.
Рисунок древесным углем на бумаге.
Одна из иллюстраций художника к "Еврейским рассказам" Л. фон Захер-Мазоха.
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).

IMGP2909-Bouxwiller-a-a
Во дворе синагоги в Йом-Кипур, конец 19 - нач. 20вв., Альфонс Леви
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).


***

Порка
Есть общины, где каждый молящийся, войдя в синагогу, опускается при всех на колени и, произнося шепотом формулу покаяния, принимает от шаммаша (синагогального служителя) 39 ударов (малкот) ремнем по плечу, символизирующих предписанное Торой наказание за определенные виды прегрешений
IMGP7957a-a.jpg
Хлыст для порки в канун Судного дня, Курдистан 19 или 20 вв. Музей Израиля (Иерусалим).
Порка, в принципе, как телесное наказание, была распространена и общепринята в развитых странах до сердины прошлого века, а в некоторых и позже. Так что ничего удивительно, что
в наши дни хасиды отдельных дворов исполняют этот ритуал в канун Судного дня, и используют плетки по назначению в качестве наказания за грехи. Не думаю, что они действительно делают кому-то больно.

***

Для этого дня в синагогах могут специальные занавесы (парохет) для синагогального ковчега (арон ко́деш), а также специальные чехлы для свитков Торы, из которых будут зачитываться положенные для Йом-Киппур тексты.

IMG_20210724_123155a-a.jpg
Чехол для свитка Торы для Дней трепета\покояния, Пресбург, Австро-венгерская империя (сейчас Братислава, Словакия), 1863\4. Музей Израиля, Иерусалим.
В 1863\4 семья Франкл пожертвовала парные чехол и парохет синагоге в Пресбурге.
Чехол находился в музее и был выставлен в постоянной экспозиции уже долгие годы, и никто не думал, что к нему есть пара. И когда занавес был выставлен на продажу на аукционе, и куплена музеем. Теперь они выставлены оба.

IMG_20210724_123258a-a.jpg
Занавес для Дней трепета\покояния, Пресбург, Австро-венгерская империя (сейчас Братислава, Словакия), 1863\4. Музей Израиля, Иерусалим.

IMGP7598a-a
Занавес к Йом-Кипур из юбки невесты.
Кучин, Индия, 1912г.
Музей Израиля, Иерусалим.

IMGP0833a-a.jpg
Молитвы к Днем трепета\покояния, Бейт-Атфуцот, старая экспозиция.

***

Как выглядит молитва в этот день?

"Йом-Кипур", опубликовано в 1724г., Германия
Jom Kippur, 1724, from Juedisches Ceremoniel.jpg
By Paul Christian Kirchner, Jungendres, Sebastian Jacob, 1684-1766, Georg Puscher; Center for Jewish History, NYC - Flickr: Jom Kippur, 1724, from Juedisches Ceremoniel, Public Domain, Link


"Йом Кипур (Судный день)", 1878г. Мауриций Готтлиб
Художественный музей ТА

Yom-Kipur-oppenheim.jpg
Йом-Кипур Moritz Daniel Oppenheim (Мориц Даниил Оппенгейм), 19в.

Евреи падают ниц в синагоге один раз в год, в Йом-Кипур.
IMGP2907-Bouxwiller-a-a
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).

"Канун Йом-Кипур", Я.Вайнлес (Польша), ок. 1900г.
Weinles On the eve of Yom Kippur.jpg
קישור

"Йом Кипур", Изидор Кауфман (Австро-Венгерская империя) до. 1907
Kaufmann Day of Atonement.jpg
קישור

Молитва "Кол нидрей" (арам. כָּל נִדְרֵי, букв. «Все обеты») — молитва, читаемая в синагоге в начале вечерней службы Йом-Кипур. Провозглашение отказа от обетов, зароков и клятв, относящихся только к давшему их.
IMG_20170924_113420-worms-a-a
Молитва "Кол нидрей" в синагоге Вормса, 1925г., автор L. Neu.
Музей-Дом Раши (Раби Саломон Бен Исаак) в Вормсе (Jüdisches Museum - Raschi-Haus, Worms).


Молитва в Йом-Кипур в германской армии в 1870г.
Экспонат из Музея немецкоговорящего еврейства. Рассказ о нем тут

"Йом Кипур в германской армии в 1914г."
Jewish soldiers at Military Yom Kippur synagogue service; World War I (4820982831).jpg
By Center for Jewish History, NYC - https://www.flickr.com/photos/center_for_jewish_history/4820982831/, No restrictions, Link

"Йом Кипур во французской армии" 1917г.
Yom Kippur services for our boys somewhere in France, circa 1917 (4863356429).jpg
By Center for Jewish History, NYC - https://www.flickr.com/photos/center_for_jewish_history/4863356429/, No restrictions, Link


Истории, связанные с Йом-Кипур.

Синагога из Конеглиано, Венето .
Последняя молитва в древней синагоге нач.18в. из Конеглиано, Венето была в Йом-Кипур 1918 года, и в ней участвовали солдаты и офицеры Австро-Венгерской армии. С тех пор и до окончания Второй мировой войны синагога не использовалась.
Эта синагога действовала и как синагога и как центр еврейской жизни в Конеглиано до Первой мировой войны.
После Второй мировой войны евреи, выходцы из Италии, жившие в Израиле, собрали пожертвования, чтобы перевезти эту синагогу в Израиль. В 1951 году она была восстановлена в Иерусалиме и открыла свои двери для выходцев из Италии. Позднее синагога стала частью Музея итальянского еврейства (Иерусалим)
IMGP3877a-a


Йом-Кипур в Синагоге пророка Элияху (одна из Четырех сефардских синагог)
Имя синагоге дали в честь пророка Элиягу, это связанно со старинным поверьем, события которого произошли на этом месте.
Поверье рассказывает: в те времена, когда в Иерусалиме было мало евреев, в канун Судного дня, не хватало одного человека для коллективной молитвы (миньяна). Для миньяна нужно 10 человек. И вдруг появился незнакомый старец, и благодаря ему группа смогла молиться весь Судный день. После завершения дня старец исчез. Молящиеся поняли, что это был пророк Элиягу (Илиия)

Кресло пророка Илии (Элиягу а-Нави) в пещере на фотографии, сделаной до 1948г. Считалось, что это подлинное кресло, сохраняемое со времен молитвы, о которой идет речь в предании. Оно было уничтожено во время погрома синагог в 1948г..


Йом Кипур и Подразделение Котеля

Во время арабских волнений 1929 года, когда арабы заявили, что трубление в шофар у Котеля нарушает святость ислама. Англичане заявили, что и территория Котеля принадлежит арабам, и в следствие этого было запрещено трубить в шофар у Котеля, и это несмотря на то, что трубление в шофар неотъемлемая часть молитвы на Рош Ашана и Йом Кипур.

IMGP9640a-a
Молящиеся у Котеля.

Трубление в шофар не только важная мицва, но оно также символизирует глубокие национальные чувства и возрождение народа, вернувшегося на свою землю. И было несколько смелых молодых евреев, членов движения Бейтар, которые несмотря на угрозы и страх, не смирились с этим и создали Подразделение Котеля.

С тех пор (с 1930г.) и до последнего Йом Кипур перед образованием государства, молодые члены Бейтара приходили трубить в шофар у Котеля на исходе Йом-Кипур, несмотря на тщательную охрану этого места Британскими властями. Шофар проносили к Котелю сложными путями и с большим риском. Часто несли 2 или 3 шофара, чтобы усложнить властям его поиск. Большинство юношей, трубивших в шофар, были осуждены на разные сроки: от 6 месяцев тюрьмы и больше, а так же отправлены на каторжные работы.
IMGP9520a-a
Эти молодые ребята утром выходили на работу, а вечером охраняли евреев, которые шли молиться к Котелю. Все это для того, чтобы сохранять еврейскую жизнь в Иерусалиме, в частности у Котеля. Часто британцы уводили их от Котеля силой.

История Подразделения Котеля, к сожалению, почти забыта. Пожилые сабры, с которыми я была в Музее Подразделение Котеля с удивлением говорили, что никогда не слышали про это. И не удивительно: в обычной израильской школе учат про героизм левого молодежного движения Ашомер Ацаир, а совсем не про героизм правого молодежного движения Бейтар. И только я уже посетила этот музей осенью 2018 с экскурсоводом Инной Чернявской,

Изображение трубачей и годы, когда они трубили на исходе Йом-Кипур у Котеля. Слева раввин Горен.
IMGP9567a-a
Дальше отдельные истории трубачей у Котеля. Хотя на фотографиях они взрослые люди, на самом деле часть из них на момент трубления они были совсем молодыми, 13-16 лет (!!!).

На исходе Йом Кипур 1930 года Моше Сегаль, глава иерусалимского отделения Бейтар, решил нарушить запрещение и по завершению молитвы у Котеля затрубил в шофар. Моше Сегаль был задержан властями и быстро освобожден благодаря главному раввину Аврааму Коэну Куку.
IMGP9577a-a
Шофары аналогичные тем, в которые трубили у Котеля. Выставлены в музее.

Незадолго до Йом Кипур 1944 года Эцель распространил листовку, в которой угрожал британцам, если они будут мешать трублению. Полицейские побоялись прийти на площадь перед Котелем и трубление прошло без помех. Эти предварительные предупреждения также замаскировали нападение на 4 полицейских участка, которые произошли также по окончанию Йом Кипур.

В 1945 году был пойман Моше Каравани (ему было 14) после того, как протрубил в шофар. Полицейский реквизировал шофар, с которым он поймал Моше. Через 40 лет, во время посещения Лондона, Моше случайно встретил друга того самого полицейского, который реквизировал шофар. На следующий день полицейский вернул шофар со словами:
"Его место в Эрец-Исраэль, у евреев."

Авраам Элькаям (почему-то не перечислен на плакате, но он рассказывает свою историю в документальном фильме, см. ниже) был одни из трех последних трубачей в Йом Кипур 1947 года. Ему было 13 лет.
После освобождения Котеля во время Шестидневной войны (1967г. ) Авраам пришел к Котелю в военной форме, он участвовал в освобождении Иерусалима. Там он увидел человека с шофаром. Он попросил у того шофар и протрубил в него. После этого к нему подошел другой человек и спросил: "Что тебе в этом трублении?"
-"Я был последним, кто здесь трубил до освобождения."
На что тот человек ему сказал:
-"А я был первым в 1930", это был раввин Моше Сегаль.
Трубление в шофар раввина Горена в 1967г. отметило освобождение Иерусалима и так круг замкнулся.

Замечательный фильм, в котором у Котеля собрали реальных участников трублений в шофар. Они рассказывают свои истории и трубят. (иврит\англ.)


Подробно о Музее Подразделения Котеля (בית פלוגת הכותל) я рассказала тут

***

Послушать «Унетане токеф» (וּנְתַנֶּה תֹּקֵף, `и придадим силу`), пиют 11 века, считается, что слова написаны раввином Амноном из Магенцы (Майнца), по другой версии в память о мученической смерти раввина Амнона. Музыку написал Яир Розенблюм в 1990 в память 11 членов кибуца Бейт-Шита, погибших в Войне Судного дня.
Исполняет Гиватрон, солист Ханох Альбалак (חנוך אלבלק). Исполняется в Йом-Кипур.


С переводом на русский.


כתיבה וגמר חתימה טובה


Инфа:
https://eleven.co.il/judaism/sabbath-and-holidays/11803/
https://www.youtube.com/watch?v=3KfENBbrIyk
https://www.yeshiva.org.il/wiki/index.php/%D7%A2%D7%91%D7%95%D7%93%D7%AA_%D7%9B%D7%94%D7%9F_%D7%92%D7%93%D7%95%D7%9C_%D7%91%D7%99%D7%95%D7%9D_%D7%94%D7%9B%D7%99%D7%A4%D7%95%D7%A8%D7%99%D7%9D
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A2%D7%A8%D7%91_%D7%99%D7%95%D7%9D_%D7%94%D7%9B%D7%99%D7%A4%D7%95%D7%A8%D7%99%D7%9D
https://eleven.co.il/judaism/rites-and-customs/11969/
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%95%D7%9D_%D7%94%D7%9B%D7%99%D7%A4%D7%95%D7%A8%D7%99%D7%9D
https://www.bhol.co.il/news/1141582

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2425497.html.

Tags: еврейское
Subscribe

  • Шивта: детективная история из забытого чемоданчика.

    Шивта - это не только военная база Армии обороны Израиля, весьма известная, так как там многие проходят курс молодого бойца. Шивта также древнее…

  • Вид на провал совершенно бесплатно.

    Есть такое место в пустыне, где есть вода, Эйн Йоркеам (עין יורקעם) называется. Когда там есть вода, она привлекает множество посетителей. И это…

  • Соль Мертвого моря

    Больше всего на Мертвом море я люблю соль. Есть в ней что сюрреалистичное, во всяком случае для меня. Люблю я ее, особенно фотографировать :) Она…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Шивта: детективная история из забытого чемоданчика.

    Шивта - это не только военная база Армии обороны Израиля, весьма известная, так как там многие проходят курс молодого бойца. Шивта также древнее…

  • Вид на провал совершенно бесплатно.

    Есть такое место в пустыне, где есть вода, Эйн Йоркеам (עין יורקעם) называется. Когда там есть вода, она привлекает множество посетителей. И это…

  • Соль Мертвого моря

    Больше всего на Мертвом море я люблю соль. Есть в ней что сюрреалистичное, во всяком случае для меня. Люблю я ее, особенно фотографировать :) Она…