dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Category:

Синагоги Музея Израиля


Посетив Музей Израиля, чтобы посмотреть замечательные выставки, о которых писала тут, я, естественно, не вышла оттуда с пустыми руками не пофотографировав и основную экспозицию. Часть этой экспозиции "Бульвар синагог". В музее находится 4 синагоги с трех континентов, часть из которых чудом сохранилась. Эти синагоги необыкновенно хороши и заслуживают отдельного рассказа.



"...хотя Я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для них святилищем малым в странах, куда пришли они."
Йехэзкэйл (11-12:16)


Базальтовые галилейские синагоги начала прошлого тысячелетия.

Синагоги встречают нас при входе в музей. Это фрагменты весьма древних синагог Галилеи.
Синагоги существовали и во времена, существовал когда Второй Храм. С разрушением Храма важность синагог возросла, они стали ему заменой, для отправления религиозных церемоний, для молитвы, для обучения и для сбора общины. С 3 по 7вв.н.э. были построены десятки синагог в Эрец-Исраэль, и многие из них в Галилее.
Здесь представлены притолоки и части зданий этих синагог. Большая часть из синагоги в Коразим в Верхней Галилее.
Синагога была полностью построена из местного камня, базальта. Она действовала с 4 по 6в. н.э. Синагога была оформлена изображениями растений и геометрических узоров.


Притолока при входе в синагогу, украшенная изображениями орлов, держащих венок и головой льва.
Восточная Галилея 3-4в.н.э., базальт.

Должна заметить, что базальт - камень очень тяжело обрабатываемый. Но раз он есть под рукой и дешев, то многое в те времена строили из него.


Ракушка с гроздьями винограда, из синагоги в Коразим, 4-6в.н.э., базальт.


Ракушка из синагоги в Коразим, 4-6в.н.э., базальт.


Притолока при входе в синагогу. Коразим, 4-6в.н.э., базальт.


Притолока при входе украшенная менорой и текстом на иврите. Синагога в Набратейн (Верхняя Галилея) , 564г., известняк.Написано: "В честь 494 года после разрушения Храма. Построено в дни Ханина Бен Элазара и Лулиана Бар Юдафни."


Деталь с геометрическим узором. Коразим, 4-6в.н.э., базальт.

Чтобы представить как целиком выглядели галилейские базальтовые синагоги, можно заглянуть в мой пост Удивительная синагога с видом на Кинерет



Прогуляться по "бульвару синагог".

Идея сделать экспозицию целых синагог, а не их фрагментов, это была идея музея. Целые еврейские регионы были полностью уничтожены во время Катастрофы европейского еврейства, были уничтожены не только евреи, но и места их проживания, культурные ценности. Часть синагог превратилась или в руины или в стали использоваться для светских функций. Об использовании синагог не по назначению я рассказывала в посте Из жизни синагог. После Катастрофы у еврейских благотворителей было только одно желание: собирать чудом уцелевшие разрозненные разрозненные фрагменты из мест, где жили евреи, и отправлять это все в Израиль...
В обычно музеях, представляющих иудаику, мы видим лишь фрагменты, кусочки тех мест, где когда-то процветала еврейская жизнь. Максимум на что можно рассчитывать, чтобы представить себе ту же синагогу целиком, это модели, фотографии, чертежи. В данном случае мы можем войти в реальные старинные синагоги. Увидеть их изнутри, представить себе людей, которые в них молились, представить время, в которое они жили, ощутить свою связь с ними...


Синагога из местечка Хорб, Германия

Эта синагога находилась в в небольшом местечке Хорб, около города Бамберг на юге Германии.
Первое упоминание о синагоге в этом месте относится к 1707 году, но точно неизвестно, идет ли речь именно об этой синагоге.. В целом считается, что синагога была построена в начале 18 века и использовался еврейскими общинами местечка и окрестных деревень.
Изначально синагога находилась на втором этаже небольшого деревянного фахверкового дома.
Синагогальный ковчег находился в нише восточной стены, бима находилась в центре комнаты, скамейки стояли вдоль стен. Комнатка рядом с южной стеной использовался как эзрат нашим (женский двор).
Стены и потолок синагоги были отштукатурены и полностью покрыты рисунками и надписями. Только небольшая часть из них сохранилась и они датируются 1735 годом. Росписи сделал известный еврейский художник Элиэзер Зусман, специализировавшийся на росписи синагог, уроженец Галиции.
Элиэзер Зусман приехал в эти края из города Броды, как и другие ортодоксальные евреи Польши и Галиции, многочисленные обитатели этих мест. Элиэзер Зуссман из Брод, сын кантора Шломо Каца, закончил свою работу 6 августа 1735 года, о чем свидетельствует медальон в центральной части восточной стены молельного зала. Примечательно, что мастер упоминает тут имя своей супруги Релы, дочери Йоны. Это предположительно говорит о том, что именно в Хорбе состоялась их свадьба, либо Хорб был ее родным городом. К сожалению, я не сфотографировала это место, но в ближайшее посещение музея найду и добавлю.
В 1864г. синагогу превратили в сеновал и только в 1908г. случайно обнаружилась роспись.
Росписи сохранились благодаря микроклимату, создаваемому хранящейся там сухой травой. В 1909 году пастор Хайнрих Пёльман обнаружил росписи и сделал всё, чтобы спасти этот шедевр от разрушения. Совместно с раввинами А.Экштайном и Э.Готайном они нашли спонсора в лице предпринимателя Макса Гутмана, который выкупил сооружение, оплатил специалистам демонтаж, реставрацию и установку росписи в музее города Бамберг в 1913г..
В 1968г. мэрия Бамберга передала эти артефакты в Музей Израиля.

От синагоги сохранилась не так уж много...

На стенах синагоги, среди растительных мотивов, вы можете увидеть животных, некоторые из них реальные, некоторые мифические.


Здесь слева изображение Иерусалима, справа и сверху корзины с плодами - бикурим, традиционные синагогальные львы трубят в трубы, сверху нарисованы шофары.


Это изображение над синагогальным ковчегом. Вход в Святая святых (קֹדֶשׁ הַקֳּדָשִׁים) как я понимаю.


Этот расписной потолок из Хорба это единственный сохранившийся такого рода потолок в традиции деревянных расписных синагог.

Фрагменты росписи потолка. Посмотрите внимательно, здесь можно увидеть зайцев, птиц, оленя, слона, львов...





Помните, я рассказывала о сгоревших в огне Катастрофы синагогах Галиции? О выставке в Художественном музее Тель-Авива? Там были только черно-белые фотографии росписей этих синагог. Так вот синагога из Хорба дает представление о том, как выглядели те синагоги...


Синагога Кадавумбагам, Кочин, Индия.

Синагога Кадавумбагам была построена в 16 веке (видимо на руинах более ранней синагоги) в еврейском квартале города Кочин в Индии, где как считалось, по традиции была еврейская община, существовавшая 2000 лет. Это была одна из 8 синагог в этом районе.
С 50х годов прошлого века, когда в Израиль переехала большинство евреев из Кочина и часть их поселилось в этом мошаве Нахалим. С тех пор помещение синагоги стало использоваться в качестве мастерской для производства канатов. Здание находилось в аварийном состоянии. В 1991 году Музей Израиля купил внутреннее оформление синагоги и перевез ее в Израиль для реставрации и восстановления. Проект занял около 5 лет.

Красивое резное внутреннее оформление синагоги напоминает оформление синагог и буддийских храмов в окрестностях.



Резной потолок.

Оформление синагоги, и кресло святого Илиягу передано в музей, а синагогальный ковчег в музее из другой синагоги. И это очень красивый синагогальный ковчег. Синагогальный ковчег синагоги Кадавумбагам находится в мошаве Нахалим, вместе с членами еврейской общины.






Балкон для женщин.


Люстра.


Недалеко от синагоги выставлены также и надгробия кочинской еврейской общины.


Синагога Витторио Венето, северная Италия

Эта синагога служила еврейской ашкеназийской общине местечка Витторио Венето около Венеции более 200 лет. Еврейская община существовала там со Средних веков, но в 19 веке евреи переехали в большие города и синагога перестала функционировать к концу Первой мировой войны.
Синагога находилась в небольшом жилом доме, на втором и третьем этаже. Так было принято в те времена, когда права евреев были ограничены и чтобы не привлекать к себе внимание.
Она оформлена в стиле итальянского барокко, похоже на интерьер салона в доме аристократов. Оформление синагоги было закончено в 1700 году.




Место хазана находится напротив синагогального ковчега, скамьи для молящихся находятся вдоль стен.


Эзрат нашим (женский двор) на втором этаже, оттуда виден основной зал синагоги.
Эзрат-нашим этой синагоги напоминает устройство театрального балкона 16-17вв. Но в отличии от театрального балкона, который имел форму подковы, чтобы все могли смотреть на происходящее на сцене, эзрат нашим имеет эллиптическую форму, чтобы было удобно смотреть на происходящее на биме и у синагогального ковчега.


Оформление синагогального ковчега дает нам представление о богатстве общины, хотя это была небольшая синагога принадлежавшая небольшой общине. Те, кто интересуется какими могут быть синагогальные ковчеги, может заглянуть в мой пост "Несколько слов о синагогальном ковчеге".
Внутреннее оформление синагоги перевезено в Израиль в 1965г. отреставрировано и восстановлено полностью. Единственная разница с настоящей синагогой это расположение синагогального ковчега на южной стене, а в настоящей синагоге он находился рядом с восточной стеной, в направлении Иерусалима. Это связано с проблемами со строительством синагоги внутри музея и тем, что в синагоге не молятся.

У еврейских женщин было принято вышивать роскошные изысканные ткани для синагоги. За что получали специальные традиционные благословения в субботы и праздники, что подчеркивало их вклад в оформление синагоги.


Парохет (занавес синагогального ковчега)
Анкона, Италия 1755


Парохет, Венеция, Италия 17 век.


Синагога "Цедек Вешалом" ("Справедливость и мир"), Парамарибо, Суринам.

Эта синагога построена в 1736 году в Парамарибо в столице Суринама (Южная Америка) и принадлежала общине потомков евреев, выходцев из Испании и Португалии

Республика Суринам - тропическая страна, она находится в северной части Южной Америки, севернее Бразилии.
В 1652 англичане прибыли в Суринам и построили поселение, но не знали что делать в этом поселении. Они слышали что в Америке уже есть евреи, которые находятся в Кайенне (сейчас Французская Гвиана ) и в Померуне (сейчас республика Кооперативная республика Гайана) и они умеют получать сахар из сахарного тростника и добывать ваниль в джунглях. Это были евреи Португалии и Испании, бежавшие от преследования инквизиции. Англичане были очень заинтересованы привлечь этих евреев. Евреи из-за боев в Кайенне начали прибывать в Суринам. Аналогичная ситуация была и в Камеруне, и евреи оттуда тоже стали прибывать в Суринам.
Евреи сажали плантации сахарного тростника и основали поселения с танахическими названиями, такие как Беэр-Шева, Дотан, Маханаим, Гошен, Кармель, Хеврон у реки Суринам. Всего 44 танахических названия. Самым важным из поселений, "столицей" было поселение Йоден-саванна ("Еврейская саванна"), которое называли и "Иерусалим на берегу реки".
Евреев было не так много, около 2000 и 60000 работников, большинство из которых были индейцы. Евреи были успешными и богатыми плантаторами и, да, рабовладельцами.
Когда голландцы захватили Суринам в 1666г. , они сказали евреям, что они сохранят их права. Но евреи сказали, что если голландцы не хотят, чтобы евреи покинули Суринам и ушли бы с англичанами, то они хотят еще больше прав. Это было первое место в истории, где не хотели изгонять евреев, а наоборот, хотели бы, чтобы они остались. И голландцы сказали: "Хотите больше прав - получите!"
В чем заключались эти добавочные права?
Евреи могли открывать свои магазины в воскресенье, что с точки зрения заработка было очень желательно.
Освобождение от долгов, которые наложила на них инквизиция.
Еврейские подразделения в армии, в которых осуществлялись еврейские законы.
Еврейские суды, если были проблемы между евреями.
Замечательные условия и поэтому в Суринам стали прибывать евреи из Голландии, также изначально евреи Испании и Португалии, беженцы от инквизиции. Все евреи-сефарды.
В 1735 году была построена синагога для евреев, выходцев из Германии и для евреев, выходцев из Восточной Европы, которых называли "обанкротившиеся". Это были евреи из Восточной Европы, которые прибывали в Амстердам без имущества и были тяжелым бременем на шее амстердамской общины. И община решила дать им денег на то, чтобы они переехали в Суринам.
Не смотря на наличие двух синагог в столице Парамарибо, центр еврейской жизни находился в джунглях, в танахических поселениях.
"Еврейская саванна" была отдаленным голландским колониальным центром до середины 18 века. Затем процветание в джунглях прекратилось, так как в Европе научились делать сахар из свеклы и сахарный тростник перестал быть таким нужным. Многие евреи переставали работать на плантациях и стали перебираться в столицу.
В 1878 эта синагога стала центром еврейской жизни. Вся еврейская жизнь вращалась вокруг этой синагоги: высшее образование, театр, медицина, суд...
Синагога "Цедек Вешалом" изначально стояла в большом дворе. Это было прямоугольное деревянное здание, покрашенное в белый цвет в неоклассическом стиле.




Синагогальный ковчег.

Устройство зала в традиции евреев Испании и Португалии, скамьи для молящихся стоят вдоль стен, и среди них есть скамьи большего размера. Они предназначены для глав общины и для тех, кто жертвует на общину больше. Была также отдельная скамья для представителей правительства, если они приходили в синагогу.



Красивые латунные светильники были сделаны в Голландии, на них написаны фамилии тех, кто оплатил их создание. Это простое симметричное помещение, с белыми стенами, большими окнами, с большим количеством воздуха и света. Пол покрыт песком и тому есть разные объяснения...
Есть те, кто считает, что по испанской традиции молились в тайне от инквизиции и использовали песок, чтобы заглушить любой шум.
Другое объяснение и которому даже есть документальные свидетельства, говорит о том, что какое-то количество песка было привезено из Эрец-Исраэль.
Кроме того, по местной традиции песок упрощал уход за полом в болотистом Суринаме.




Гранаты для украшения свитка Торы, 1653г. Изготовлены в Амстердаме, Голландия.


Гранаты для украшения свитка Торы, начало 18 века. Изготовлены в Амстердаме, Голландия.


Ханукальный подсвечник, 1765г., Голландия.

Из-за сокращения сефардской еврейской общины в 1999 году начался проект по спасению синагоги и перевозке ее в Израиль. Были перевезены синагогальный ковчег, бима, осветительные приборы, серебряные церемониальные предметы, представляющие 400 лет еврейской религиозной практики.
Синагога в музее была открыта в 2008 году и на этом завершился 10летний процесс перевозки интерьера и 2 года акклиматизации к сухому иерусалимскому климату

Интересно, что у общины была очень прочная связь с этой синагогой. Относительно недавно, несколько лет назад, уже когда синагога находилась в музее, глава сефардской общины Суринама решил праздновать свое 60летие заключения брака именно в этой синагоге, где этот брак был заключен. Пара решившая сыграть свадьбу еще раз и вместе с ними другие евреи Суринама прилетели в Израиль и сыграли свадьбу в музее, так как не могли расстаться с синагогой, которую так любили.

Рассказ об еврейской общине Суринама и этой синагоге (иврит). Часть этого рассказа я использовала в этом посте.




Инфа
http://www.imjnet.org.il/popup?c0=14004
http://www.imj.org.il/imagine/galleries/viewItem2H.asp?case=32&rm=&itemNum=199707%20%20%20%20
http://www.bac.org.il/society/article/vyhay-avr
http://www.jpost.com/Jewish-World/Jewish-Features/The-Synagogue-Route-A-Jewish-time-machine
http://www.ehemalige-synagoge-rexingen.de/en/jewish-prayer-room/history-of-the-community
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%94%D7%93%D7%95%D7%AA_%D7%A7%D7%95%D7%A6%27%D7%99%D7%9F
http://www.imj.org.il/imagine/galleries/viewItem2H.asp?case=30&rm=&itemNum=200184%20%20%20%20
http://www.imjnet.org.il/page_2220
http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=5249

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/
Tags: Иерусалим, еврейское, музей, синагога
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →