dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

Еврейские тени Португалии или самая старая синагога...


Томар - небольшой, старинный город в центральной Португалии, примерно в 145 км к северо-востоку от Лиссабона, известный по остаткам впечатляющие крепости тамплиеров и монастыря, которые привлекают много туристов. Менее известно, что в Томаре находится синагога, старейшая сохранившаяся синагога в Португалии.
Эта синагога, находящаяся в городе Томар, удивительна не только сохранившимся зданием, древней историей, но и человеческими судьбами, с ней связанными... В ее истории точно отражается история жизни евреев Португалии, да, в общем-то, и всего Пиренейского полуострова...



Я стала собирать материал про эту синагогу и мне захотелось несколько больше уделить внимание истории евреев-сефардов, выходцев из Португалии. Мы гораздо больше знаем историю наших предков-ашкеназов, а вот о сефардах на русском материала меньше... А жаль - они внесли огромный вклад в мировую науку, искусство, культуру...


Вход в синагогу.

Синагога расположена в старом еврейском квартале города Томар, в историческом центре города. Сейчас в здании находится Португальский еврейский музей им. Авраама Закуто (Museu Luso-Hebraico Abraão Zacuto). Luso - Лузитания - древнеримская провинция, располагалась на большей части территории сегодняшней Португалии и юго-западной Испании (части нынешней автономной области Испании Эстремадура, а также на территории провинций Саламанка и Авила.
Здание является национальным памятником с 1921 года.


Сам город Томар был основан в 1160-1162гг. Это памятник его основателю Gualdim Pais, он стоит на площади Республики (Praca de Republica)

До 15-го века евреи занимали видные места в португальской политической и экономической жизни. Например, Исаак Абарбанель был казначеем короля Афонсу V Португалии. Многие игралм активную роль в португальской культуре, другие имели репутацию дипломатов и купцов. В те времена Лиссабон и Эвора были домом для важных еврейских общин.

Происхождение еврейской общины в Томар, вероятно, восходит к началу четырнадцатого века, когда евреи поселились в этом месте и находились на службе у тамплиеров. Об этом свидетельствует надпись на могильном камне раввина Йосефа, относящаяся к 1315 году. Быстрый рост населения в пятнадцатом веке вызвал создание еврейского квартала. Синагога, видимо, была построена в 15 веке, в период между 1430 и 1460, когда местная еврейская община приобрела некоторую известность. В официальном испанском документе, выданным в Замора в октябре 1475 при Альфонсо V упоминается еврейская община Томар.
Евреи составляли от 30 до 40% от общего числа жителей Томара после прибытие испанских евреев, изгнанных в 1492 году из Испании.. С прибытием евреев из Испании в городе увеличилось количество ремесленников и торговцев. Они внесли динамику в жизнь города появлением новых профессий и навыков. Их опыт имел важное значение в успехе торговли с Африкой.


Синагога была расположена в середине Judearia (еврейский квартал), который стал известен как "Rua nova que foi judaria" ("Новая улица, которая была еврейским кварталом"), в настоящее время находится между современными улицами Rua Direita dos Açougues и Rua dos Moinhos.


Синагога расположеная в доме 73 на улице Dr. Joaquim Jacinto. Вот эта улица, ныне Rua Dr. Joaquim Jacinto, судя по ширине, сохранилась со средних веков. Вдали на холме видна крепость тамплиеров, о которой я писала. Люди стоят как раз около синагоги, которая выглядит как обычный дом, ее фасад окрашен в белый цвет. Это туристы, которые хотят посетить синагогу, но она еще закрыта.


Вход в один из соседних домов. Мало чем отличается от входа в синагогу. Интересное решение - дверь-окно:) Можно стоять у такой двери и смотреть, что происходит на улице.


К сожалению, нельзя фотографировать внутри синагоги. Это мой единственный снимок, сделанный снаружи, через открытую дверь.

Этот дом - редкий пример полностью сохранившейся средневековой синагоги и португальской архитектуры Ренессанса. Здание было изначально построено как синагога, что свидетельствует об экономических возможностях и развитости местной еврейской общины.

Внутри мы видим главную прямоугольную комнату для молитв, около 8 метров с каждой стороны. Потолок поддерживается четырьмя колоннами с двенадцатью стрельчатыми арками в мавританском стиле, как это было принято в странах иберийского полуострова в средние века. В сефардской традиции, особенно среди евреев португальского происхождения, четыре колонны символизируют четырех праматерей Израиля: Сару, Ривку, Рахель и Лею, в то время как двенадцать арок, символизируют 12 колен Израиля. По углам основного зала расположены четыре глиняных кувшина, которые усиливают звук голоса, гениальный традиционный метод, используемый в средние века для улучшения акустики.
Главная дверь открывалась на восток, а не как в настоящее время на север, на современную улицу. Дверной проем главной двери сохранился.
Это помещение использовали не только в качестве синагоги, но и как школу, конференц-зал и зал судебных заседаний еврейской общины.

Есть еще одно помещение меньшего размера, расположеное рядом с главным молитвенным залом и частично ниже нынешнего уровня улицы. Обнаружено в 1985 году, оно первоначально использовалось в качестве миквы. Сейчас там находится коллекция музейных экспонатов.


Церковь São João Baptista (15-16 века), находится недалеко от синагоги.

Синагога просуществовала до 1496 года, когда король Мануэль I "Счастливый" издал указ, согласно которому перед евреям встал выбор: либо принять христианство или покинуть Португалию в октябре 1497 года.
Большинство португальских евреев, тысячи, в конечном итоге вынуждены были покинуть страну и перебраться в Амстердам, Салоники, Константинополь (Стамбул), Францию, Марокко, Бразилия, Кюрасао и на Антильские острова.
В результате новой политики, синагога перестала функционировать, вероятно, в 1497 году.


Вот тут на карте Википедии видны изгнания евреев из разных европейских стран, с 1100 по 1600гг. , включая изгнание евреев из Испании и Португалии. Какое-то количество этих беженцев добралось и до Эрец-Исраэль, которая была тогда частью Оттоманской империи. Поселились они в Цфате. Самым известным из них раввин Йосеф Каро, автор законодательного кодекса "Шульхан Арух".


В конце 15 века прекратилась на столетия еврейская жизнь как в городе Томар, так и во всей Португалии. Так, наверно, уходили последние евреи из еврейского квартала...

Здание синагоги было продано частному лицу. Оно было продана еще раз в 1516 году и превращено в тюрьму города и области, вместо старой тюрьмы, которая ранее функционировала в местном замке. Тюрьма продолжает функционировать в здании бывшей синагоги, вероятно, до середины 16-го века. Судя по некоторым источникам, здание синагоги было использовано в качестве христианской часовни в начале 17-го века. В конце 19-го века здание служило сеновалом, зернохранилищем, винным погребом, а затем в 20веке продуктовым складом.


Возрождение древней синагоги произошло уже в начале 20 века... Может быть этот дом в стиле арт-нуво был свидетелем приезда в городок Томар Самуэля Шварца, еврея из Польши, ашкеназа, которому выпало возрождать еврейскую жизнь в Португалии...

Современная история синагоги начинается в 1923 году, когда Самуэль Шварц приобрел здание синагоги. Уроженец Польши, горный инженер, Самуэль Шварц (1880-1953), известен сегодня благодаря открытию им крипто-еврейских семей (марраны или крипто-еврееи практикуют иудаизм в тайне, публично исповедуют католическую веру) в северо-восточной Португалии, главным образом, в городе Бельмонте.
Из-за начала Первой мировой войны Самуэль Шварц и его жена не могли покинуть Португалию. Они остались и Самуэль Шварц посвятил себя восстановлению и организации еврейской жизни в этой стране, и одно время был президентом еврейской общины Лиссабона.
Самуэль Шварц провел за свой счет работы по очистке и раскопкам синагоги в городе Томар. Планы по передаче здания государству Португалия не могло быть реализовано из-за отсутствия средств. Только в 1939 году, после того как Самуэль Шварц пожертвовал здание государству, оно было превращено в музей. В свою очередь Самуэль Шварц и его жене было предоставлено португальского гражданство, которое спасло их во время Второй Мировой войны.
Стараниями Самуэля Шварц в синагоге был создан музей.

Музей назван в честь Авраама Заку́то (1450-1522),известного астронома, математика, врача и раввина.


Иллюстрация Википедии
Авраама Заку́то бар Самуил (Hebrew: אברהם זכות‎, Portuguese: Abraão ben Samuel) принадлежал к семье французского происхождения, которая бежала во Францию ​​после изгнания в 1306 и поселилась в Испании. Авраам родился в Саламанке в 1452г. Он первый сконструировал металлическую астролябию, позволявшую более точные измерения, чем деревянная.


Это Памятник первооткрывателям в Лиссабоне, посвященный выдающимся португальским деятелям эпохи Великих географических открытий.

По красной стрелке вы видите как Жил Эа́неш (Gil Eanes - португальский мореплаватель) держит в руках эту самую металлическую астролябию, которую сконструировал Авраама Заку́то. Аврааму места на памятнике не нашлось, но астролябия представлена.
Авраам составил более точные астрономические таблицы, которые были среди книг Колумба. Васко де Гама советовался с Закуто перед историческим плаванием в Индию.

Жизни Заку́то является символической в том смысле,что он был изгнан из Испании, отправился в Португалию, где он жил в течение нескольких лет, вплоть до высылки в 1497.Пережив изгнание евреев из Испании и Португалии, он окончил свои дни в Оттоманской империи.

В Португальском еврейском музее им. Авраама Закуто представлены различные археологические находки, подтверждающие еврейское присутствие в Португалии в средние века. Среди них многочисленные надгробия, которые формируют основную часть коллекции. Следует упомянуть о надписи 1307 года, из бывшей главной синагоги в Лиссабоне, и надписи 13 века из Бельмонте, на которой Божественное Имя представлено ​​тремя точками в манере, напоминающей древние еврейские рукописи Мертвого моря. В музее также находится небольшая коллекция современных артефактов, которая рассказывает о еврейском образе жизни, и подаренная частными лицами и еврейскими учреждениями из разных стран мира.

Адрес синагоги-музея:

Sinagoga
Rua Dr. Joaquim Jacinto 73
2300 Tomar
Portugal

Сайт синагоги http://www.sinagogadetomar.com




Когда я писала об этой синагоге, я вспомнила выдающуюся еврейскую женщину 16 века Донну Грацию, семья которой бежала из Испании в Португалию, после изгнания евреев Испании в 1492г. Я писала о ней тут

Еще несколько фотографий городка Томар


Центральная городская улица.


Старая, узкая улица.


Панно из азулежу - самое знаменитое окно Португалии, окно замка над городом.


Голуби на центральной площади.


Просто прохожий.


Этот манекен издали вызвал у нас несколько неожиданные ассоциации:)

Томар довольно зеленый город.








Инфа:
http://jewishness.bellevueholidayrentals.com/jews_in_iberia.html
http://www.bh.org.il/database-article.aspx?77717
http://www.madrimasd.org/cienciaysociedad/patrimonio/personajes/biografia.asp?id=33
http://en.wikipedia.org/wiki/Synagogue_of_Tomar
http://pt.wikipedia.org/wiki/Sinagoga_de_Tomar
http://www.bh.org.il/database-article.aspx?77717
http://novacitania.ru/tomar.html
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%98%D7%91%D7%9C%D7%AA_%D7%99%D7%94%D7%95%D7%93%D7%99_%D7%A4%D7%95%D7%A8%D7%98%D7%95%D7%92%D7%9C_%D7%9C%D7%A0%D7%A6%D7%A8%D7%95%D7%AA
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%94%D7%93%D7%95%D7%AA_%D7%A4%D7%95%D7%A8%D7%98%D7%95%D7%92%D7%9C
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%BE,_%D0%90%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B0%D0%BC
http://pt.wikipedia.org/wiki/Judeus_em_Portugal
http://en.wikipedia.org/wiki/Tomar
http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Portugal
http://www.saudades.org/jewsinport.html
http://www.cryptojews.com/cryptoJewsinPortugal.htm

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/
Tags: Португалия, еврейское, музей, путешествие-май-2012, синагога, статья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 96 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →