
Национальный парк Ципори, конечно же, общее место для израильтян. Там все были:) Но это такое впечатляющее место, что каждый раз попадая туда, хочется поделиться впечатлениями:)
При чем, начну я с середины: об истории Ципори, какие-то общие сведения, я напишу в другом посте. А в этом - мои самые любимые мозаики:)
Я бы сказала, что Ципори - израильская столица мозаик. На нашей территории много древних городов, но нигде не раскопано столько разнообразных, во всех отношениях, мозаик. Тут можно увидеть мозаики разного времени, мозаики относящиеся к разным религиям, мозаики разного художественного уровня... И все на относительно небольшой территории.
Дом Нила
Начну я с мозаики, которая находится в Доме Нила, его также называют и по названию мозаики, Дом Праздника Нила. Этот дом относится к византийскому периоду (324-638вв. нашей эры).
Считается, что это общественное здание 5 века нашей эры, точное назначение здания неизвестно.

На реконструкции это здание обозначено оранжевым. Как видите, это довольно большое здание, в центре древнего города.
В Ципори сохранились, в основном, полы. Стены и крыши в Ципори не восстанавливают, над самыми ценными мозаиками возведены специальные крыши, которые защищают от непогоды. Гораздо более четкое ощущение древнего античного города у вас будет в Бейт-Шеане, о котором я писала тут. В Ципори же главное - мозаики!

Это очень большая и красивая мозаика "Праздник Нила". Собрана из очень мелких камешков, что говорит об огромном художественном мастерстве авторов. В мозаике использовано 70 разных цветов! Сфотографировать целиком ее очень проблематично, т.к. она не влезает в кадр и подойти с нужной стороны невозможно. Я покажу ее фрагментами. Мозаика имеет несколько частей, я бы сказала полос:) Самая близкая к нам, это охота животных на животных. Следующая часть - это охота с участием людей, над ними изображен Нил, который является поводом для этой мозаики, над ним божества Нила и в центре странного вида загадочная башенка, о ней речь пойдет дальше:)
Начнем с нижнего ряда, с моих любимых животных.

Тут, как видите, лев поймал быка, а медведь - кабана.

Вот медведь покрупнее. Посмотрите, какая качественная работа художника и всей команды, которая собирала мозаику, проработана каждая мелкая деталь: шерсть кабана, зубы медведя, глаза обоих животных...
А теперь посмотрим на медведя с добычей еще поближе, благо как раз животных там есть возможность сфотографировать.

Очень хорошо видно, как страдает кабан и как радуется медведь такой огромной добыче.
А теперь лев:)

Он прямо на наших глазах рвет кожу быка, когти его прямо впились в живого быка. Слева олень, которого уже поймал то ли гепард, то ли леопард.

Лев рвет зубами мясо живого быка. Посмотрите на выражение

Кто это, гепарды или леопарды, я не знаю. Два активно ловят оленей, а один ловит непонятного мне зверя.

Вот покрупнее. Что это за зверь?:)

Чуть выше охоты зверей видны охотники на лошадях.
А над ними протекает река Нил, герой мозаики:)

В нем плавает рыба и птица, растут лотосы... Пасторальная жизнь:) А слева как раз виден показатель уровня воды в Ниле, с отметками:) Справа попка бегемота, из пасти которого вытекает река, на бегемоте сидит бог Нила, ногу которого мы видим:)
Вообще, удивительно, почему такой сюжет мозаики оказался в этом здании. Здесь изображен праздник разлива Нила в Египте. В середине последней полосы мозаики находится башня-водомер, показатель уровня воды, по которой измеряли уровень разлива Нила, и в соответствии с этим определяли размер налогов на следующий год. Если Нил разливался больше и приносил больше плодородного ила на большую территорию, то крестьяне получали бОльший урожай. Тут-то с них и брали бОльшие налоги!
И сразу возникает вопрос, где мы, а где Нил?:) При том, что праздник египетский, а изображения в античном стиле... Какая-то смесь:) В разных источниках нашла только одно объяснение такого сюжета - у развитого города Ципори были торговые связи с Египтом. Но это выглядит как-то не слишком логично:)
Я позволю себе предположить другое объяснение:) У заказчиков явно была материальная возможность нанять дорогого художника для исполнения мозаики. Такие художники обычно имели много готовых вариантов рисунков мозаик, которые они предлагали заказчикам. Заказчикам понравилась картина с "Праздником Нила", тем более что в наших краях о такой большой реке можно только мечтать....
О технологии создания древних мозаик я писала в посте о реставрационной мастерской мозаик Израильского управления древностей.

Слева от выше описанной части мозаики мы видим еще одного бога Нила (у египтян и у античных римлян с количеством богов не было никаких проблем:)) Он спокойно возлежит и смотрит на происходящее. И тут обнаруживается, что в реке тоже идет охота - рыбак со связкой рыбы, птица, похожая на цаплю поймала змею и ест ее... Выше, среди цветов пасутся домашние животные...

Вот какое симпатичное божество:) В руке держит корзинку с фруктами будущего урожая - божества же все могут:)

Вот крупным планом показатель уровня воды Нила, на котором голые мальчики выбивают следующий уровень:) IZ означает 17 метров и это очень высокий уровень воды. Не зря все так радуются и празднуют.
В этом замечательном доме есть еще много комнат с орнаментальными мозаичными полами.


Вот еще комнаты с рисунками на полу.

Это кентавр.

Это охотник, как я понимаю:)

А это охотницы-амазонки с собакой.

Амазонка крупным планом. Есть легенды, в которых говорилось, что амазонки удаляли себе одну грудь, чтобы было удобнее было стрелять. В данном случае на мозаике показана грудь амазонки и на табличке около мозаики стоит объяснение, что грудь в наличии:)

Здесь же в доме находится стенд, на котором показаны раскопки и реставрация этого дома.

Так же здесь стоит реконструированная римская телега.
Вилла Диониса
На небольшой возвышенности было обнаружено большое строение, относящееся, по-видимому, к началу III века н.э. Очевидно, что это была богатая вилла, судя по качеству мозаичных полов.

Вот такой мозаичный пол.

Реконструкция этой комнаты.

Самое знаменитое изображение этой комнаты - портрет молодой женщины.

Ее называют Афродитой Галилейской, Моной Лизой Галилейской... Я думаю, что оба эти имени ей подходят, настоящее ее имя неизвестно... Хотя, конечно, Моны Лизы еще не было, когда был создан этот портрет.
Теперь вернемся к названию дома. Оно тоже условное:) Нет документальных свидетельств, в которых бы говорилось о хозяевах дома. Изображения на полу связаны с историями из жизни Диониса, с поклонением ему. Дионис в древнегреческой мифологии бог растительности, виноградарства и виноделия. Кроме того, Дионис учил людей выращивать виноград, делать вино, участвовал в пышных празднествах, много пил вина сам и поил окружающих.
В шествиях Диониса участвовали женщины, одетые в шкуры диких зверей. Их сопровождал шум, музыка, неистовые оргии, освобождение от обычных запретов.







Вот тут справа явно большой сосуд с вином.

Один из сюжетов рассказывает о соревнованию по выпивке между Дионисом и Гераклом. Можете не сомневаться, Дионис перепил:) Вот на правом изображении пьяный Геркулес.

А это несут закуски на пир Диониса.

Это охота на закуску.

Птичек на пир не пригласили, что хорошо, иначе бы их пригласили в качестве закуски.

Один из фрагментов мозаики, видимо, был утерян и позднее заменен мозаикой на тему охоты на Ниле. Ох уж этот Нил:) Видимо, это была модная тема определенного времени в городе Ципори:) Обратите внимание: охотятся на симпатичного ушастого крокодила и на страуса.
Из прогулки по Ципори я уже показывала:
Всякая - разная растительность из Ципори
Продолжение следует.
Инфа:
http://www.parks.org.il/parksandreserves/zippori/Pages/default.aspx
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A6%D7%99%D7%A4%D7%95%D7%A8%D7%99_%28%D7%99%D7%99%D7%A9%D7%95%D7%91_%D7%A2%D7%AA%D7%99%D7%A7%29
http://www.trekker.co.il/english/zippori/photos.asp?number=47
http://israel.report.ru/material.asp?MID=1329
This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →