dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Category:

"Подумал я: взберусь я на пальму..." Песнь песней 7:9

collage2-a
У каждого государства есть позорные страницы истории. И это так естественно для групповой человеческой психологии, что даже удивляться не приходится.
Одна из самых позорных страниц истории Израиля уже как государства, кроме Альталены, я считаю, это абсорбция евреев из Йемена.
Об этом я хочу вспомнить в канун Дня Алии (13.10.2021), рассказывая о Центре наследия еврейской общины Йемена в Реховоте.



IMGP7614a-a
Что самое удивительно, о плохом почти не вспоминаются в экспозиции... Они хорошие, добрые люди. Всепрощающие... А на самом-то деле, наверное, из всех прибывших сюда общин, у них самый длинный счет и с сионистским руководством Эрец-Исраэль и с государством.
Огромная история непонимания сионистскими организациями с кем они имели дело....

О скандале с пропажей йеменских детей писали с 60х годов очень много. Я сомневаюсь, что в Израиле есть кто-то, кто никогда об этом не слышал. Было множество комиссий Кнессета, скандалов и шума в СМИ. И я скажу об этом пару слов во второй части этого моего рассказа.


Очень-очень коротко об истории этой древней общины.

По современному разделению считается, что большинство еврейских общин Европы - ашкеназы, общины Северной Африки и Ближнего Востока - сефарды.
Евреи Йемена отличаются и от тех и от других своим произношением, молитвами и традициями.

Еврейская община Йемена очень древняя.
Евреи начали селиться в Йемене после разрушения Первого Храма (!).
Долгие годы не было никаких контактов с Эрец-Исраэль, она была мечтой и многие не верили в ее реальное существование. Раввин Захария Дагири в 1566 отправился в путешествие целью которого была Эрец-Исраэль.

Он много путешествовал и добрался до Цфата, где в те времена жили великие еврейские раввины и философы. Раввин Захария многому научился в Цфате и с этими знаниями вернулся в Йемен.
Он сказал, что Эрец-Исраэль существует и можно туда добраться. Благодаря поездке раввина Захарии появилась постоянная связь с Эрец-Исраэль и отдельные евреи Йемена стали отправляться туда. Были выдающиеся раввины, которые добирались до Иерусалима и Хеврона.
В 1881г. 150 евреев Йемена добрались до Эрец-Исраэль незадолго до Первой алии.
Эта алия вошла в историю под названием "Взберусь я на пальму" (‏עליית אעלה בתמר‏‎ — аале бе-тамар). Название это цитата из Песнь песней (7:9) "Подумал я: взберусь я на пальму"

В гематрии בתמר (на пальму) это еврейский год תרמ''ב , то есть 1882, год совершения алии первыми йеменскими евреями.

Поэтому не случайно в Центре наследия йеменских евреев стоит эта железная пальма.
IMGP7999a-a

Они прибыли в Эрец-Исраэль на два месяца опередив алию группы Билу, Первую алию из Европы.

Олимы из Йемена приехавшие в 1881-1882гг. по большей части отправились в Иерусалим и там страдали от бедности и голода.
Ашкеназы Старого ишува относились с подозрением к их еврейству. Им помогли сефарды, жившие в Иерусалиме и христиане из Американской колонии, они помогли им с жильем и едой. Для них были построены дома в Шилуахе\ Силуане, а также в Мишкенот Исраэль и Нахалат Цви.

IMGP5743a-a
Евреи выходцы из Йемена поселились в деревне Шилуах\Силуан непосредственно рядом с Масличной горой в 1884г. и жили 45 лет в мире с арабами. Это была весьма бедная деревня. Во время беспорядков 1929г. никто из еврейских жителей деревни не пострадал. Евреи полностью покинули деревню только во время Арабского восстания в 1936г. Так выглядит современная деревня.

Первоначально йеменские евреи селились лишь в Иерусалиме, где к 1908 г. их проживало около 2,5 тыс.. Большинство их было занято на строительных работах и в каменоломнях. А также они занимались различными ремеслами.
Небольшая группа йеменских евреев (около 80 семей) к 1903 г. осела в Яффо. С 1908 г. началось расселение йеменских евреев в сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных поселениях: в Реховоте, Ришон-ле-Ционе, Петах-Тикве, Хадере, Зихрон-Яакове и других. В основном они работали наемными сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ными рабочими у еврейских хозяев.

IMGP7750a-a
"Портрет йеменца", 1910, Яффо, фотограф А.Соскин

Была серьезная проблема с тем, как йеменские евреи могут зарабатывать на жизнь.

Еще в 1858–59 гг. посланец Эрец-Исраэль Я. Сапир, побывавший в Йемене, писал: "Жители страны неевреи владеют полями, виноградниками, садами и плантациями, занимаются коммерцией и торговлей, однако не имеют никакого представления ни о художественном ремесле, ни о ремесле вообще.
Подавляющее же большинство евреев являются искусными мастерами в самых разных областях ремесла. Они — ювелиры, кузнецы, кожевенники, портные, изготовители пороха, гончары... и к ним вынуждены обращаться неевреи за каждым ремесленным изделием..."
Понятно, что в те времена в Эрец-Исраэль с работой было очень сложно для всех. Но особенно для вновь прибывших.
И только Школа Бецалель смогла помочь некоторым выходцам из Йемена найти нормальную работу.
Школа Бецалель начала изготовление художественных предметов быта и это дало работу репатриантам из Йемена, среди которых было много ювелиров. Один из основателей школы, художник Зеэв Рабан, работал с йеменскими ювелирами.
В районе Бен-Шемена Школой Бецалель было основано поселение Бецалель. Оно функционировало в 1910-1914гг.
Там жили йеменские евреи-ювелиры. Цель поселения была в сочетании традиционной ювелирной работы и обработки земли.

IMGP7752a-a
"Здание Бецалель", Бен Шемен, 1912г., фотограф Л.Канн, из собрания д-ра Й.Римона, Хайфа

IMGP7754a-a
"Отделение гравирования", Бецалель, Бен Шемен, 1912г., фотограф Л.Канн, из собрания д-ра Й.Римона, Хайфа.

IMGP7762a-a
"Ювелиры-йеменцы работающие по серебру", Бецалель, Бен Шемен, 1912г., фотограф Л.Канн, из собрания д-ра Й.Римона, Хайфа.

IMGP7757a-a
"Йеменские евреи во время поездки на Кинерет", 1912г., фотограф Л.Канн, из собрания д-ра Й.Римона, Хайфа.

Поселение просуществовало недолго. Артур Руппин объяснил неудачу колонии в своем письме: "План поселения йеменских рабочих в Бен-Шемене провалился, потому что йеменцы не желают возделывать сады и заниматься какими-либо сельскохозяйственными работами".
Почему-то в Эрец-Исраэль видные деятели сионистского движения были уверены, что йеменские евреи - крестьяне, хотя они были ремесленниками... И они не были "идеологическими крестьянами", как евреи из Европы, например, из Третьей алии, которые сознательно ехали заниматься именно сельским хозяйством в Эрец-Исраэль.
Скандальное "дело Макова" многое говорит об отношениях с йеменскими евреями.

К концу Первой мировой войны в Эрец-Исраэль насчитывалось около 4,5 тыс. йеменских евреев,
по сравнению с другими еврейскими диаспорами "йеменцы" репатриировались очень быстро.

И как не тяжела была абсорбция, йеменские евреи включались в обычную здешнюю жизнь.

IMGP7797a-a
"Портрет йеменца", с цветного слайда 1900-1920, фото Американской колонии, из собрания Б.Боаз, Мевасерет Цион.

IMGP7789a-a
"Йеменская синагога", 1926г., Ришон Лецион, Архив ЕНФ, Иерусалим

IMGP7775a-a
Мелкий торговоец-йеменец, имеющий лицензию, продает орехи в ТА на углу улиц Ахад Аам и Герцль, 1926г., фото Ш. Корбман, из собрания Ш. Корбмана, Музей Эрец-Исраэль, ТА.

Самыми первыми поселенцами в Гуш-Эционе в были религиозные евреи, выходцы из Йемена, построившие поселение Мигдаль Эдер на купленной у арабов земле, в 1927г.

IMGP7769a-a
"Дед и внук учат Тору", 1929г., около синагоги, Реховот, фото Яков Бен Дов, Архив ЕНФ, Иерусалим.

IMGP7766a-a
"Улица Агиборим, район Нахлиэль, Хедера", ок.1930г., фото Соня Колодни, Архив Музея Хан, Хедера.

IMGP7772a-a
"Охранник-йеменец, член Хаганы, мошав Элияшив", 1939г. фото Золтан Клугер, архив Государственной пресс-службы.

IMGP7794a-a
"Урок в йеменской начальной школе для мальчиков (хедер)", Иерусалим, 1940г., ЕНФ, Иерусалим.

IMGP7800a-a
"Возвращение домой после молитвы" 1945г., фото Яков Рознер, ЕНФ, Иерусалим.

IMGP7778a-a
"Йеменец пашет в поле" 1946г., фото Золтан Клугер, архив Государственной пресс-службы, Иерусалим.

IMGP7784a-a
"Йеменка в традиционной одежде", 1946г., фото Золтан Клугер, архив Государственной пресс-службы, Иерусалим.

IMGP7760a-a
"Йеменский ювелир за работой" 1947г., фото Золтан Клугер, архив Государственной пресс-службы, Иерусалим.


"Моменты в Сане"

Мы не знаем, как выглядела жизнь евреев в Йемене документально, наверно, до 1930г. Как я понимаю, никаких изображений не было и ничего не осталось. Только благодаря Ихие Хаиби (1911-1977) мы можем посмотреть на то, как жили йеменские евреи с 1930 по 1944гг.

Ихие Хаиби (Yihye Haybi) родился и вырос в Сане, столице Йемена.
Будучи подростком он помогал делегации итальянских врачей и в подарок получил от них фотоаппарат. С того времени он стал фотографировать. В 30е годы прошлого века он был единственным и неповторимым фотографом в этом городе... И это то время, когда фотография в Йемене была незаконной. Его фотографии уникальны даже просто потому, что он был единственным, кто задокументировал жизнь йеменских евреев с 1930 по 1944гг. Приехав в Эрец-Исраэль в 1944г. он не продолжил заниматься фотографией, но привез с собой сокровищницу фотографий Йемена, запечатлевших людей, события, пейзажи.

Сразу приношу свои извинения, если неправильно пишу имена, фамилии и названия, т.к. не слышала как они произносятся.

IMGP7513a-a
Ихие Хаиби с младшей дочерью и с Хаимом Цалахом около патефона.

IMGP7512a-a
Семья Мусы Сари

IMGP7523a-a
Бейт мидраш при синагоге Эль Дамари.

IMGP7527a-a
Семья Авраама Аруси.

IMGP7539a-a
Справа - невеста, затем ее родственница, жених и отец жениха.

IMGP7549a-a
Свадебная одежда еврейской невесты из Саны.

IMGP7553a-a
Жених и невеста, а также отец жениха, который привел их в специальную комнату, в которой они будут вместе в первые сразу после свадьбы.

IMGP7595a-a
Ихие Кейсар около могилы филантропа Йосефа Килаха.

IMGP7602a-a
Брат и мать Ихие Хаиби сидят шиву около дома в деревне рядом с Саной.

Еще одна редкая фотография, не из Центра.
IMGP8891a-a
Седер Песах, Йемен, 1950г. Выставка "Уехать и не возвращаться никогда", Музей Эрец-Исраэль, ТА
Очень бедный праздник, совсем без радости. Судя по выражениям лиц, процесс фотографирования непривычен для участников седера.

Эти люди, скорее всего, репатриировались в Эрец-Исраэль в 1949-50гг. во время операции "Волшебный ковер" или "На орлиных крыльях".


Операция "Ковер-самолет" или "На орлиных крыльях".

С провозглашением Государства Израиль охваченные энтузиазмом евреи Йемена пешком двинулись в Аден, откуда их доставляли самолетами в Израиль.
Эта операция вошла в историю под названием "Ковер-самолет" (מרבד הקסמים) или "На орлиных крыльях" (‏מבצע על כנפי נשרים‏‎).
Немногим более чем за год (июнь 1949 г. — сентябрь 1950 г.) в Израиль прибыло около 49 тыс. йеменских евреев.
Операция - эвакуация евреев из Йемена происходила после Аденского погрома.
Название операции взято из Книги Шемот (18-19:4) "Вас же Я носил на орлиных крыльях" . Йеменские евреи называли прибывшие за ними самолёты "орлиными крыльями".
К месту отправки самолетами в Израиль около города Аден евреи прибывали пешком или верхом на ослах и верблюдах маленькими группами.  
В это время в Йемене происходили погромы, так как евреев обвинили в очередном ритуальном убийстве. Евреи просто бежали. Их дорога к месту отправки была очень тяжелая. На них нападали грабители и враждебные жители мест, через которые они проходили. У них отобрали все деньги за проход через эти места. По дороге умерло много младенцев из-за этих тяжелых условий. Те что добрались до Адена были страшно уставшими, больными и голодными.


Альбом "Ковёр-самолёт" художника Итамара Сиани

Художник Итамар Сиани (Itamar Siani) родился в Йемене в 1941г., в Израиль репатриировался в 9 лет в рамках операции "Орлиные крылья"\"Ковёр-самолёт" . В 1975г. выпустил альбом "Ковёр-самолёт", размышления на тему долгого ожидания в лагере в Адене и алии из Йемена.

IMGP7807a-a

IMGP7808a-a

IMGP7810a-a

IMGP7813a-a


Начало этого государства было невероятно тяжелым и невероятно бардачным. Я никого не хочу оправдывать, но и Война за независимость и приезд огромного числа новых репатриантов, включая выходцев из арабских стан и выживших в Катастрофе из Европы, делало работу по их приему просто невероятной. Это как в детской задачке про перевозку волка, козы и капусты в одной лодке.
А тут в одной лодке оказались атеисты-фундаменталисты-прогрессоры-кибуцники и религиозные йеменские евреи, жившие в стране со средневековыми устоями....
Кстати, унижение человека человеком ради каких-то высоких идей очень в человеческой природе.
Наиболее активная и деятельная часть общества придерживалась тогда одного подхода к абсорбции, который и проводила в жизнь, стремясь всех построить строем, подравнять по одной линейке, не принимая другой взгляд на мир.
Здешние жители долгие годы не понимали и тех, кто выжил в Катастрофе, которые были их прямыми родственниками, что уж говорить про общины, которые жили далеко и во многом отличались.

Чем больше я читала про абсорбцию евреев и Йемена, тем стыднее мне становилось. Хотя я не имею к этому никакого отношения.

В Израиле их расселили в лагеря, которые были закрытым местом как место задержания.
По свидетельствам очевидцев, атмосфера была просто садистская по отношению к прибывшим, сломанных телом и духом.
Мужчинам и мальчикам насильно отрезали пейсы, когда они прибывали в страну. Есть документы об этом свидетельствующие. В обрезании пейсов участвовала и армия. Есть документы об этом, которые долгие годы были засекречены и открыты в только в самое последнее время. Никто не задумывался, что все эти репатрианты - религиозные евреи со своими традициями и понятиями. Так что такие мелочи как заставлять мальчиков и девочек танцевать вместе уже мало кого волновали...

В основе подхода к репатриантам лежал единообразный подход ко всем, как его видели в 1948-1950гг. в рамках "плавильного котла", который был тогда основным официальным подходом к абсорбции.
В лагерях школы были тоже "единообразные" без возможности выбора, хотя уже на тот момент в Израиле было 4 направления разных школ и родители имели возможность выбирать.
Этим единым, одинаковым ко всем подходом руководствовались руководители лагерей и инструктора, работавшие с йеменцами и в чьи обязанности входило заботится об их финансах, здоровье и воспитании детей.
Никому не было дела до того, что все йеменские евреи были религиозны на протяжении поколений, и наоборот, руководители абсорбции считали что надо насильно отучать детей от религии всеми возможными способами.

Что меня поразило в Центре наследия еврейской общины Йемена в Реховоте, так это полное отсутствие фотографий из лагерей для новых репатриантов в Израиле. Может быть они не хотят вспоминать эти страшные для них места и кошмарное время?
Я все-таки позволю себе восполнить этот пробел парой фотографий из моего архива.


"Временный лагерь для новых репатриантов", 1949-1950г., фото Роберт Капа, выставка "Роберт Капа - фотограф жизни", Художественный музей ТА., 2015г.

IMGP7210a-a
"Выходцы из Йемена во временном лагере", Хайфа 1949-1950г., фото Роберт Капа, выставка
"Капа в Израиле" в Тель-Авивском порту, 2019г.


"Евреи Йемена в Израиле", фотограф Цион Озери.

Известный фотограф Цион Озери родился в Израиле в семье выходцев из Йемена. Он посетил и фотографировал многие еврейские общины по всему миру, особенно те, что исчезают.

IMGP7817a-a
"По дороге на молитву" 1984г., Рош Ааин

IMGP7820a-a
"В хедере", 1983г., Рош Ааин

IMGP7823a-a
"Указки" 1984, Кфар Гвироль

IMGP7830a-a
"Скотник" 1983г., мошав Тнувот

IMGP7833a-a
"Подготовка невесты" 1984г., Явне

IMGP7847a-a
"Брит-мила" 1984, Раанана

IMGP7851a-a
"Движение", 1982, Рош Ааин


Два стенда посвящено выдающимся представители общины

IMGP7706a-a
Слева направо
Профессор Йегуда Рацхаби
Исраэль Йешаяху-израильский политик, Спикер кнессета
Авигдор Кахалани — израильский военный, политический и общественный деятель
Раввин Йосеф Кафих - один из главных лидеров йеменской еврейской общины в Израиле

IMGP7707a-a
Выдающиеся представительницы общины, слева направо:
собирательный образ матери
Знаменитая певица Шошана Дамари.
Геула Коэн, подпольщица, член организации Лехи и политический деятель.
Сара Леви-Танай хореограф, композитор и поэт, Лауреат Премии Израиля в области музыки и танца.

IMGP8006a-a
Предметы иудаики: свитки Торы, ханукальные подсвечники и др. бережно сохраненные и выставленные в Центре.

На 2021г. после 13го изгнания евреев из Йемена, там осталось жить четыре старых еврея.


Будете в Реховоте, очень советую посетить.


Центр еврейского наследия Йемена и израильских общин (מרכז מורשת יהדות תימן וקהילות ישראל)
Сайт музея https://www.bet-moreshet.co.il/
Телефон 073-3946150
Адрес: Абарбанель 7, Реховот (אברבנאל 7, רחובות)
Музей на карте
Часы работы:
воскресенье, понедельник, среда, четверг с 9:00 до 17:00
вторник с 9:00 до 13:00 и с 16:00 до 19:00


Инфа:
https://eleven.co.il/diaspora/ethno-linguistic-groups/11894/
https://www.bet-moreshet.co.il/exhibition/%d7%99%d7%97%d7%99%d7%90-%d7%97%d7%99%d7%99%d7%91%d7%99-%d7%a8%d7%92%d7%a2%d7%99%d7%9d-%d7%91%d7%a6%d7%a0%d7%a2%d7%90-1930-1944/
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%97%D7%99%D7%90%D7%9C_%D7%97%D7%99%D7%99%D7%91%D7%99
https://en.wikipedia.org/wiki/Yihye_Haybi
https://catalog.archives.gov.il/tag/%D7%99%D7%9C%D7%93%D7%99-%D7%AA%D7%99%D7%9E%D7%9F/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%99%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8
https://eleven.co.il/diaspora/ethno-linguistic-groups/11894/
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%94%D7%93%D7%95%D7%AA_%D7%AA%D7%99%D7%9E%D7%9F
https://lib.cet.ac.il/pages/item.asp?item=10456
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%95%D7%A9%D7%91%D7%AA_%D7%91%D7%A6%D7%9C%D7%90%D7%9C

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2428277.html.

Tags: еврейское, музей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments