dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

Сокровища с гараж-сейла.


Все-таки Бат-Галимский фестиваль был для меня неисчерпаем:) По мимо всего остального, мы наткнулись на, можно сказать, гараж-сейл.
И как в миниатюре увидели новейшую израильскую историю в рекламных плакатах.




Сначала я даже и не оценила всю прелесть предметов, разложенных на асфальте на автомобильной стоянке между Бейт-Скандинавия и прогулочной набережной...


Торговала ими англоговорящая дама и набор был весьма забавный. Кстати, кому-то по мобильнику она сказала, как я поняла, что торгует в конце каждой недели. Так что жители Бат-Галима и там бывающие, можете проверить и мне сказать так ли это:)


Сначала я обратила внимание на ханукию, просто потому что я коллекционирую изображения ханукальных подсвечников.
Купить я как-то не подумала, но сфотографировала:) И главное, из-за начинавшегося дождя, хозяйка стала быстро собирать вещи, чтобы спрятать их. Ну и я скорей-скорей, стала фотографировать вещи, связанные с израильской историей и только уже дома рассмотрела добычу то, что сфотографировала...

Во-первых, что меня очень удивило, старые израильские и американские рекламные плакаты все были окантованы, пусть и простенько, но в рамочках. Все приблизительно одного размера. Значит все они висели у кого-то на стенах... Вообще, глядя на старые вещи всегда хочется представить себе личность хозяина, его жизнь, его дом. Большая часть израильских плакатов - рекламные вкладки в газеты и журналы. Интересно, чем они были так дороги владельцу, что он выбрал их для украшения стен?


Начнем с этого изображения, которое, единственное, не плакат. Это работа известного американского художника еврейского происхождения Артура Шика. Лист "Израиль" из серии "Визуальная история наций" (1945-1949).
Начнем с этого листа, на котором так много всего, что на выставках дают увеличительные стекла, чтобы рассматривать работы Шика. Каждая деталь его работ имеет смысловое значение.

    Многие годы еврейской истории оживают в этой работе, завершенной художником в 1948-м году, в год создания государства Израиль. Она была напечатана в 1949 году.
    В самом верху посередине слева направо воин Гур, освободитель Моисей, и брат Моисея и первосвященник Аарон.
    Слева царь Давида, легко узнаваем по лире, а справа его сын, царь Соломон, с "Песнь Песней"
    Над звездой Давида корона (крона Торы), на которой написано "Корона доброго имени". Маген- Давид и корона вписаны в менору.
    Дальше цитата из Гилеля: "אם אין אני לי מי לי" "Если не я за себя - то кто за меня?" Эта фраза и до сих пор может украшать собой герб государства Израиль.
    Виногрданая гроздь -это гроздь винограда, принесенная разведчиками из Земли Израиля.
    Рядом со Маген Давидом фраза "ימן חירותנו" "Время нашей свободы", напоминает о выходе из Египта."
    В левой колонке, на уровне Маген-Давида изображен Бар-Кохба, руководитель еврейского восстания против римлян. С другой стороны, в правой колонке пророк Иезекииль, он предсказал возвращение евреев на родину после 70-летнего плена в Вавилоне.
    В этих колонках написана молитва "בָּרוּךְ אַתָּה ה' אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, שֶׁהֶחֱיָנוּ וְקִיְּמָנוּ וְהִגִיעָנוּ לַזְּמַן הַזֶּה" "Благословен Ты Господь Бог наш, Царь Вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до сего дня!" Это молитва в честь создания нового государства Израиль.
    Внизу, в середине, изображение Скрижалей Завета с десятью заповедями, по бокам которых сидят солдат и первопроходец-строитель. Именно их деятельность была в основе создания государства, по мнению художника. Рядом с солдатом апельсины, которые тогда были основной экспортной статьей Израиля, а рядом с первопроходцем - виноград, как современное выражение благоустройства Израиля. Два традиционных льва с неслишком добрым выражением "лица" охраняют скрижали.
    Если вы посмотрите внимательно, то найдете небольшие желтые изображения, вписанные в орнамент, числом 12. Это символы 12 колен израилевых.


Если считать эту работу Шика в какой-то степени рекламой государства Израиль, то теперь перейдем к более прозаическим рекламным плакатам. Они, кстати, очень хорошо передают атмосферу своего времени:) Скромная двухцветная печать отличает старую рекламу - денежек там еще мало крутилось в отрасли. Но рекламные приемы, которые мы теперь знаем, родились еще тогда.


Растворимый кофе "Элит", 50е годы. Я думаю, что не только я, но и многие еще помнят старые упаковки этого кофе, картонные коробки чуть другого дизайна, продававшиеся в 90е годы.
Производится из отборных кофейных зерен, утверждает производитель:) Проверить сложно, но это был, в свое время самый дешевый растворимый кофе, на сколько я помню:)
А уж нижнее предложение - слоган про то, что "Народ решил - кофе Элит", подтверждаю:) Многие пили именно его:) Этот слоган жив до сих пор, имхо:)
Автор плаката рекламная фирма "Д-р Якобсон", наверное, старейшая здешняя рекламная фирма, основанная в 1934г. и просуществовавшая 63 года. Она существует и сейчас, но под другим именем. Это одна из двух крупнейших израильских рекламных фирм, Тамир-Коэн.

Еще реклама кофе.


Фирму Либер я не застала - еще в 1970 году ее купила фирма Элит:) Так что плакат, наверно, еще пятидесятых:) "Прорвались на рынок", говорит стрелка:) - и мы хотим сохранить свое место. Поэтому продолжаем давать самый лучший кофе".
Ну и слоган: "На каждом языке - Либер первый".
Слева сбоку, внизу скромная подпись авторов рекламы "Таль-Ариэли", рекламной фирмы, которая существовала с 1950 по 1965гг. Так что и плакат выпущен до 1965г.


Еще один плакат кофе фирмы Либер. Явно того же художника и той же рекламной фирмы:) Плакат сообщает:"И теперь: продукт №2, крепкий кофе" Дальше объяснения, банка справа "Кофе №1. Американское качество, легкий и нежный. Светлая коробка." Банка справа:"Кофе №2. Европейское качество. Темный и крепкий. В темной банке"
Благодаря цифровой фотографии мы тут четко видим, что это было напечатано на газетной странице.


Реклама сигарет Роял, той же самой рекламной фирмы Д-ра Якобсона, я думаю, не позже начала 70х. Эти сигареты до сих пор производятся, но пачка другого дизайна.
Но какой плакат - сейчас бы, наверно, никому и в голову такое не пришло:)
Во-первых, слоган: "Это твоя земля - и это твоя сигарета". На фотографии (с разрешения Министерства туризма) изображены развалины крепости Зоар, римских времен. Все подписано - типа просвещали народ. На переднем плане военный джип, а под деревом резервисты курят, наверно этот самые Роял :)
И тут не могу не вспомнить фрагмент из замечательного израильского фильма "Каналы" (כבלים) пародию на кабельное телевидение. Там была замечательная реклама сигарет "Фреш"- природных сигарет". В исполнении Мони Мошонова. Кто иврит знает - очень советую:)




Реклама винодельни Фридман-Тнува. Винодельня Фридман весьма старая, основана в аж в 1889 году в Хайфе (!!). В 1964 была продана Тнуве, а в 1971году уже Тнува от него избавилась. Именно в интервале 1964-1971гг и выпущен этот плакат. После дальнейшего перехода из рук в руки эта винодельня превратилась... в винодельню Баркан, всем нам сейчас известную:)
Автора плаката определить не смогла.


А это реклама пива:) Появилась после Шестидневной войны (1967г.), видимо тогда производители пива поняли, что пришло время пить пиво:) На фотографии артист Майк Бурштейн, завоевавший популярность в роли Кони Лемеля.
Слоган: "Пиво черное или белое - нет ничего (лучше) пива!" и дальше текст: "Так говорит шотландец (Майк Барстин). Так говорят во всем мире. Пиво это больше чем напиток, пиво-это пиво! И для утоления жажды, и для удовольствия, и к столу, и для поднятия настроения, выпей пиво или мальт (безалкогольное "пиво") - напиток для всей семьи. Напиток оздоравливающий, ободряющий, от которого не толстеют. Совершенное слияние натуральных компонентов, знаний и традиции, передающихся из поколения в поколение".
Почему именно шотландское пиво здесь тогда рекламировали? Не знаю, может у кого-то есть предположения?:)
Автор плаката фирма Шифрин-Неэман, тоже одна из старейших израильских рекламных фирм.


Этот плакат просто за душу берет простатой слогана:"Дай мужчине (пиво) "Голдстар"":) И говорят, это был очень популярный слоган. В наше время такое бы не прошло:) Почему это мужчине дать, а женщине нет? Не порядок! Где равенство полов?:) Опять же прямая привязка пива к спорту, текст обращен к женщине: "Его любимый напиток - пиво "Голдстар". Оно успокаивает душу после физических усилий, утоляет жажду - жарким летом, будит аппетит во время еды. Но старайся получать настоящий "Голдстар" и держать его в достаточном количестве дома."
Плакат, судя по рекламной фирме "Таль-Ариэли", относится к интервалу с 1950 по 1965гг., когда она существовала. Скорее к 1965г. :) Но текста еще очень уж много, я даже не буду его переводить. ОН просто более пространно рассказывает о том, что я уже перевела:)


А этот плакат, рекламирующий вино, наоборот, обращен к женщинам:) И не просто к женщинам, а непосредственно к домашним хозяйкам. А вот и слоган: "Я решила..! На Песах дай мне только напитки Кармель Мизрахи". Чтобы вы не сомневались, где дело происходит внизу подписано: "В бакалейной лавке". Дальше разъяснения от производителя: "Каждый канун Песаха перед домашней хозяйкой стоит вопрос - какие напитки украсят собой праздничный стол и какие напитки подавать гостям в течении всего праздника? Ответ праздничный только один - напитки Кармель Мизрахи". И дальше перечисление напитков, которые сейчас и не производятся, имхо:) Но большое разнообразие продукции фирмы, и вина, и бренди, и водка и вермут:)
Теперь это крупнейший израильский производитель вина, фирма "Кармель"основанная еще бароном Ротшильдом.
Судя по одежде, дело происходит в 60е годы.
И до сих пор, в Израиле продажа алкогольных напитков к Песаху имеет существенное значение как для производителей, так и для продавцов вина.


Кроме плакатов была в продаже и замечательная пустая бутылка из-под вина "Моген Давид", 1967, вино под названием Американская малага. Производилось в США. Подробностей не нашла.


Вообще, праздник - это всегда повод что-нибудь продать:) Этот плакат предлагает на Хануку кушать все отечественное, оригинальное:) Это реклама завода Милоз, один из брендов которого называется Таль и рекламируется как "Таль-прямо с полей". Завод предлагает: "и в этом году большой выбор разнообразных коктейлей на основе сока грейпфрутов и бананов, сока апельсинов и бананов, томатного сока Таль". Ну и если вы напишите по указанному адресу, вам пришлю сборник рецептов этих коктейлей:)
Сам завод основан в 1965г., и судя по печати, плакат весьма старый.


Соблазнительные персики из банки предлагает нам фирма Яхин-Хакаль. Не просто превосходные персики, а выращенные в Негеве:) Так и называются "Великолепие Негева". Хотя плакат уже цветной, относится, мне кажется к 70-80м годам:)


И еще один цветной плакат, выпадающий по тематике из всех остальных, плакат фирмы Дива, производящий одежду для моря и для пляжа, а также нижнее белье. Предлагаю дамам заняться определением года выпуска этой рекламы по предлагаемым товарам:)


Ой, чуть счеты не забыла:) не знаю, каких лет. Я такими пользоваться не умею. В детстве у меня были какие-то попроще:)


инфа:
http://www.spittoon.co.il/419/beer_new/%D7%94%D7%91%D7%95-%D7%91%D7%99%D7%A8%D7%94-%D7%9C%D7%94%D7%9E%D7%95%D7%A0%D7%99%D7%9D/
http://www.jltv.tv/historicana/index.php?route=product/product&product_id=70
http://www.jweekly.com/article/full/60250/brush-with-greatness-mastery-of-artist-arthur-szyk-on-display-at-s.f.-museu/

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/
Tags: art, Израиль, Хайфа, вино, еврейское
Subscribe

  • Просто не рвать цветы.

    Выйти на природу и не рвать цветы. Что, казалось бы, может быть проще? Большинство израильтян дикие растения не рвет. Как это случилось, когда…

  • "Нааман-Порцелан", от кирпича к фарфору.

    Сейчас даже тяжело представить себе времена, когда выпускать что-то на месте было дешевле чем ввозить товар из Китая других…

  • К вопросу о возрождении болот.

    Я уже рассказывала о кибуце Кфар-Масарик, который в 1938г. получил от ЕНФ (Еврейского национального фонда) в качестве места для жизни кусок болота…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Просто не рвать цветы.

    Выйти на природу и не рвать цветы. Что, казалось бы, может быть проще? Большинство израильтян дикие растения не рвет. Как это случилось, когда…

  • "Нааман-Порцелан", от кирпича к фарфору.

    Сейчас даже тяжело представить себе времена, когда выпускать что-то на месте было дешевле чем ввозить товар из Китая других…

  • К вопросу о возрождении болот.

    Я уже рассказывала о кибуце Кфар-Масарик, который в 1938г. получил от ЕНФ (Еврейского национального фонда) в качестве места для жизни кусок болота…