dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

"Рвётся и плачет сердце мое!" (с) А. Галич


Скульптор Натан Рапопорт не пережил катастрофу сам. Как говорится, не удостоился чести пройти концлагеря и уйти в небо дымом... Погибла вся его семья, все друзья, все-все.
Но душа его пережила Катастрофу...
Я уверена, что по большому счету, он ощущал свою миссию по увековечению тех близких и незнакомых людей, погибших и не имевших не только могил, но и имен. И именно поэтому он регулярно возвращался к Катастрофе и еврейскому героизму в своем творчестве...



Натан Рапопорт родился в Варшаве, в бедной религиозной семье. Семья была настолько бедная, что не была в состоянии оплатить Натану учителя для подготовки к бар-мицве. С 15 лет он сам стал зарабатывать, чтобы кормить семью.
С 1931 года он начал учиться в Художественной академии в Варшаве. Через 5 лет его скульптура "Теннисистка" была награждена на конкурсе "Искусство и спорт" и должна была быть послана на выставку во время олимпиады, проходившей в том году в Берлине. Рапопорт отказался и решил не получать приз, который ему полагался.

Во время Второй мировой войны Н.Рапопорт бежал в Белосток, который оказался на территории СССР. Он был в той части Польши, которая отошла к СССР на момент раздела Польши между Германией и СССР.

Это рассказ со слов Меира Минделя из кибуца Негба, у которого Н.Рапопорт жил в доме, когда делал для кибуца памятник, о котором ниже.
Н.Рапопорт был в сталинском концлагере, где от смерти его спасло умение создавать бюсты Сталина и его приближенных. Эти бюсты были очень похожих на своих реальных прототипов. Сначала он изготовил портрет начальника лагеря, который очень понравился, а затем ему приказали изготовить бюст Сталина, чтобы поставить его у входа в лагерь. Сталина он делал по фотографиям, так как никогда его не видел. Сталин получился очень хорошо и скульптор остался жив.


О гибели своей семьи и об уничтожении Вашавского гетто он узнал в СССР из газеты. И уже тогда он задумал памятник погибшим в Варшавском гетто.

Место, где Рапопорт родился и вырос и от которого практически ничего не осталось...


Это фрагмент экспозиции музея Яд Вашем, посвященной Варшавскому гетто. На фотографии Мордехай Анелевич, руководитель восстания в Варшавском гетто. Он героически погиб во время восстания. В честь Мордехая Анелевича назван кибуц Яд-Мордехай.
Из жителей гетто выжило очень мало, было какое-то количество подростков, вышедших из Варшавского гетто по замерзшим канализационным трубам далеко от Варшавы. В то время как те, кто постарше задержали немцев и дали им уйти. Это дети были частью основателей кибуца Лохамей Агетаот.

После войны, в 1946 году Натан Рапопорт возвращается в Варшаву. Город был совсем не похож на город, который он оставил в 1939г. От дома его семьи, в самом сердце еврейского гетто, ничего не осталось. То есть от гетто вообще ничего не осталось...


"Развалины Варшавского гетто", 1948г. Фото Роберта Капа, с выставки его фотографий в Тель-Авивском художественном музее.


Памятник Восстанию в Варшавском гетто, в Варшаве, 1948г.

Натан Рапопорт был приглашен на заседание Министерства по восстановлению польской столицы. Памятник погибшим в Варшавском гетто была первым обсуждаемым вопросом.
Скульптор начал работать над памятником. Деньги на памятник дали еврейские общины и правительство Польши. В открытии памятника участвовало 20 тыс. человек, большинство из которых были выжившие в Катастрофе.

Видео об открытии памятника в день пятилетней годовщины восстания Варшавского гетто, 19.04.1948г. (иврит, но все и так понятно)


Памятник был выполнен из прекрасного черного камня, лабрадора, который первоначально предназначался... для монумента, прославляющего победы Гитлера.


Н. Рапопорт сделал копию этого памятника и он находится в музее Яд Вашем. В центре скульптуры изображен М. Анелевич и группа борцов из гетто.
Эти люди знали, что у них нет ни малейшего шанса и умерли ради того, чтобы сохранить собственное человеческое достоинство. И это потрясает больше всего.


Это вторая сторона монумента, а в Яд Вашем отдельный барельеф, на сколько я помню.
С двух сторон монумента представлены две стороны жизни гетто, героизм борьбы с одной стороны, и трагическая гибель с другой.

Однажды, получив упрёк в слишком реалистическом художественном решении памятника, Рапопорт возразил: "Мог ли я изваять камень с дыркой и сказать: "Вуаля! Это символизирует героизм еврейского народа!" ?



Памятник Мордехаю Анелевичу в кибуце Яд Мордехай, 1949г..

В 1949 году Н.Рапопорт репатриируется из Польши в Израиль, и в кибуце Яд Мордехай создает памятник Мордехаю Анелевичу.
Рапопорт считал себя художником-демократом и создал два варианта этого памятника. Члены кибуца выбирали понравившийся вариант свободным голосованием. Второй вариант памятника находится в кибуцном музее "От Катастрофы к возрождению".
PikiWiki Israel 11638 Kibbutz Yad Mordecha.JPG
"PikiWiki Israel 11638 Kibbutz Yad Mordecha" by מצילומי יהודית גרעין-כל. Licensed under CC BY 2.5 via Wikimedia Commons.


Памятник защитникам кибуца Негба, 1949г.

В 1949 году Н.Рапопорт уже в Израиле встретил старого друга Исраэля Барзилая, который был членом кибуца Негба. Он же и рассказал Рапопорту о сражении за Негбу и показал следы боев. Рапопорт был очень впечатлен и решил создать монумент памяти защитников кибуца. Он опять создал два варианта памятника, которые предложил на выбор членам кибуца. Но на этом он не остановился, и потребовал, чтобы до решения кибуцники занимались искусством. Он считал, что так выбор кибуцников будет более обоснованным. Кибуцники приходили вечером после дня тяжелой работы по восстановлению кибуца и слушали лекции Натана по истории искусства.


После такого ликбеза кибуцники выбрали скульптуру, изображавшую медсестру, первопроходца, и воина с оружием.




"Ведь каждый раз, как Я заговорю о нем, Я долго помню о нем." Йиремейа 31:19 (Перевод Мосад арав Кук, Иерусалим, 1978г.)

Монумент, посвященный защитникам кибуца Негба был открыт в 12.07.1949. Это была годовщина большого сражения в кибуце во время Войны за независимость.


"Огненный свиток", 1972г.


"Огненный свиток" был заказан американской еврейской организацией для установки на одной из площадей Иерусалима. На мой взгляд, это самый грандиозный памятник еврейскому народу, который есть в Израиле.


Реальность и религия сплетается в этом монументе, напоминающем свиток Торы, совершенно органично.
Натан Рапопорт вырос в религиозной семье, но всю свою жизнь был человеком светским.В этой своей работе он отходит от обычного реализма и поворачивается к религии. Именно религия дает человеку ответы на те вопросы, на которые нет ответов в реальности. А искусство все это может объединить и показать нам в виде образов...
Это 14 тонная бронзовая скульптура, больше которой у нас в стране нет до сих пор.

Иерусалимский муниципалитет не захотел поставить эту скульптуру в городе, считая, что она слишком "еврейская" и будет раздражать арабов. Говорят, что лично Моше Даян был против установки этой скульптуры в городе. В какой-то момент оказалось, что для памятника не было места в городе, и просто не знали куда его поставить.
В конце-концов было найдено решение и скульптуру установили на горе Кисалон, куда довольно сложно добраться, если не знаешь окрестностей Иерусалима. Это довольно далеко от Иерусалима, очень красивое место в Иерусалимских горах.
Монумент находится по дороге из Иерусалима в Бейт-Шемеш. Вокруг памятника Лес праведников, там было посажено 6 миллионов деревьев.



Работа над скульптурой заняла 3 года, ее отливали в Италии, в специализированной мастерской.

Монумент состоит из двух частей, правая - это Катастрофа, левая возрождение еврейского народа.

Это огромный монумент, со множеством образов, которые так сплетаются, что их просто не отделить один от другого. Здесь так же множество сюжетов, которые перетекают один в другой. Очень сложно сфотографировать и выбрать отдельные сцены, и многое не будет понятно, если не увидеть это своими глазами. Я покажу только отдельные фрагменты.


Начинается все с Катастрофы. Колонны идут в концлагеря.


Концлагерь, откуда путь только в небо.


Только в небо дымом.


Другие погибшие уходят в землю.


Янош Корчак со своими учениками, идущие на смерть.


Горящие дома и уходящие в небо люди.


Столб огня, уходящий в небо, он все уносит с собой.


Пытающиеся бороться, видимо герои Варшавского гетто... восставшие, с ножом, с бутылками с зажигательной смесью... человек в талите, пытающийся бросить камень в танк... и на самом верху крошечная менора, исчезающая в небе, как символ исчезновения еврейского народа.


Девушка с с бутылками с зажигательной смесью.


"... так сказал Господь Бог: вот Я открою погребения ваши, народ Мой, и подниму Я вас из погребений ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Йисраэйля...
И вложу дух Мой в вас - и оживете , И дам вам покой на земле вашей..."
Йехезкэйль (37:12-13)


Чудом выжившие в концлагере и еще не пришедшие в себя, стремятся перебраться в Эрец-Исраэль.


Кибуцники помогают выжившим в Катастрофе.


Здесь как бы одна часть свитка переходит в другую, выжившие в Катастрофе перебираются в Израиль и жизнь их начинается с Войны за Независимость.

Эта часть посвящена созданию государства Израиль.


На самом верху изображена простреленная водонапорная башня кибуца Негба, а ниже уходящие воевать, воюющие и гибнущие. В нижней части ребенок с виноградной гроздью, а слева только что прибывший из концлагеря отбрасывает рюкзак и берет винтовку...


Вот тут покрупнее, кибуцная башня кибуца Негба и менора превращающаяся в оливу, как символ возрождения к жизни.


Кибуцники прощаются, и уходят на войну. Сзади дерево с обрубленными ветками, которые ставят на кладбищах как памятник тем, кто погиб молодым


Здесь в нижней части Война за независимость и солдаты у Котеля. Над ними солдаты несут менору, возвращают ее в Иерусалим, это уж Шестидневная война. На самом верху танцующие в честь победы.


Менора, которую несут в Иерусалим как ответ изображению на арке Тита, помните?


Триумфальное шествие римлян, победивших Иудею, разгромивших Еврейский Храм в 70г.н.э.. При этом была вынесена из Храма менора - самый важный еврейский символ. Об этом подробно я писала тут


Менору сзади как бы гладят или поддерживают руки, может быть, Элиягу Анави (пророка Илиягу), который сопровождал еврейский народ во всех его странствиях.


Котель (Западная стена) к камням которого тянется множество рук.


Десантник с тфилином, прижавшийся к камням Котеля.


Царь Давид, играющий на арфе и опирающийся о Котель, и ангел, то ли держащий древко флага, то ли держащийся за Котель.


Там где обе части свитка переходят одна в другую со второй стороны монумента, видны борцы из гетто и гибнущие борцы за создания государства, вместе уходящие в небо.

Так перед нашими глазами разворачивается бесконечная история еврейского народа от жертвоприношения к Храму, от Катастрофы к Котелю, от ужаса уничтожения, который не оплакать слезами, до слез радости от возвращения и возрождения государства.


Недалеко от памятника стоит камень со словами скульптора, которые он захотел оставить около памятника: "Мои слова я отлил в бронзе и вырубил в камне. Они безмолвны, тяжелы и вечны. Натан Рапопрот."

Натан Рапопорт большую часть своей жизни прожил в США, умер в США и похоронен в Израиле, в Петах Тикве. Его работы можно увидеть как в Израиле, так и в США. Я показала только несколько, которые можно посмотреть в Израиле.


Наша группа на фоне монумента "Горящий свиток" слушает экскурсовода Инну Чернявскую, которая и привезла нас к этому замечательному произведению искусства и рассказала о нем.

Этот пост я ставлю в канун поста 10 тевета, Дня всеобщего Кадиша.

В нашем поколении 10-е Тевета получило дополнительное значение. Сразу же после создания государства Израиль Главный раввинат постановил, что этот день будет Днём всеобщего Кадиша — Днём памяти жертв Катастрофы, дата гибели которых неизвестна. Очень многие из шести миллионов евреев погибли жестокой, мучительной смертью, и дата их гибели неизвестна, потому что не осталось свидетелей их смерти. 10-го Тевета зажигают поминальную свечу (нер нешама), произносят Кадиш и учат разделы из Мишны во имя душ этих мучеников.
Рабби Исраэль Меир Лау, в своей книге «Практика иудаизма» пишет, что большая символика заключена в соединении двух этих трагических событий — начало крушения Первого Храма и попыткой полного уничтожения народа Израиля в нашем поколении. Отсюда



Вокруг раскинулись прекрасные иерусалимские горы, создающие прекрасный фон монументу.


Добраться до памятника на машине или автобусе нет так и сложно. Было бы желание. Вот это место на карте

В Лесу праведников есть пешеходные и велосипедные маршруты, можно совместить посещение монумента и прогулок, подробнее тут (иврит)
Есть также места для пикников, карта тут


Из этой экскурсии в Иерусалим я уже рассказывала:
Нитка жемчуга
Маленькая прогулка по Иерусалиму в Суккот

Инфа:
http://www.teva.org.il/?CategoryID=379&ArticleID=1087
http://www1.amalnet.k12.il/sites/Mifgashim/Pages/negba.aspx
https://en.wikipedia.org/wiki/Nathan_Rapoport
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A0%D7%AA%D7%9F_%D7%A8%D7%A4%D7%95%D7%A4%D7%95%D7%A8%D7%98
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%90%D7%A0%D7%93%D7%A8%D7%98%D7%AA_%D7%9E%D7%92%D7%99%D7%9C%D7%AA_%D7%94%D7%90%D7%A9
http://www.haaretz.co.il/gallery/art/.premium-1.2614629

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/
Tags: art, Иерусалим, еврейское, скульптура, экскурсии
Subscribe

Posts from This Journal “еврейское” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →