dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Еврейская свадьба (часть вторая)

Hatuna-Collage5-a
Во что принарядиться? * Свадьба в кибуце * Каких только свадеб не бывает... * Как это делается у адморов * Лав-стори * Мечта стать невестой * Развод



Часть первая


Во что принарядиться?

Разнообразие еврейской свадебной одежды объясняется просто: сколько общин, столько и традиций. Не говоря уже о том, что с кем поведешься, так тебе и надо живя среди других народов евреи заимствовали какие-то элементы чужой культуры.

IMGP7577a-a
Одежда жениха, Бухара, Узбекистан, коенц 19 - нач. 20 века.
Бархат, вышивка золотыми, серебрянными и шелковыми нитками.
Музей Израиля, Иерусалим.

IMGP7581a-a
Платье невесты, Сараево, Босния, 1855г. шелк, вышивка позолоченными металлическими нитями.
Музей Израиля, Иерусалим.

IMGP7584a-a
Марокко, "Большое платье" (El-Keswa El-Kbira, барбариска), платье невесты.
Конец 19 - начало 20 века.
Это роскошно одеяние попало в Марокко с испанскими евреями, которые поселились на севере страны. Женщины использовали такие платья на свадьбу и после нее в праздники.
Музей Израиля, Иерусалим.

IMGP8003a-a
Драгоценности еврейской невесты из Йемена, 30е годы 20 века. Наряд покрывают ее с ног до головы. Очень красивые филигранные украшения из серебра и серебра с позолотой, которыми были известны евреи-ювелиры Йемена. На миниатюрных рисунках, которые украшают бусины и талисманы символы счастья и плодородия.
Музей Израиля, Иерусалим.
И в наше время выходцы из Йемена наряжают своих невест в аналогичные наряды.

IMGP7571a-a
Фата. Кучин, Индия, 20 век. Шелк, вышивка металлической нитью.
Во время церемонии свадьбы невеста сидела в синагоге около синагогального ковчега и верхняя часть ее тела была закрыта фатой, подвешенной с потолка, и видна была только ее красиво вышитая юбка. После свадьбы эту юбку клали на гроб или некоторые жертвовали ее в синагогу, где использовали для центральной части прухи (занавеса) синагогального ковчега. Таким образом личная вещь невесты превращалась в вещь, которой пользовалась вся община.
Музей Израиля, Иерусалим.

IMGP7598a-a
Пруха из юбки.
Музей Израиля, Иерусалим.

IMGP7522a-a
Свадебное платье, вышивка серебрянной позолоченной нитью по шелку. Багдад, конец 19в. Музей Израиля.
Подарок М. Габай (Лондон) в память покойного раввина мужа А.Б. Габая.
Бабуша раввина одела это платье впервые на свою свадьбу в Багдаде, в конце 19в.. В начале 20в. семья эммигрировала в Лондон и взяла с собой это дорогое платье. Когда женился раввин А.Б. Габай, платье было передано его невесте и она одевала его в Неделю семи благословений, которая начинается сразу после свадьбы в 1965г.

IMGP7989a-a
Наряд невесты в европейском стиле.
Платье Иерусалим, начало 20 века, шелк, кружева
Фата Италия, середина 19 века, кружева
Венок, Европа, начало 20 века, воск
Белые платья, принятые сейчас во всем мире для невест - это признак модернизма и источник их в Европе в христианской церкви. Белые платья появились у евреев в начале 19 века, с усилением европейского влияния, которое распространяло представление о невесте как символе чистоты и вытеснило разноцветные платья, которые были приняты до этого.
Музей Израиля, Иерусалим.

IMGP7992a-a
Знакомо выглядит, да? В таком не стыдно прийти на свадьбу.
Праздничный костюм хасида, Иерусалим, вторая половина 20 века. Музей Израиля, Иерусалим.

IMGP7628a-a
Набор по уходу за волосами для невесты. Серебро, Триполи, Ливия, середина 20 века.
Музей Израиля, Иерусалим.
Привести в порядок волосы, что может быть важнее перед свадьбой?

IMGP7630a-a
Носки для жениха и невесты, Центральная Азия, первая половина 20 века. связано из шерсти и хлопка.
Музей Израиля, Иерусалим.


Свадебные изображения, их у меня немного.

IMGP4420a-a
Женихи и невесты, конец 19-начале 20 века, Иерусалим.
Выставка в иерусалимском музее "Двор старого ишува" "Бесиман тов" - о традициях еврейского бракосочетания в Старом городе (Иерусалим) в конце 19-начале 20 века.
Музей "Двор старого ишува" и подробнее о выставке


Деревенская свадьба, начало 20х годов прошлого века. Обратите внимание - какие все серьезные, кроме одного... Может так было принято? или групповая фотография в деревне была редкостью и относились к этому со всей серьезностью?
Менахемия (מנחמיה)- деревня на границе с Иорданией, в Иорданской долине, далеко от центра страны, в забытом всеми месте... Это было первое еврейское поселение в тех местах, основанное в 1901 году.

IMGP9317a-a
Моше Мокади "Невеста и ее отец", 1925. Художественный музей, Тель-Авив.
Кстати, на невесте красное платье. Не знаю, это художественный прием или же реальное платье.


"Свадьба", 1947г. "Люди Кинерета" фотографом Нафтали Опенгайм.

IMGP9166a-a
"Свадьба в Катскиле" 1968-1978, Ефим Б. Ладиженский (1911-1981)
Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Ход.


Свадьба в кибуце

Свадьба в кибуцах в прошлом была большим событием и настоящим фестивалем, в котором участвовало много пар. Свадьба одной пары была редкостью, если, вообще, случалась. Средняя кибуцная свадьба могла быть свадьбой от 2-3 а то и 4-5 пар, и также включала празднование серебряных и золотых свадеб вместе. Пик был в кибуце Эйн-Ахореш, в котором была общая свадьба семи невест и семи женихов.
Обычно свадьбы праздновались два раза в год, весенняя свадьба и летняя свадьба. Весь год работала комиссия с парами, собиравшимися поженится, искала подходящие даты, количество посторонних гостей, не кибуцников, меню, программу.
Массовая свадьба устраивалась по экономическим и логистическим причинам: дешевизна и простота организовать такое мероприятие. Хотелось сэкономить хотя бы на подвозке на автобусах из центра на периферию за счет кибуца и не устраивать такое 4-5 раз в год.
Свадьбы в духе кибуцного "все вместе" была мероприятием для всего кибуцного хозяйства: секретарь кибуца благословлял и целовал невесту от имени всего кибуца. Все кибуцники приняли участие в подготовке программы вечера (танцы, стихи, оформление, поздравления и пр.), в приготовлении угощения (пироги домашнего приготовления в дополнении к угощению с кибуцной кухни).

IMGP6406b-a
Фотография, изображающей кибуцную хупу в кибуцае Эйн-Геди у водопада речки Давид, в заповеднике Эйн-Геди. Мы все этот водопад знаем.
Кибуц Эйн-Геди, 50-60е годы

Тот же кибуц и свадебные фотографии кибуцников.
IMGP6409a-a

IMGP6406c-a

IMGP6406d-a

У каждого кибуца была своя церемония, включавшая постоянные предметы: тексты поздравлений, кибуцные дети с определенной песней-приветствием, разукрашенные ворота и пары проходят под ними на сцену, танцы... Религиозная церемония проводился отдельно, не в кибуце, из-за принципиального противостояния религиозному принуждению.
Свадьбы праздновались на большом газоне, или в поле пшеницы или около кибуцного бассейна, в каждом кибуце по-разному.
С течением времени появилась скрытая конкуренция между парами, как появиться к месту празднования свадьбы, кто сможет удивить самым необычным образом. Все ради того, чтобы заслужить аплодисменты и остаться в коллективной кибуцной памяти.
Среди классических примеров: приезд пары на телеге, запряженной лошадью или ослом; на ковше трактора, как фараон на носилках, которые несли обнаженные "рабы"; на лодке по кибуцному бассейну; на специальной косилке и пр...


А это - праздничные субботние ботинки, которые выдавались кибуцникам раз в пять (!) лет. И если у кого, например, свадьба, а ботинки уже старые, то сложными путями надо было с кем-то обмениваться, чтобы на свадьбе обувь выглядела поновей.
Кибуц Аелет Ашахар 30-50е годы 20 века.

Когда пара объявляла о намерении стать семьей, но еще не состоялась свадьба, она обращалась в жилищную комиссию и просила переехать в семейную комнату, так как до этого они жили там, где жила кибуцная молодежь.
В годы, когда жилья не хватало, было принято подселять третьего человека в семейную комнату к паре, что доставляло паре немало неудобства, сами можете себе представить.

Рассказ от yulen_ka о киббуцных свадьбах:
Наши друзья Шалом и Лейка из киббуца Дан рассказывали, как они поженились. Они были основателями киббуца, членами а-Шомер а-цаир, отринувшими религиозные обряды и все, с этим связанное. Поэтому просто стали жить вместе (это были сороковые годы, после войны и еще до основания государства), у них родился старший сын. Как-то когда Лейка кормила ребенка, вошел Шалом и сказал, что в киббуц пришел раввин из Цфата и предлагает устроить хупу для всех желающих (последователи рава Кука не считали тогда халуцим вероотступниками и пытались мягко вернуть их хоть к каким-то традициям. А те - выходцы из традиционных семей, хоть и взбунтовались против всего, что считали косностью, но особенно после Катастрофы, когда узнали об уничтожении своих семей и всего мира местечек, относились ко всему еврейскому уже по-другому)
- Давай сделаем хупу, - предложил Шалом, - докорми и пойдем.
Вот так они и поженились, а вместе с ними и еще несколько молодых пар, до этого просто живших вместе.

В наше время свадьба в кибуце частное событие, справляемые в свадебных залах не в кибуце, куда приглашают только самых близких друзей и родственников жениха и невесты и их родителей. В кибуцном журнале появляется общее поздравление от всех членов кибуца.

И тем неменее, празднование Ту Беав, как дня любви, можно до сих пор встретить в некоторых кибуцах. Например, в кибуце Сарид в Ту Беав под знаком "кибуц женится по кибуцной традиции Сарида". В это день вместе праздновали день свадьбы 28 кибуцных пар, они праздновали круглую дату, начиная с пары, которая праздновала 5 лет, и пара которая праздновала 70 лет.


Каких только свадеб не бывает...

IMGP5532a-a
Аллегорическая свадьба, эскиз ковра для Давида и Фрумы Вольфсон, триптих. Музей Израиля, Иерусалим.
Этот эскиз создал в Иерусалиме художник Эфраим Моше Лилиен, который считается одним из основоположников сионистского искусства в начале 20 века. Он был одним из основателей академии Бецалель в 1906г., где и был преподавателем.
Этот эскиз был сделан к 25летней годовщине брака председателя сионистского конгресса и наследника Герцля Давида Вольфсона.
С двух сторон показан галут, с образом пророка Ирмиягу, говорящем о разрушении Храма и началом Вавилонского пленения. В центре видим жениха и невесту как королевскую пару, он - смесь образов Теодора Герцля и самого Давида Вольфсона в стиле вавилонских одномерных изображений, она - образ "дочери Израиля". Брачная церемония символизирует объединение сионизма и народа Израиля, прямую связь между свободным народом Израиля на древнем Востоке и сионистским возрождением в настоящем.
Открытия древних источников культуры во время археологических раскопок в Египте и в Странах плодородного полумесяца очень интересовали разные круги в Европе в начале 20 века. Лилиен хотел им напомнить, что евреи отталкиваемые в Европе из-за их отличий, настоящие наследники древней восточной культуры. Королевская пара и их свита воссоединяются в аристократическом появлением, гордая и полная чувства собственного достоинства, как отражение обратной картины образу галутного еврея, униженного морально и физически.


IMGP9182a-a
Макет декорации к спектаклю "Дибук" художника Натана Альтмана.
Надпись קול ששון וקול שמחה קול חתן וקול כלה
Песня, которая обычно исполняется на свадьбах.
Выставка Еврейские мастера

IMGP2811a-a
Первая мировая война, 1917 год, 39-й батальон.
Свадьба на английской военной базе Сарафард (Sarafand), ныне всем известная база АОИ Црифин.
Музей Еврейских легионов, мошав Авихайл.


Вторая мировая война

Свадьба в концлагере.

Йосеф Бау - человек из фильма "Список Шиндлера" С. Спилберга, чья свадьба показана в фильме. На самом деле, история свадьбы Йосефа и Ривки Бау в концлагере была совсем не такая. Все было гораздо страшнее.
Ривка и Йосеф познакомились в концлагере Плашов, где мужчин и женщин держали отдельно, им было запрещено не то что прикасаться друг к другу, разговаривать с друг с другом. Все каралось смертной казнью на месте. Благодаря тому, что Йосеф работал при лагерной канцелярии, у него было больше возможностей ходить по территории. И однажды, ожидая солнца для копирования чертежа, он увидел Ривку. Весь их "роман" проходил в концлагере и они рисковали каждую минуту, находясь вместе. В какой-то момент они решили сыграть свадьбу...
Свадьба проходила в женском бараке, куда Йосеф пробрался, переодевшись женщиной. Разница между заключенными, мужчинами и женщинами была только в головном уборе. У мужчин была полосатая шапка на бритой голове, а у женщин белый платок на бритой голове. Йосеф всегда носил в кармане белый платок, который был его входным билетом в женскую часть лагеря.
Если бы его там поймали, его бы сразу убили. В отличие от героев картины С. Спилберга, у Йосефа и Ривки не было хупы, не было гостей, не было салата с майонезом и не было даже электрической лампочки, которую вместо стакана жених по традиции разбивает в фильме Спильберга. Благословение прочитала мать Йосефа.


Так как Йосеф был художником, то он сам и изобразил свою свадьбу.

Были чудом сделанные кольца из чудом добытой Йосефом серебряной ложки. Он выменял ее на хлеб. Хлебом, который он не ел несколько дней, он заплатил за изготовление колец.
В то время, когда Йосеф находился в женском бараке, туда пришли с проверкой надзиратели, и подруги Ривки просто закрыли его своими телами и всякими тряпками, которые валялись на нарах. Йосеф обязан был вернутся в мужской барак к поверке, иначе не обнаружив его на поверке, его бы убили. Время было позднее и ворота к мужскому бараку были закрыты.
Между бараками были заграждения из колючей проволоки под током. Йосеф, попрощавшись с жизнью и молодой женой просто бросился на проволоку, на которой умерло уже много людей. Позже, вспоминая этот момент, шутил: "Если бы меня ударило током и я бы погиб, утром все мужчины завидовали бы мне, увидев, как я повис на заборе с женской стороны".
Но ему удалось вернуться в барак, только порвав лагерные штаны. А поверку в этот день отменили. Как говорится, жизнь его была полна чудес.
Свадьба, которая состоялась в концлагере, была символом для всех, там бывших, что у жизни есть продолжение...
Из моего поста "Главный художник" Мосада


IMGP3103a-a
1946 год, Голландия, солдат еврейской бригады женится на девушке из местной еврейской общины.
Музей Еврейских легионов, мошав Авихайл.

Из ада в райский сад
В 1945 году после окончания Второй мировой войны по Европе скитались сотни тысяч спасшихся в Катастрофе, которые жили в лагерях для перемещенных лиц, в основном в Германии, Австрии и Италии, потому что британцы не разрешали кораблям с евреями добраться до Эрец-Исраэль. Всех их считали незаконными эммигрантами.
Несколько сотен из спасшихся в Катастрофе добрались до самой южной части Италии, до небольшого местечка Leuca. Они проводили время за изучением иврита, и в демонстрациях против Британского мандата.
В течении трех лет жизни в Leuca поженились 350 пар. Перед свадьбой одна из местных женщин дала свое свадебное платье одной из будущих невест и отказалась забрать обратно. После этого в этом самом платье выходили замуж многие из невест.


Некоторым удалось постоять под хупой и в советское время...

Честно говоря, мне сложно это представить. Наверно, потому что я происхожу из семьи, которая потеряла связь с еврейской традицией 3 поколения назад. Но были люди, которые эту связь не теряли. К сожалению, их было немного.

Из воспоминаний yulen_ka:

1947 год.
Во время хупы маме было очень весело, особенно когда ее водили вокруг папы. После обряда рав Лубанов сказал, что молодой муж обязан заботиться о жене, обеспечивать ее всем необходимым и водить в театр. На маму это произвело огромное впечатление, особенно потому, что накануне папа пригласил ее на оперетту «Нищий студент», что вполне соответствовало реальному положению дел. И конечно, была у них и веселая свадьба со множеством гостей.
Продолжение тут


1968 год.
Первая фотография - мы под хупой: слева главный раввин Ленинграда рав Лубанов (тот самый, который в 47-ом году сочетал браком моих родителей), справа кусок меня, в центре Владик (Хаим-Зеэв (Владимир) Могилевер, Узник Сиона).
Вторая фотография - после хупы: я, кусок Владика и мой папа.
фото1

фото2

А так выглядит наша кетуба (брачный договор). Это стандартный бланк, напечатанный фотоспособом (на фотобумаге) в синагоге, куда от руки вписывалось то, что нужно. Внизу подписи свидетелей.
кетуба
А хупа у нас была - бабушкина шикарная вышитая бархатная скатерть...
Продолжение тут


Ктуба советских времен должна быть выставлена в музее вместе с древними брачными договорами, я считаю.


Как это делается у адморов.

За неделю до экскурсии в синагогу белзских хасидов была свадьба третьего внука Белзкого адмора. Такие свадьбы - огромное событие для общины, ведь община ощущает себя одной семьей.

На домах висят праздничные плакаты к свадьбе, и проезжая по Кирьят Белз вам сразу становится понятно, что у них праздник.
Для того, чтобы принять всех желающих поздравить адмора и присутствовать на свадьбе построили специальный зал снаружи синагоги, которое сейчас разбирают.
Как раз из-за этого мне не удалось сфотографировать парадный вход в синагогу.


Видите грузовик внутри зала? Как раз показывает его размер.

12 тысяч мужчин участвовало в свадебной церемонии и находилось в этом временном зале. Женщины были в соседней большой синагоге гурских хасидов. На площади перед въездом в район Бельзких хасидов была поставлена хупа. В церемонии на улице участвовало приблизительно 30 тысяч человек.


Проезд был перекрыт, в Иерусалиме было изменено движение всего транспорта из-за этой свадьбы. Все ехали в объезд.
Подробнее об общине белзских хасидов можно почитать тут


Лав-стори

Настоящая лав-стори.
Это фрагмент из биографии одного еврейского солдата времен Первой мировой войны.
Он родился в Бучаче (тогда Польша, Галиция, теперь Украина). Его призвали в Австро-Венгерскую армию в 1916 году. В армии он сохранял бескомпромиссную верность иудаизму. Он ел только то что можно и не ел, то что запрещает Галаха. В течении службы в армии он постился два дня в неделю и не ел хлеб, который получали солдаты, чтобы есть его в субботнюю трапезу.
В течении войны его воинское подразделение прибыло в город Лемберг (Львов) в Польше.
Евреи города слышали что в воинском подразделении, пришедшем в город, есть солдаты-евреи и они приготовили огромное количество кашерной еды для солдат. Одна семья послала свою дочь с кашерной едой и она встретила нашего героя. Подразделение простояло в городе какое-то время и девушка продолжила приносить своему знакомому солдату кашерную еду и связь между ними стала на столько серьезной, что они решили обручиться. Но война еще не кончилась и через какое-то время воинская часть продолжила свой путь и покинула Лемберг.
Война закончилась в 1917 году и наш герой обнаружил себя на севере Италии. Когда он туда попал, то понял, что это место ему подходит и нет смысла возвращаться в Бучач в Польшу, так как экономическая ситуация была плохая. Естественно, он не забыл девушку из Лемберга, и написал ей письмо в котором написал, что они не обязаны друг другу ничем, но если она захочешь, приехать, он будет рад предложить ей сочетаться браком. И поэтому она оставила все и приехала в Триест.


IMGP2031a-a
Замечательная неизвестная пара, фотография явно из 50х. Многие дамы скажут ми-ми-ми и будут правы.
Центр истории и культуры евреев Курдистана "Очарование курдской деревни"


Сарона, съемка лав-стори.
Обратите внимание, эта пара в той же позе, что и первая.

IMGP1095a-a
Речка Яркон, съемка лав-стори


Мечта стать невестой.

Эта мечта посещает многих девочек в определенном возрасте. Правда, в наше время она быстро проходит. Но все-таки иногда можно нарядиться невестой, не будучи ей реально. Например, на Пурим.
Интересно, что костюм невесты распространен в детских пуримальных костюмах религиозной публики, а светские его практически не используют.
Вот пару фотографий с Пурима в Бней-Браке.


Невеста в сопровождении полицейского, видимо, чтобы не украли. Но какая-то она нерадостная.


А эта красотка очень вошла в роль.

В сказках принято все заканчивать счастливой свадьбой, хотя в жизни свадьбой как раз начинается жизнь новой семьи...

IMGP2038a-a
На этом замечательном коллаже из фотографий стоит дата 9 августа 2007. Здесь видна фотография молодой пары после свадьбы в 1945 году и их же фотография через 62 года после предыдущей. Здесь мы видим большую семью Менахем из мошава Ярдена в Долине источников.
Вот это, я считаю, хороший результат свадьбы.


Развод

Если говорить о свадьбе, то как не сказать пару слов о разводе? Особенно в наше время, когда процент разводов большой...

По законам иудаизма развод происходит тогда, когда муж дает жене Документ о разводе (гет).
IMGP7655a-a
Документ о разводе (гет), Восточная Европа, 1874-1875г., чернила, бумага.
Музей Израиля, Иерусалим.

IMGP7651a-a
Ктуба разрезанная в середине вследствие развода. Рим, Италия, 1857 год. Пергамент, темпера, акварель, чернила, рукописная.
Жених: благородный джентльмен Даниэль Йосеф сын Йегуды Бенолиэля. Невеста Оро, называемая Баулиса дочь Моше Бензонаана.
Музей Израиля, Иерусалим.


IMGP7659a-a
Специальный сандаль для обряда "халица"(снимания) связанный с левиратным браком. Музей Израиля, Иерусалим.
Левиратным брак - это предписанный ТаНаХом брачный союз между бездетной вдовой и братом ее покойного мужа. Халица - обряд, освобождающий от необходимости заключать этот брак.
Главная часть обряда халицы — разувание вдовой отказывающегося взять ее в жены деверя — рассматривается как унизительное для последнего следствие его отказа.
Как должен быть изготовлен специальный сандаль точно установлено Галахой.
Обряд халицы проводится специальным религиозным судом, состоящим из трех раввинов и еще двух лиц, часто даже не сведущих в законе.
Следуя традиции, председательствующий раввин задает деверю формальный вопрос: избирает ли он левиратный брак или халицу, — и тот подтверждает выбор халицы. Опершись спиной о стену деверь выставляет вперед правую ногу в зашнурованной сандалии; вдова, вдова нагибается, правой рукой развязывает ремешки его сандалии, снимает и отбрасывает ее через плечо, плюет перед ним на пол и произносит на иврите: «Так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему, и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого».
После обряда вдова получает документ, разрешающий ей «вступать в брак, с кем пожелает».
Музей Израиля, Иерусалим.
Подробно тут



Инфа:
http://www.imj.org.il/Stieglitz/resultsH.asp?cat=2
http://www.imj.org.il/imagine/collections/itemH.asp?itemNum=247320
http://www.nostal.co.il/Site.asp?table=Terms&option=single&serial=1388&subject=%F0%E5%F1%E8%EC%E2%E9%E4%20%E1%F7%E9%E1%E5%F5&portal=%E1%F7%E9%E1%E5%F5
http://www.nostal.co.il/Site.asp?table=Terms&option=single&serial=1551&subject=%F0%E5%F1%E8%EC%E2%E9%E4%20%E1%F7%E9%E1%E5%F5&portal=%E1%F7%E9%E1%E5%F5
http://www.machonkorot.co.il/228989/%D7%97%D7%AA%D7%95%D7%A0%D7%94-%D7%99%D7%94%D7%95%D7%93%D7%99%D7%AA-%D7%91%D7%A6%D7%9C-%D7%9E%D7%9C%D7%97%D7%9E%D7%AA-%D7%94%D7%A2%D7%95%D7%9C%D7%9D-%D7%94%D7%A8%D7%90%D7%A9%D7%95%D7%A0%D7%94
http://www.bhol.co.il/97935/%D7%94%D7%9B%D7%9C%D7%94-%D7%93%D7%A8%D7%A9%D7%94-%D7%94%D7%92%D7%93%D7%9C%D7%AA-%D7%9B%D7%AA%D7%95%D7%91%D7%94-%D7%95%D7%94%D7%97%D7%AA%D7%9F-%D7%91%D7%A8%D7%97.html
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%98%22%D7%95_%D7%91%D7%90%D7%91_(%D7%9E%D7%95%D7%A2%D7%93)
http://www.imj.org.il/imagine/galleries/viewItemH.asp?case=19&itemNum=298075

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/
Tags: еврейское, музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments