dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

"Жили-были..."

Agaf-Hanoar-collage-a
1800 рисунков еврейских детей созданных в Германии с 1938 по 1941г. чудом дошли до нас и стали памятью этим детям, большинство из которых погибли в Катастрофе, и их учителю, художнику Юло Левину, научившему их рисовать и собравшему эти рисунки как документы своего времени.
На выставке ""Жили-были" - рисунки еврейских детей Германии накануне Второй мировой войны" в Детском отделе Хайфского художественного музея представлены 50 рисунков, выбранных из большого собрания-наследия Юло Левина. Левин собирал работы своих учеников, когда работал в еврейских школах в Дюссельдорфе (1936-1938) и в Берлине (1938-1941) и хранил их дома до своей депортации в Освенцим. Друзья Юло сохранили эти рисунки и благодаря этому они дошли до нас...



IMGP7779a-a

Дети были первыми, кто почувствовал на себе изменения в общественном климате после прихода нацистов к власти.В 1933 был принят т.н. "Gesetz gegen die Überfüllung der deutschen Schulen und Hochschulen" (Закон против переполнения немецких школ и высших школ), который ограничил количество еврейских детей в учебных заведениях. Уроки по изучению разницы между расами, введенные в школах, порождали соответствующее отношение к еврейским детям со стороны остальных детей, которые еще недавно были их друзьями.

IMGP7854a-a

Вопрос обучения детей в школах очень волновал еврейские общины Германии. Были открыты еврейские школы. В Дюссельдорфе в 1935г., в соседнем здании с синагогой на Кайзерштрассе. Количество учеников в школе росло пропорционально с увеличением преследований евреев.

IMGP7849a-a
Синагога, 20е годы 20 века.

Директором школы был выбран д-р Курт Герц (Kurt Herz), сторонник современного, на тот момент, воспитания. Он собрал прекрасный коллектив учителей-евреев, которым было запрещено работать в общей образовательной системе Германии. В школе были учителя и ученики самых разных религиозных течений и социальных слоев общества.

IMGP7753a-a

Школа была очень неоднородной: дети из более бедных семей учились вместе с детьми из состоятельных семей; религиозно образованные студенты учились со светскими учениками в одном классе; сыновья и дочери из ассимилированных немецко-еврейских домов посещали школу вместе с детьми, чьи предки из Восточной Европы были религиозными. Общее для них было то, что их родители были изгнаны из немецкого общества, которое позиционировало себя как "национальное общество". Представители "чужой расы" были дискриминированы, ограблены и изгнаны, их оскорбляли и позже убили.
Отношения учеников и учителей были очень дружескими и доверительными. Школа была еще и для детей спасительным убежищем от напряжения, царящего в обществе.

IMGP7752a-a
"Бассейн и песочница", Дюссельдорф 1936г.

Герц создал еврейскую школу, а не школу для детей-евреев. Он понимал, что в сложившейся ситуации нет смысла готовить учеников для будущей карьеры и вхождение в общество. Целью школы было дать детям ремесленные специальности и подготовить их к алие в Эрец-Исраэль, научить их языкам, ТаНаХу, истории и географии Эрец-Исраэль.
По словам Курта Герца, школа должна быть "в прямом смысле слова общинной школой" и "прежде всего образовательным сообществом". По словам Герца, учителя должны быть "друзьями и советниками для детей одновременно и показать им путь в жизни". Они отвечали за укрепление еврейской идентичности детей и в то же время готовили их к трудностям, которые повлечет за собой эмиграция. Таким образом, одной из целей образования было показывать детям реальную картину происходящего вокруг на фоне усиливающейся антисемитской политики нацистов. Учителя также дали возможность гармоничному развитию детей.

IMGP7855a-a
Дюссельдорф, 30е годы 20 века.

Школа и синагога были разрушены в "Хрустальную ночь" в ноябре 1938г. После этого школа работала в другом помещении, с еще большими трудностями, до полного закрытия еврейских школ в Германии в 1942г.

Одним из учителей, работавших в этой школе был художник Юло (Юлиус) Левин - Julo (Julius) Levin.

IMGP7819b-a
Он был одним из художников так называемого "забытого поколения". Художники, которые, несмотря на свои художественные качества и таланты, были забыты и после 1945 года.

Юло родился в еврейской семье в городе Штеттин на северо-востоке Германии (сейчас это Польша) в 1901г.. С самого детства Юло интересовался живописью и собирал обертки для шоколадок. К 6и годам его коллекция насчитывала уже 3 тысячи экземпляров.

Художественный талант Юло был заметен рано. Однако семья хотела, чтобы он стал торговцем, а искусством смог заниматься только в свободное время. Днем он обучался премудростям бизнеса, а вечером учился в Художественной академии. В 1926 г. он окончил академию, а в 1931 г. получил первый заказ в Дюссельдорфе.

IMGP7822a-a
"Автопортрет в студии" Юло Левин, 1927г.

Он был многообещающим художником, но его карьера была прервана приходом к власти Гитлера. Его преследовали как еврея и как политического противника властей. Ему и его друзьям запретили не только выставляться, но и даже рисовать в его студии. Многие художники, не поддерживавшие нацистов, были причислены к коммунистам или к создателям «дегенеративного» искусства.

"Портрет артиста Эрнста Дойча" Юло Левин
Julo Levin Portrait Ernst Deutsch.jpg
Von Julo Levin - http://www.artnet.de/k%C3%BCnstler/julo-levin/auktionsresultate, Gemeinfrei, Link</p>

Большинство его друзей характеризовали Юло Левина как довольно застенчивого и сдержанного человека.
Несмотря на то, что он не имел много общего с иудаизмом и еврейством, еще до 1933 года он более или менее участвовал в жизни еврейской общины Дюссельдорфа.

В июне 1933 года Левин был арестован по политическим мотивам, вызванный его близостью и симпатией левым оппозиционным деятелям и компартии Германии. Из-за его еврейского происхождения ему было отказано в членстве в Рейхской палате культуры и, следовательно, в дальнейшей профессиональной практике.

Поскольку ему официально не разрешалось рисовать, и он не мог продать свои работы, Левин выучился на столяра. Обучение проводилось тайно мастером-столяром. Левин считал, что в качестве квалифицированного рабочего ему лучше удастся справится с предстоящими экономическими трудностями и усилением социальной изоляции. Он, конечно, знал об опасности, которая угрожала ему как еврею и коммунисту от национал-социалистов.
Левин советовал многим эмигрировать из Германии, но сам выбрал остаться вместо того, что бы уехать или прятаться. Для него эмиграция никогда не рассматривалась как выход. Он хотел остаться на своей родине, даже если некоторые друзья и даже его сестра Эльза покинули страну. Он не хотел подвергать опасности других людей, которые бы помогали ему уехать из Германии. Ему было тяжело представить себе, что его друзья будут рисковать жизнью, чтобы спасти его.

С 1936 года Левин начал работать как учитель рисования в еврейской школе в Дюссельдорфе. Так как у него не было педагогического образования, он обратился за помощью к своему близкому другу Францу Монжау, который как раз специализировался на преподавании искусства.

IMGP7811a-a
Детские работы на тему универсального гуманизма.

Жена Франца Монжау, Мике в своих воспоминаниях описывала, как эти два художника возвращались к жизни, когда смотрели на детские рисунки, разложенные по всей однокомнотной квартире Монжау.
Левин был идеальным учителем, он умел зажечь своих учеников своим энтузиазмом и мог поддержать их творческие поиски.

IMGP7744a-a
Городские пейзажи.

Тематика детских работ разнообразна: истории из ТаНаХа, эмиграция, еврейские праздники, портреты, семейные радости, городские пейзажи...
Рисование давало детям возможность для внутреннего освобождения.

IMGP7732a-a
"Трубление в шофар", Элен Валах, 4 класс. 1937г.

В ноябре 1937 года Левин прочитал лекцию о своих педагогических идеях, о которых сообщалось в бюллетене еврейского сообщества:"У ребенка есть своя внутренняя жизнь, которую он выражает по-своему, он видит мир другими глазами, не как взрослый... Взрослый не навязывает свое мировоззрение ребенку, педагог может в лучшем случае помочь ему найти свои средства выражения. Через живопись и рисунок ребенок становится внутренне свободным, и художественное творчество часто является единственным способом выражения, когда ему не доступны в другие возможности."

IMGP7839a-a
"Ковбой" Гельмут Кан, 1937г.

В 1939 году Юло перебрался в Берлин.

IMGP7764a-a
"Исход из Египта", Маргот Коэн, 1937г.

Любой, кто ищет террор, угрозы и преследования на детских работах, не найдет их. Безусловно, это заслуга учителя. Юло Левин помог детям жить и дышать даже в той чудовищной реальности.

IMGP7784a-a
"Переход через Красное море", Инга Йорден, 1937г.

IMGP7794a-a
"Мордехай садится на лошадь", Роза Бирнбах (1926-1942), без даты.

Левин находил путь к детским душам, страдавшим еще сильнее от ужаса ситуации. Рисунки говорят о внутренней свободе, которую учителя и ученики находили несмотря на усиление преследования евреев.
Большинство из учеников Юло погибло во время Катастрофы.

IMGP7851a-a
"Еврейский ребенок", Тамара Глазер

Вместе со своим другом Карлом Лаутербахом (Carl Lauterbach) Юло интересовался вопросами психологии творчества. Детские рисунки давали им много пищи для размышлений. Эта тема давала им некоторую надежду на фоне депрессии и страха в котором они жили в те годы.

IMGP7737a-a
"Аман на виселице", Еуген Валах, без даты.

IMGP7739a-a
Курт-Найнц Элиас, 7 класс.

В Берлине Левин также вел уроки рисования в 4х школах до их закрытия. С 1942 года Левин работал разнорабочим как член еврейской общины Берлина. СС использовали евреев для самой грязной и тяжелой работы. Когда Левин работал в берлинском грузовом депо, он вычищал грузовые поезда, которые возвращались из Освенцима, куда постоянно увозили евреев. Его заставляли очищать их от крови и экскрементов. В канун нового, 1942 года Юло под впечатлением этих ужасных событий сделал гравюру на дереве, названную «Телега, катящаяся под откос».
Мать Юло, которая жила вместе с ним в Берлине, была отправлена в 1942 году в концлагерь Терезиенштадт, где и погибла.

В эти годы ему помогала Мике Монжау, давая ему возможность ежедневно выживать.

17 мая 1943 года Левин был также депортирован в Освенцим и там убит.

IMGP7832b-a
Это фрагмент плаката о жизни и деятельности Юло Левина, представленного на выставке. Слева рисунок Ханы Функ, изображающий Мике Монжау. Мике ездила в Освенцим, чтобы попытаться спасти Юло.

Перед депортацией Юло передал детские рисунки Мике Монжау, жене своего друга Франца Монжау. Франц погиб в 1945г. в концлагере принудительного труда Ордруф (один из вспомогательных лагерей Бухенвальда).
Мике Монжау сумела спрятать детские рисунки и таким образом, сохранила их для потомства.

IMGP7821a-a
Плакат о жизни и деятельности Юло Левина, представленный на выставке.

Есть две записи имени Юло Левина в базе данных жертв Катастрофы на странице мемориала Яд Вашем, резюме и отчет об этом можно найти в Федеральном архиве в Кобленце.

Памятная табличка перед домом в Берлине, откуда Юло Левин был депортирован в Освенцим.
Stolperstein Seydelstr 7 (Mitte) Julo Julius Levin.jpg
Von OTFW, Berlin - Selbst fotografiert, CC BY-SA 3.0, Link</p>

Теперь рисунки хранятся Городском музее Дюссельдорфа и выставляются по всему миру.
Вместе с рисунками на выставке представлены фотографии города Дюссельдорфа до Второй мировой войны. Они на выставке для того, чтобы посетители могли себе представить городскую среду в которой росли дети.
Выставка создана совместно с Городским музеем (Дюссельдорф) к 70 летию государства Израиль.

Кураторы выставки:
Б.Кройтер, Городской музей, Дюссельдорф
А.Шалах, заведующая Детским отделом, Хайфские музеи.

Адрес выставки: Детский отдел Художественного музея, ул. Шабтай Леви, 24, Хайфа.

На карте тут

Выставка работает с воскресенья по среду с 10:00 до 14:00,
в пятницу с 10:00 до 13:00
в субботу с 10:00 до 14:00.
Советую уточнить по телефону 04-9115997, так как это Детский отдел и там проводятся занятия и нет специального смотрителя, как я понимаю.

Выставка работает до 28.04.2018

Билет на выставку стоит 20 шек. для взрослого и для ребенка также, для ребенка участие в семинаре на выставке - 5 шек.

Страница выставки на сайте Хайфских музеев:
http://www.hma.org.il/%D7%AA%D7%A2%D7%A8%D7%95%D7%9B%D7%95%D7%AA/5355/%D7%AA%D7%A2%D7%A8%D7%95%D7%9B%D7%94_%D7%97%D7%93%D7%A9%D7%94_%D7%91%D7%9E%D7%A8%D7%9B%D7%96_%D7%90%D7%9E%D7%A0%D7%95%D7%99%D7%95%D7%AA


Инфа:
http://kulturportal-west-ost.eu/biographien/levin-julo-2
http://stadtmuseumduesseldorf.blogspot.co.il/2012/03/zeichnungen-von-kindern-und-kunstlern_08.html
http://www.wz.de/lokales/duesseldorf/kultur/stadtmuseum-julo-levin-hat-die-kinder-leben-lassen-1.894046
http://stadtmuseumduesseldorf.blogspot.co.il/2012/02/zeichnungen-von-kindern-und-kunstlern_13.html
http://www.blog.pommerscher-greif.de/julo-levin/
https://www.ushmm.org/wlc/ru/idcard.php?ModuleId=10006329
https://de.wikipedia.org/wiki/Julo_Levin
Tags: #Израиль, #Хайфа, #выставки, #еврейское, #экскурсии, выставки, еврейское, люди
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • А ну ка девушки!

    Уже много лет я собиралась что-то написать к 8ому марта. И каждый раз не писала. В этот раз может быть получится и будет коротко... В Музее…

  • Если бы я мог вернуться домой...

    Дети и война. Наверное, это самое страшное словосочетание, которое можно себе представить. И были дети, которые показали нам Вторую мировую войну…

  • Хаим Сутин и израильское искусство.

    Хаим Сутин из тех художников, которых многие не понимают и не любят, но всегда придут посмотреть на его работы. Просто потому, что он очень…

  • "Фридман возвращается домой"

    Несмотря на известность Роберта Капы как фотографа войн, фото, сделанные в Израиле, отличаются непосредственностью, теплотой, близостью и личным…

  • Музей Гехта приглашает.

    Приглашаю вас в единственный частный, бесплатный и необыкновенно активный музей, который находится в Хайфе. Музей этот, прежде всего,…

  • Ветры войны.

    "Япония - это великая нация, которая ведет справедливую войну" - самая главная мысль, ради которой были созданы все эти интереснейшие гравюры,…

  • "И красные вагоны для скота красивой длинной лентою катились..." (с) Абрам Соббакевич

    В такой вагон грузили не больше 8 коров. Или 100 евреев. Каждый из них получал одну пятую часть квадратного метра. Ехали в полной темноте. Дети…

  • Выпить за жизнь этого народа.

    Пурим, праздник, в который евреям полагается напиться, до такой степени, чтобы не отличить Амана от Мордехая. О вине я уже писала, теперь решила…

  • Уехать и не возвращаться никогда.

    Бывают такие выставки, на которых не представлены знаменитые имена или что-то сенсационное. Но они поднимают такой огромный пласт истории, который…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments