dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Category:

Несколько слов о синагогальном ковчеге.


Благодаря сложной еврейской истории, нам осталось так мало от еврейской материальной культуры, что когда я встречаю хоть что-то, то стремлюсь сфотографировать и сохранить...
Вот и этот мой рассказ, я думаю, не откроет вам ничего нового, это просто моя коллекция синагогальных ковчегов и еще чуть-чуть.
Я решила показать ее именно в праздник Симхат-Тора (Радость Торы), потому что в прошлом году к этому празднику я рассказывала о свитках Торы, так что теперь можно посмотреть, где хранят эти свитки.




Началось все, естественно, с того, что на горе Синай Моше получает от Всевышнего Скрижали Завета с десятью заповедями, на первый взгляд такими простыми и понятными, типа "не убий, не укради..." Те самые заповеди, которые мы так полностью их и не освоили за прошедшее время.
Чтобы хранить Скрижали был построен Ковчег Завета ( אֲרוֹן הַבְּרִית, арон ха-брит). Он был изготовлен по точным указаниям Всевышнего, данным Моше. По форме это был ларь, ящик, приспособленный для хранения и переноски Скрижалей.


Вот так они и шли по пустыне после выхода из Египта и получения Скрижалей Завета. Впереди Моше, затем коэны и левиты несли Ковчег со Скрижалями Завета, и за ними весь народ. Так представлял себе это шествие художник Зеэв Рабан (начало 30х. годов 20в., из коллекции Музея Эрец-Исраэль.)


Этот макет показывает, что находилось внутри Скинии: Кочег Завета со Скрижалями, Менора, Стол хлебов предложения и Жертвенник воскурения.


Это макет Ковчега со Скрижалями Завета из Шило. Можно купить и собрать дома. Настоящий Ковчег еще был покрыт золотом, но это уж каждый решает для себя, чем покрывать модель.


Кочег Завета, который несут коэны и трубят в шофар. Современный сувенир.


В синагоге Кфар-Нахум есть изображение Ковчега на колесах... Катить, конечно, легче, но все источники говорят о том, что Ковчег несли. В общем, оставим эти колеса на совести строителей синагоги.

Но вернемся, все-таки к синагогальному ковчегу (ивр. ‏אֲרוֹן הַקֹּדֶש‏‎‎‎, арон а-кодеш — Ковчег Святыни), специальному хранилищу свитков Торы в синагоге. Он появился в интерьере синагог в последние десятилетия до разрушения Первого храма (586 г. до н. э.) или первые десятилетия после этого. Он символизирует Ковчег Завета и является местом для хранения свитков Торы.
В древности (2-4вв. н.э.) это была ниша или выносной ларь, напоминавший Ковчег Завета.

Начиная с 4в.н.э. в Эрец-Исраэль появляются синагогальные ковчеги в форме шкафа и мы встречаем их изображения в древних синагогах Галилеи.


Синагога Бейт-Альфа 6в.н.э.


Бейт-Шеан, 4-6 в.н.э. Изображение из Музея Эрец-Исраэль.


Синагога Ум эль-Канатир на Голанских высотах, ориентировочно 6-8в.н.э.
Совершенно удивительный синагогальный ковчег (арон кодеш ארון קודש) был обнаружен в этой синагоге. Посмотрите на изображение ковчега на предыдущей фотографии. Там изображен именно такой ковчег!
Практически нигде в древних синагогах ковчегов не сохранилось, т.к. было принято изготовлять ковчеги из дерева. Дерево практически не сохраняется... А этот каменный, огромный, на помосте... Прекрасно сохранились все его части и были вновь собраны археологами.
До восстановления этого ковчега никто не знал как вообще выглядели эти ковчеги в древние времена. Только отдельные изображения на мозаиках в Бейт-Альфа или в Хамат Тверия демонстрировали изображения огромные и роскошные. И было непонятно, это синагогальный кочег или же вход в синагогу. Ступеньки никто не мог объяснить. И ковчег этой синагоги объяснил как же были устроены древние ковчеги.


Этот ковчег напоминает красиво украшенный вход в дом, который внутри дома.
95% фрагментов сохранилось и нет никаких вопросов о том, как же это выглядело. Именно так, как мы видим сейчас.

Судя по документальным свидетельствам, видимо, с 12 века в Европе существовали ковчеги уже имевшие привычную нам форму шкафа, в которых свитки Торы помещались, возможно, вертикально.

Два старинных ковчега привезенных в Израиль из Италии, они украшены только растительным орнаментом.


Синагогальный ковчег из синагоги пророка Элияху, (музей Четыре сефардские синагоги) был создан в Средние века и находился в итальянском городе Падуя. В Иерусалим он был привезен после Второй мировой войны.


В том же самом музее, после реставрации в Стамбульской синагоге установлен синагогальный ковчег, стоявший прежде в синагоге итальянского города Анкона. 16 век.

Художественное оформление синагог и ковчегов обычно соответствовало стилю эпохи и окружения и включало чисто еврейские элементы: танахические стихи, высказывания законоучителей Талмуда, изображения фасада Храма, Скрижалей Завета, меноры, короны Торы, символических животных и птиц, воздетых в жесте благословения рук коаним и т. п.


Вообще, в Израиль было привезено из Италии довольно много старинных синагогальных ковчегов.


Синагогальный ковчег синагоги в Пьемонте (Италия), 70е годы 18 века, сейчас находится в Музее Эрец-Исраэль.
На дверцах ковчега изображен Храм.
У этого ковчега есть своя интересная история.
30 лет назад этот ковчег прибыл в музей в разобранном виде из небольшого местечка в Пьемонте. Этот красивый ковчег был создан на деньги шести еврейских семей, живших в этом местечке. Во время реставрации ковчега было найдено имя архитектора, спроектировавшего этот ковчег: Benedetto Alfieri, он же спроектировал дворец герцогов Савойских. Можно себе представить, сколько же стоил этот ковчег... Как же такая небольшая группа евреев смогла оплатить столь большой и роскошный ковчег? Ответ прост: в тот период евреям было запрещено вкладывать деньги в свою одежду и украшения. "Сэкономленные" на этом деньги были вложены в создание этого ковчега.
Это был первый в Италии деревянный ковчег, покрытый листовым золотом и покрашенный под мрамор. Художник, расписавший ковчег, остался безымянным.
Постепенно все евреи покинули местечко и в 1958 году синагога была разрушена. Все предметы, находившиеся в синагоге, были перевезены на склад, где и нашел их коллекционер из Милана д-р Бруно Модена. Он же пожертвовал эти вещи музею.

Синагогальный ковчег, автор - Дэйв, сын Израиля, XVIII век. Дерево, резьба. Национальный художественный музей Беларуси. Выставка "10 веков искусства Беларуси".
Ковчег украшен текстом и растительным орнаментом.
Aron Kodesh by Dave ben Israel 10 Centuries of Art of Belarus.JPG
"Aron Kodesh by Dave ben Israel 10 Centuries of Art of Belarus" by Dave, son of Israel - Self-photographed. Licensed under Public Domain via Wikimedia Commons.


Старейшая сохранившаяся французская синагога в городе Карпантра (Carpentras) в Провансе 18век.
Центральное место в интерьере занимает синагогальный ковчег. Считается, что его оформление датируется более ранним периодом времени, чем остальная часть интерьера.


Синагога Ари Ашкенази, Цфат. Считается, что ковчег создан в 1857 году.
Эта синагога знаменита своим синагогальным ковчегом. Он был вырезан из дерева оливы резчиком из Галиции в стиле, типичном для синагог Восточной Европы. Завеса синагогального ковчега, парохет, закрывающая двери ковчега синего цвета.
В резьбе использована еврейская символика: шофар, виноградные гроздья, изображения рук в Аароновом благословении.


Два синагогальных ковчега, которые, на мой взгляд, относятся к концу 19- началу 20вв. С уличной выставки в Хайфе "Камни, бывшие в употреблении". Фотографии зданий синагог в разных странах, которые сейчас используются не по назначению. Фотографии сделала Бернадетт Альперн, Венгрия.


Музыкальная академия имени Ференца Листа, Гиор, Венгрия.
Ковчег сохранился практически в целости.


Заброшенное здание, Суботица, Сербия.
Обратите внимание, какой красивый ковчег, с колоннами и трубами сверху, напоминающими орган (?).


Большая синагога, Рим. нач. 20 века. Именно это время характерно строительством грандиозных синагог по всей Европе.
Синагогальные ковчеги строились такими же грандиозными, как и сами синагоги.

А это синагогальный ковчег сделанный в 1922 году в Академии Бецалель. Да-да, там когда-то создавали красивые вещи, а не только концепции, как сейчас.
Рядом с ковчегом известный художник Зеэв Рабан, видимо, один из создателей ковчега.
Zeev raban with the bezalel torah ark.jpg
"Zeev raban with the bezalel torah ark" מאת Talmoryair (talk) - Talmoryair (talk). דרך ויקישיתוף.


В синагоге Йоханана бен Закая (музей Четыре сефардские синагоги) два синагогальных ковчега. Это объясняется тем, что во времена мусульманского владычества в синагоге заставляли хранить и Коран, помимо Торы. Евреи легко нашли "творческое решение", чтобы не хранить Коран вместе со свитками Торы. Было построено два ковчега, один для свитков Торы, другой - для Корана.
Так выглядела молитва в этой синагоге в 1925г.
Синагога построена 16-17вв. , но пережили многочисленные перестройки. Не нашла дату создания ковчегов, но всяко до 1917 года, до начала правления тут Британского мандата.

Синагога Хурва.
Так выглядел синагогальный ковчег до разрушения синагоги в 1948 году
Churva.jpg
"Churva" by Original uploader was Chesdovi at en.wikipedia - Transferred from en.wikipedia; transfer was stated to be made by User:מתניה.. Licensed under Public Domain via Wikimedia Commons.


Синагога была восстановлена в 2010г. Так выглядит нижняя часть восстановленного ковчега. Его старались точно воспроизвести по фотографиям. Ковчег очень высокий, мне не удалось его вместить в один кадр. Высота ковчега больше 12 метров, в его оформлении использовано листовое золото.


Теперь современные синагогальные ковчеги, которые необыкновенно разнообразны.


"Мировой центр Торы и хасидизма Белз", открыт в 2002 году.
Огромный синагогальный ковчег, 12 метров высотой, 8 метров шириной, на создание которого пошло 20 тонн бразильского ореха. В нем есть место для 70 свитков Торы, которые лежат специальным образом, как принято именно у белзских хасидов.


Синагогальный кочег в синагоге в Маале Адумим, Иешива-колледж в районе Хар-Нево.
Автор Кети Кернер (Cathy Kerner קאטי קרנר), художник по дереву.
Ковчег полностью сделан в технике маркетри (деревянная мозаика). Целиком, к сожалению, не влез.
Все изготовлено из натуральных пород дерева разного цвета.


Тунисская синагога «Лагрива», Акко, воссоздана в память синагоги в Туниссе.
Многодверный ковчег.


Хутор Гивъат Олям (Холм мира) (Шомрон-Самария)
Это синагога построенная руками поселенцев. Ковчег облицован камнем.


Теперь заглянем во внутрь синагогального ковчега. Мне это удалось только один раз, в Центральной синагоге города Нацрат-Илит. За что я от души благодарна Инне Чернявской и Илане Раз
Синагога построена в 1961 году. Перед строительством синагоги был конкурс и был выбран проект архитектора Нахума Золотова.


Так выглядят двери ковчега.


Хаим Кениг, переписчик священных текстов (софер ста"м) открывал и закрывал для нас ковчег, и можно было увидеть, как красиво оформлены двери.


Место, где находятся свитки Торы.


Так как это центральная синагога города, тут можно увидеть свитки написанные и оформленные как в ашкеназийской традиции, так и в сефардской.


Теперь пару слов о занавесе синагогального ковчега, парохет (ивр. ‏פָרֹכֶת‏‎‎‎). Несмотря на различия в декоративном стиле, все ковчеги имеют общие элементы. Один из них - это завеса. В наше время такие завесы вышивают вручную, золотыми, серебряными и шёлковыми нитями по бархату или шёлку.
В Храме эта завеса отделяла Святая святых от остальных помещений.
Выше уже было показано несколько таких завес.
Иногда над парохет помещают полосу из материи, которая должна напоминать крышку Ковчега Завета — капорет (כפורת)


Капорет синагогального ковчега конец. 19-нач.20века.
"Святыня. Искусство. Эстетика", выставка в музее Мане-Кац (Хайфа)


Занавес синагогального ковчега Средней синагоги (музей Четыре сефардские синагоги).


Синагога Абуав, Цфат.
Интересно, что в этой синагоге три синагогальных ковчега. В правом лежит свиток Торы раввина Ицхака Абуава и рядом с ним свиток Сулимана Оханы, одного из учеников Ари. Эти книги вынимаются из ковчега только 3 раза в год, на Шавуот, Рош Ашана и Йом Кипур.
В центральном шкафу лежат свитки Торы, которыми пользуются каждый день, а в левом шкафу лежат свитки Торы которые вышли из употребления. Фактически это гениза.


В синагоге в Маале Адумим, (Иешива-колледж в районе Хар-Нево) завеса в современном стиле, отличающемся от традиционного. Она выполненный в технике батик (роспись по шелку).


И в завершение, синагогальный ковчег - вырезка из бумаги.


Работа Якова Неэмана.



Инфа:
http://www.he.chabad.org/library/article_cdo/aid/2223167/jewish/-.htm
https://faculty.biu.ac.il/~barilm/articles/publications/publications0094.html
http://www.eleven.co.il/article/12143
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%94%D7%99%D7%9B%D7%9C_%D7%95%D7%90%D7%A8%D7%95%D7%9F_%D7%94%D7%A7%D7%95%D7%93%D7%A9_%D7%91%D7%99%D7%9E%D7%99_%D7%A7%D7%93%D7%9D
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%87%D0%B5%D0%B3
http://go.galil.gov.il/he/synagogue-abuhav

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/
Tags: Израиль, еврейское, синагога
Subscribe

Posts from This Journal “еврейское” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →