dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

Холм, который продырявили.


Последняя экскурсия по Самарии 31 декабря прошедшего года была полна новых мест. Я уже рассказывала о древнем Шило, большом археологическом национальном парке, а теперь хочу рассказать об удивительном месте, Гиват Айекивим (גבעת היקבים), куда еще не ступала нога человека добрались устроители национальных парков и еще не было больших археологических раскопок. Место, которое посетило пока очень мало туристов...



Здесь жили люди еще 3200 лет назад. В этом месте находилась в древности деревня колена Эфраима. Она существовала на этом месте еще до Первого Храма (9-5вв.д. н.э.), и во времена Второго Храма, во времена восстания Бар-Кохбы (132-135гг. н.э.) здесь прятались участники восстания, спасаясь от римлян. Прошло 1880 лет после того, как перестала существовать деревня, но мы можем увидеть многое, что от нее осталось.

До появления тут поселений, на холме находился лес. Жители появились здесь ориентировочно в 14-12 вв. д.н.э.
Интересно, что первыми жителями здесь были евреи. Здесь не было найдено археологических свидетельств о народах, живших до прихода сюда евреев, в те времена, кочевников. Зато множество свидетельств проживания тут евреев. Объясняется это просто. Хананейцы, которые жили в те времена в этих местах, жили только в долинах, они занимались сельским хозяйствам, холмы и горы ими не были использованы.

Евреи перешедшие от кочевого образа жизни к оседлому, научились жить на холмах и заниматься там земледелием. Они вырубали леса на холмах, устраивали террасы, и на этих террасах выращивали разнообразные сельскохозяйственные культуры. Они научились использовать камень, из которого состояли холмы, для своих надобностей.


Вот такое углубление в камне, заполненное дождевой водой.


Наш экскурсовод, Хезки Бецалель, пытается вычерпать воду рукой:)

Это отверстие в камне дело рук людей, живших тут три слишним тысячи лет назад. Это очень функциональная вещь, вы не поверите:) Я бы сказала, что это древняя ступа, не знаю на сколько тут слово "ступа" правильно. Здесь можно было толочь, измельчать, давить все, что подвернется под руку что требуется. Можно и зерна толочь, чтобы получить муку, и оливки давить, чтобы получить оливковое масло. Ничего подобного вы не можете делать в керамическом сосуде - он разобьется. Я уверена, что дамы, использующие на кухне ступки, для измельчения пряностей, со мной согласятся:)


В маленькой ступке можно измельчить мало, а в большой - гораздо больше. Вот уже совсем большая "ступа", в которой измельчали оливки и получали масло. И тут не только ступа для давления, тут целая маслобойка. По утверждению нашего экскурсовода, больше такого нет нигде в мире. В этой большой ступе измельчали оливки, затем измельченные оливки перекладывали в корзины.
Левее и ниже ступы есть еще одно отверстие в камне, от которого отходит сток (жаль его плохо видно на фотографии). В это второе отверстие складывали корзины с измельченными оливками, а сверху какой либо груз. В какой-то момент нашелся изобретатель, который изобрел колесо придумал сделать примитивный пресс, т.е. взять большую ветку, выбить в камне еще одно отверстие (его видно на фотографии как черное пятно над первым отверстием-ступой) и вставив ветку в отверстие, давить корзины с оливками, чтобы масло вытекало... в примитивный фильтр, тоже отверстие, и отстаивалось. А затем бы уже вытекало по канавке в камне. Вот был бы тут уже национальный парк, так была бы реконструкция, а так мне все приходится объяснять на словах:)
Наконец-то я узнала почему маслобойка на иврите называется בית בד. Слово בד сейчас принято использовать в значении "ткань". Но у него есть еще значения ветка, шест :)

Это гораздо более древний способ получения оливкового масла, чем те, что я уже много раз показывала на реконструкциях.
Эта маслобойка существовала во времена царя Соломона. И только на этом холме таких было найдено 4 маслобойки, так что здесь производили тонны оливкового масла еще в те далекие времена.

Рядом с производством масла находился древний курятник древняя голубятня - колумбарий. Это было в те времена, когда колумбариями не называли места захоронений, а называли места выращивания голубей, например, для еды.


Так выглядела каменная голубятня. Голуби, кстати, вкусные. Их до сих пор выращивают для еды, например, во Франции и я как-то там ела голубя.
Древние голубятни для выращивания голубей для еды у нас можно увидеть в Бейт-Гуврин и еще в нескольких местах. Здесь это было распространенное сельскохозяйственное направление.

Что еще "роднит" этот холм с Бейт-Гуврин, так это наличие пещер внутри холма. Природные ли эти пещеры или выдолбленные или то и другое - не знаю. Но при таком большом производстве масла и прочих сельскохозяйственных продуктов, где-то же надо было хранить результаты трудов? Подземные хранилища в те времена были ультимативным ответом на этот вопрос.


Ходить по холму надо осторожно, иначе можно провалиться под землю, прямо в подземное хранилище.
Во времена существования деревни в таких хранилищах находились сотни керамических емкостей с маслом и вином. В пещерах была постоянная температура 16-18 градусов подходящая для хранения масла и вина.
Количество найденных пока пещер 32. Некоторые из них между собой связаны. На соседнем холме найдено 48 таких пещер-хранилищ.

Для знающих иврит скажу, что название этого места Гиват Айекивим (גבעת היקבים), которое, кажется, надо переводить с с иврита как "холм виноделен", на самом деле переводится иначе. Слово יקב - завод по производству вина, имеет такое значение только в наше время. В древности его было принято использовать для обозначения места, где вино хранилось. Глагол לִנְקוֹב, от которого происходит слово יקב означает дырявить. Что и сделали с этим холмом:)


Здесь видно, что на такие входы вырезались каменные крышки. Видны пазы.

Во время восстания Бар-Кохбы в этих пещерах прятались восставшие. В исторических источниках упомянута цифра 980 убежищ, где прятались. Эта цифра долго казалась нереальной, но теперь, когда нашли эти пещеры, то становится понятно, где они были. Внутренние перегородки ломали и получалось большое пространство, чтобы прятаться.


Обилие олив на холме как бы возвращает нас в те давние времена, когда тут производили масло во времена Первого Храма. Эти оливы, естественно, не столь древние, им не 3000 лет, они - наследство от проживавших здесь, в более поздние времена, мусульман.


Я люблю оливы фотографировать, так что уж получила удовольствие.
Маршрут проходит среди деревьев, в оливковой роще.


С холма открываются красивые виды на окрестности.










Мы гуляли по холму 31.12.2014 и уже цвело довольно много цветов, которые я показывала тут


Здесь проложены велосипедные маршруты, о них подробнее на иврите тут и по телефону 1800-34-54-54. Обещают аппликацию для смартфонов, но пока можно получить карту.

Волк - символ еврейского колена Бениямина, которое проживало тут в древности и Местного совета Беньямин (местный орган самоуправления) в наши дни.




Оливы тут растут весьма древние, но определить точный возраст оливы очень сложно. В отличии от других деревьев, в возрасте 500 лет, олива ведет себя как настоящая дама и начинает скрывать свой возраст. После 500 лет в стволе оливы нет годовых колец. Ствол оливы становится трухлявым, а потом и просто пустым внутри.


О возрасте этих деревьев можно только догадываться, но они весьма древние.


Тут же в оливковой роще, под большими дубами, находится могила шейха. Это мало известный шейх, арабы не приходят сюда молиться. Но благодаря этой могиле вокруг сохранились огромные дубы, которые арабы не трогали из-за близости могилы. Дубы не сфотографировала - уж очень большие и в тени:)


А вот оливы попозировали как надо:)






Этому огромному дереву, наверно, лет 700.


Его ствол, как бы распался, на несколько стволов.




Корням оливы камни не помеха, они эти камни обрастают.






Кактус-опунция, о котором я писала, результат сельскохозяйственной деятельности человека, видимо, последних трех столетий.


Погибшая олива, но есть свежие побеги. Из семян, говорит нам уважаемый khalling.




Гравюра, которую я сфотографировала на стене в кафе Бад бевад. О кафе расскажу в следующем посте об этой прогулке. А гравюра очень понравилась - точно передает ощущение этих мест...


Маленькое видео на иврите, где наш экскурсовод, Хезки Бецалель рассказывает об этом холме.


Мой рассказ о людях, которых мы встретили на этой экскурсии тут


Инфа:
http://www.binyamin.org.il/?CategoryID=732&ArticleID=2380
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%92%D7%91%D7%A2%D7%AA_%D7%94%D7%99%D7%A7%D7%91%D7%99%D7%9D
http://www.inature.info/wiki/%D7%92%D7%91%D7%A2%D7%AA_%D7%94%D7%99%D7%A7%D7%91%D7%99%D7%9D_%D7%95%D7%9E%D7%A2%D7%99%D7%99%D7%9F_%D7%94%D7%90%D7%95%D7%9B%D7%A3
http://www.gofna.022.co.il/BRPortal/br/P102.jsp?arc=296013
http://www.meahori.co.il/171530/%D7%92%D7%91%D7%A2%D7%AA-%D7%94%D7%99%D7%A7%D7%91%D7%99%D7%9D
http://jerusalemwalks.blogspot.co.il/2012/09/blog-post.html

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/
Tags: Израиль, ЙОШ&Абика, растения, экскурсии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 92 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →