dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Category:

Толедо (часть 2)


монастырь San Juan De Los Reyes



часть 1


Кафедральный собор Толедо - один из шести самых больших христианских храмов в Европе, шедевр готического искусства. Его строительство, начатое еще при Фердинанде III в 1227 году, закончилось только в XV веке.


Вид на собор сквозь улицу


победе при Торо, сделавшей возможной политическое объединение Испании и открывшей дорогу для завершения Реконкисты, посвящен монастырь San Juan De Los Reyes. Здесь католические короли собирались быть похоронены. Монастырская церковь и прилегающий к ней двухэтажный дворик полны символизма: королевский герб дополняет девиз Фердинанда и Изабеллы – "Tanto Monta – Monta tanto" ("Один так же важен, как важен другой"), изображение граната символизирует завоевание Гранады, а цепи на внешней стене церкви – освобождение католическими королями христианских пленных.




Дверь в музей Эль Греко
Весь квартал вокруг дома Эль Греко был частью дворцового ансамбля Самюэля Ха-Леви, казначея короля дона Педро I, прозванного Жестоким. Легенда гласит, что в этих дворцах жил некромант Энрике Арагонский и проводил свои колдовские опыты в подвалах, где раньше хранились личные сокровища казначея. В конце прошлого века маркиз де ла Вега Инклан купил разрушенные дома и восстановил их, чтобы увековечить память Эль Греко. И хотя дом построен недавно, в нем полностью воссоздана обстановка господского дома времени Эль Греко. Мебель была тщательно отобрана у антикваров в окрестных деревнях. Музей открылся в 1910 году, в нем хранятся многочисленные произведения художника.

Великий "Грек", в миру Доменикос Теотокопулус, родился в 1541 на Крите. В Греции он рисовал иконы, а затем транзитом через Венецию, где он учился у Тициана, оказался в Толедо. Королю Филиппу II работы Эль Греко не понравились, но без заказов греческий мастер не остался. Скорее наоборот. У Эль Греко не было предшественников, не было и последователей...
Частое разделение картины на небесную и земную сферы. Или его медитирующие портреты, пронизанные скептическим к миру умом…



Самая великая (и большая – 480х360 см) работа Эль Греко написана для маленькой толеданской церквушки. Уже более 400 лет она там, только туристы сменяют друг друга (а речь идет о миллионах посетителей в год). Картина "Погребение графа Оргаса" изображает легенду, в которой святые Августин и Стефан относят мертвого графа в рай. Ряд одетых в черное мужчин (среди них и сам Эль Греко, просто найдите того одного, что смотрит на вас) делят композицию на две сферы. На их лицах отражается их внутреннее движение. Ангел, раздвигающий небеса, держит в своей руке душу графа в виде ребенка. И своего ребенка автор не позабыл: вот же он, на переднем плане слева. А из кармана мальчика высовывается носовой платок, на котором написана дата его рождения - 1578 год.
Чем дольше мы смотрим на картину, тем сильнее погружаемся в ее контрасты и параллели, горизонтали и вертикали, плоскость и пространство, симметрию и асимметрию. Она неисчерпаема.


Испанские евреи

Среди народов, населявших в Средние века Испанию, одним из са­мых многочисленных были евреи. X—XII вв. были золотым веком ис­панского еврейства. Исламские правители, очень терпимые к иудаиз­му, делали евреев своими личными врачами, визирями, советниками и министрами. Именно к евреям обращались и арабы, и христиане при дипломатических переговорах. Поскольку основным занятием ев­реев была торговля, то обычно именно они считались самими богаты­ми людьми. В Толедо и в Кордове сохранилось несколько средневе­ковых синагог. Испанию евреи называли Сефардом, и до сих пор «сефардами» именуют южных и восточных евреев. В Испании жили выда­ющиеся еврейские философы и писатели — Иегуда Галеви и Маймонид (РАМБАМ) (памятник ему установлен в Кордове). «Закат» испанских евреев начался в XII в., после прихода к власти фанатичных Альмохадов, ко­торые предложили евреям и христианам три пути: обращение в ис­лам, выселение или смерть. Большинство евреев бежало из страны, в том числе и Маймонид, который вместе с семьей переселился в Египет. Христианские государства относились к евреям с опасением, особен­но в годы крестовых походов, однако никаких преследований до XV в. они не вели. Евреи служили в христианских войсках, работали врача­ми, преподавателями, могли занимать любые должности. В Толедо, например, жили 12 тыс. евреев; в основном на их деньги и велась вой­на с маврами. О толедских евреях и отношении к ним христиан напи­сан исторический роман Л.Фейхтвангера «Испанская баллада». Но после вытеснения с полуострова арабов и учреждения инквизиции дни испанских евреев были сочтены. Даже Ицхак Абрабанель, министр финансов при дворе Фердинанда и Изабеллы, не смог воспрепятство­вать королевскому указу об изгнании евреев, изданному в 1492 г. по настоянию великого инквизитора Торквемады. Все испанские евреи — около 200 тысяч — должны были покинуть страну. Самыми счастливыми из них оказались те, кто бежал в Турцию; султан Баязет говорил, что, из­гнав евреев, Фердинанд «сделал бедной свою страну и обогатил нашу».


Год 1170. Правитель Толедо приглашает евреев Испании поселиться в городе, чтобы помочь его восстановлению после исламской оккупации.
Год 1492. Евреи Толедо изгоняются из города и изо всей Испании.



Синагога дель Транзито

"В самом Толедо жило свыше двадцати тысяч евреев и еще пять тысяч вне стен города, и хотя никакой закон им этого не предписывал, боль­шинство селилось в своем собственном квартале, также огражден­ном стенами с крепкими воротами. Евреи с незапамятных времен осе­ли в Толедо; само название города произошло от еврейского слова «толедот» — ряд поколений."



Синагога была построена на средства Самюэля Ха-Леви, казначея короля дона Педро I Жестокого. По легенде в дворце Ха-Леви рядом с синагогой жил некромант Энрике Арагонский и проводил свои колдовские опыты в подвалах, где раньше хранились личные сокровища казначея. Дворца давно нет, а легенда живет.
Сейчас синагога отреставрирована и открыта для посещения. В прилегающих к ней помещениях расположился небольшой, но очень интересный музей сефардов, подробно и занимательно рассказывающий об истории Испании и населяющих ее евреев.



синагога, Санта Мария ла Бланка, названная так после изгнания еврев из Толедо в 1497 году и превращения в церковь, посвященную Марии. Одна из самых больших синагог Толедо, она была построена в конце XII века в самом центре еврейского квартала. В те времена еврейская община была настолько богата, что, как говорят, возводила свои постройки на земле, специально привезенной из Иерусалима.
***


Исторический архив провинции Толедо - маленькая железная дверь в стене.

На улицах Толедо















Река Тахо, вид из города


"Как лист упавший падает на душу..."
Tags: Испания, Толедо, города, еврейское
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments