dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

Жажда жизни

Cafrisin-collage-a
Эту удивительно грустную и невероятно ёмкую по смыслу выставку "Кипр. Искусство выживания. 1946-1949" в музее Эрец-Исраэль я ждала с апреля месяца, когда она была впервые объявлена. Ее открыли в ноябре, она будет работать только до середины февраля. Почему так мало - не знаю... Она иллюстрирует одну страницу еврейской истории, о которой говорят крайне мало, а уж нам, выходцам из пост-советского пространства она почти незнакома. И если о Катастрофе принято много говорить хотя бы в дни памяти, то о лагерях для перемещенных лиц, куда англичане отправили уже после (!) Катастрофы больше 50.000 евреев, говорят совсем немного. Это были евреи, часть из которых чудом выжила в Катастрофе, они стремились перебраться в Эрец-Исраэль, больше не хотели жить в Европе... И тут оказалось, что выжить - это только пол дела. А что делать, если живому негде жить? Часть вернувшихся после войны в родные места пережили погромы, часть даже и не пыталась вернуться туда, откуда они были вынужденны бежать или их увезли в товарных вагонах в концлагеря. Эрец-Исраэль, о которой мечтали поколения евреев, должна была стать для них желанным домом.



Вместо эпиграфа:
У меня есть некая личная связь с лагерями на Кипре, так как там находилась в свое время моя покойная подруга Номи (да будет благословенная ее память). Она туда попала после того как пряталась от фашистов в Будапеште, затем была в концлагере. Я не знаю подробностей. Она, как часть выживших в Катастрофе, не рассказывала о произошедшем даже своим детям. Поэтому я как бы собираю историю ее жизни во время Второй мировой по кусочкам из разных источников...



В 1944г. Еврейская бригада, которая воевала в составе Британской армии, вместе с местными партизанами в разных местах Европы помогала еврейским беженцам перебираться в Палестину, которой правил тогда Британский мандат, проще говоря - это была Британская колония. Британцы решали сколько евреев они могут впустить, а сколько нет. Фактически они поощряли приезд в Палестину арабов из соседних стран.
Еврейские военные организации, уже существовавшие в Палестине, организовали нелегальную иммиграцию по морю (получившую название «Алия Бет»). Британцы боролись с этим, перехватывали и возвращали большинство судов. Как правило, британские власти отправляли беженцев, которым было отказано во въезде в Палестину, в лагеря для интернированных на Кипр. Кипр в те времена также был Британской колонией. Лагеря были специально построены британцами для приема нелегальных эмигрантов-евреев.

IMGP3159a-a
Нелегальные эмигранты на корабле "Элиягу Голомб" прибывают в Эрец-Исраэль, май 1946г.

Выжившие узники Бухенвальда, нелегально добравшиеся в Хайфу, были задержаны Британскими властями 15 июля 1945г.
Многие из них были отправлены в лагерях для перемещенных лиц на Кипре.
19450715 Buchenwald survivors arrive in Haifa.jpg
מאת לא ידוע - To the Promised Land by Uri Dan (Doubleday, 1987) ISBN 0385245971 p.58, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5669592

С августа 1945г до мая 1948 года морем в Эрец-Исраэль прибыло 70.000 человек, через лагеря на Кипре прошло 52.000 евреев. Они прибывали на старых списанных кораблях, которые Сохнут покупал в разных странах Европы по дешевке и само плавание на этих развалюхах было крайне опасно. На каждом таком корабле были тысячи человек, находившиеся в страшной тесноте. Одним из таких кораблей был знаменитый Эксодус, о котором написан всем известный роман, имевший мало общего с действительностью. Реальную историю Эксодуса и как переоборудовали корабли для перевозки еврейских беженцев со слов участника этого плавания я рассказывала тут. Кстати, пассажиров Эксодуса отправили даже не на Кипр, а обратно, в Европу, в Германию и поселили в концентрационном лагере, в котором немцы содержали евреев во время Второй мировой войны.

IMGP8626a-a
Так выглядели лагеря для перемещенных лиц на Кипре.

Эта выставка смогла состояться благодаря тому, что лагерях жило очень много художников и скульпторов и у нас есть удивительная возможность увидеть жизнь изгнанников их глазами, а не только благодаря фотографиям. Работы художников отражают индивидуальный взгляд на ситуацию, где-то с юмором, где-то с болью, где-то с гневом...
Так много произведений искусства дошло до нас не случайно - там проводились специальные художественные семинары руководимые художниками, приехавшими из Эрец-Исраэль и профессионалами, оказавшимися на Кипре.

IMGP8510a-a
Без названия, акварель, автор Перец Вайнрайх.
Это не концлагерь в Европе, это Кипр после Второй мировой...

Ужас для прошедших Катастрофу был двойной, ведь после концлагерей они попали опять в лагеря огороженные колючей проволокой, с наблюдательными вышками, где стояли солдаты... Они опять жили в чудовищной скученности и антисанитарных условиях и должны были это принимать уже не от врагов-фашистов, а от британцев, как бы "союзников".

IMGP8565a-a
"Нет ничего нового под солнцем...", чернила, бумага. Автор Шрага Вайл

IMGP8497a-a
"Скрипач сошел с ума у ворот лагеря", чернила, бумага. Автор Шломо Шварц

IMGP8487a-a
"Летний лагерь", акварель, автор Шмуэль Кац.

Изгнанники проживали в бараках и палатках в летнюю жару и влажность. Климат Кипра близок к израильскому. Они ощущали острую нехватку воды, еды и одежды.
IMGP8614a-a
"Ждем воды", акварель, чернила. Автор Хаим Баркани.

IMGP8556a-a
"Дети сажают растение между бараками", чернила, бумага. Автор Шрага Вайл

Посещавшие лагеря посланцы Эрец-Исраэль говорили, что несмотря ни на что, там ощущалось страстное желание жить. Все-таки у них была невероятная жажда жизни, которая вела выживших в Катастрофе долгие годы. Все, кого я еще застала живыми, просто поражали меня этим.

IMGP8528a-a
"Без названия", акварель. Автор Перец Вайнрайх

Евреи называли это "Кипрское изгнание", очевидно аналогично испанскому.

IMGP8442a-a
Традиционная еврейская поздравительная открытка к Рош Ашана 5709 (новый год), 1948. На фотографии вид лагеря.

IMGP8411a-a

Было 5 «летних» лагерей — в Караолах, недалеко от Фамагусты и семь «зимних» — в Декелии и Ксилотимбу, ближе к Ларнаке, где вместо палаток стояли бараки. Пять «зимних» лагерей были открыты в Ксилотимбу зимой 1946 года и еще два зимой 1947 года. Эти лагеря соединял деревянный мост, по которому прошло множество нелегальных эмигрантов.

IMGP8499a-a
"Мост в летние лагеря", карандаш, бумага. Автор Шломо Шварц

Лагеря были обнесены двойной колючей проволокой, за ними постоянно наблюдали британские часовые.

IMGP8560a-a
"Прожектора", чернила, уголь. Автор Шрага Вайл

IMGP8477a-a
"Без названия", акварель, автор Шмуэль Кац

Выжившие в Катастрофе содержались в суровых условиях — переполненность, невозможность уединения, плохая санитария и медицинская помощь, отсутствие одежды и обуви, горячей воды, света, мизерные пайки, ограничение на свободное передвижение.

IMGP8531a-a
"Без названия", акварель. Автор Перец Вайнрайх

Многие евреи оказались в лагерях почти без одежды и обуви, поэтому делали одежду и обувь из доступных материалов, которые можно было найти в лагерях: бросовых тканей от палаток, веревок...

IMGP8388a-a
Вот такая одежда представлена на витрине: рубашка из палаточной ткани, сандалии с веревочной подметкой...

Совершенно невероятные артефакты, я впервые такое увидела, и по утверждению создателей выставки такое существовало только в этих лагерях на Кипре. Это "странствующие могилы" (קברים נודדים).
IMGP8460a-a
Это миниатюрные могильные плиты, которые можно перевозить с собой куда угодно. На них указаны имена конкретных людей, и конкретные концлагеря в которых они погибли. Обычные могилы символизируют привязанность человека к земле, в которой он похоронен. Здесь все наоборот - могила путешествует за человеком. Это точно отражало ситуацию кипрских изгнанников, которые потеряли свои дома, семьи и кладбища, на которых похоронены их предки...
Эти вещи хранятся в музее Яд Вашем.

Среди нелегальных эмигрантов в лагерях были представлены все политические еврейские организации, существовавшие на тот момент, весь политический спектр, от Мапая и Шомер Ацаир до Бейтара, Бней-Акива и Агудат Исраэль.
IMGP8602a-a
Флаг отряда "Бней Зеэв" (сыновья Зеэва, имеется в виду Жаботинский), движение Бейтар.

Даже прибывающие по одному примыкали к какой-то группе "по-интересам". Это не только помогало организоваться в условиях скученности и отсутствии ресурсов, но и давало возможность решить многие бытовые проблемы. Кроме того, таким же путем решались вопросы дисциплины, религии и культуры.

IMGP8516a-a
"Голубое - белое и черное между ними", акварель. Автор Перец Вайнрайх

Первое время в лагерях эмигранты чувствовали себя очень неопределенно в отношении своего будущего. Несколько месяцев ушло у руководства еврейского ишува на решение о предоставлении жителям лагерей половины британских месячных разрешений (сертификатов) на въезд в Палестину. Всего британцы выдавали 1500 разрешений в месяц. Это решение сразу внесло определенность и надежду в жизнь кипрских изгнанников.

IMGP8436a-a
Еще одна рукодельная поздравительная открытка к Рош Ашана 1948\49. Она рассказывает о настоящем жителей лагерей и об их мечтах о будущем. Справа - изображение лагеря с вышками, портрет поздравляющего не слишком веселого, в середине море и пароход (с Кипра в Эрец-Исраэль можно добраться только на пароходе), слева Эрец-Исраэль. И две руки протянутые с Кипра и Эрец-Исраэль в дружеском пожатии.

Много времени изгнанники посвящали учебе. Особое внимание уделялось детям и подросткам, многие из которых не имели возможности посещать школы из-за того что находились в концлагерях или прятались, спасая свою жизнь. С помощью посланцев из Эрец-Исраэль были организованы школы, в некоторых занятия проходили в 4 смены, с самого утра до самого вечера. Основными предметами были иврит, арифметика, история, ТаНаХ, пение, гимнастика. Был также предмет "палестинография", который включал в себя знания об Эрец-Исраэль, историю сионизма и поселенчества.

IMGP8608a-a
"Без названия", вырезка из бумаги. Автор Кальман Гразовски

Была помощь Джойнта, которая помогала несколько улучшать ситуацию.

IMGP8494a-a
"Поедающие апельсины", акварель. Автор Шломо Шварц
Посмотрите на выражение лиц этих людей: может быть они едят апельсины впервые в жизни, или впервые за долгое время...

Существовала и местная художественная самодеятельность. Каждое движение, группа изгнанников представляла "театр" с танцами, песнями, драмой. В репертуаре были Шолом Алейхем, И.-Л. Перец... В последствии некоторые участники стали профессиональными артистами в Израиле.
Приезжали и профессиональные артисты из Эрец-исраэль.

IMGP8465a-a
"Скрипач Цви Мишори в сопровождении Хаима Баркани на вечернем концерте в лагере", акварель. Автор Перец Вайнрайх

О жизни в этих лагерях мы узнаем из художественного творчества содержавшихся там людей, которые весьма подробно таким образом рассказали нам о своей жизни, стараясь сохранить свою человеческую сущность, одной из сторон которой является способность к творчеству.

IMGP8470a-a
Певица Шошана Дамари вместе с музыкантом Моше Виленски выступала перед кипрскими изгнанниками. Эти двое выступали в течение недели и давали концерты несколько раз в день под открытым небом.
Щемящий голос Шошаны Дамари, которая поет "Домой, домой..." сопровождает выставку и до сих пор звенит у меня в ушах. Эта песня как раз об этих людях, которые потеря ли все в Катастрофе, что в принципе есть у обычного человека, и которые хотят вернуться домой.



Текст песни (тут) очень точно выражает ощущения выживших в Катастрофе... Может быть кто-то возьмется перевести текст на русский, пусть не в рифму? Я не умею переводить стихи :(

Тот кто хоть раз видел эти лагеря, никогда не поймет как в этих нечеловеческих условиях люди были в состоянии заниматься художественным творчеством? Или же наоборот, художественное творчество в нечеловеческих условиях давало возможность оставаться человеческой личностью?

IMGP8484a-a
"Свадьба в лагере", уголь, бумага. Автор Шмуэль Кац

IMGP8433a-a
Брачный договор между Товой и Хаимом Блюменфельд, подписанный в лагере в Атлите. Наверно, единственный предмет не из кипрских лагерей на выставке, а из такого же лагеря в Атлите.

Материалы, из которых создавались представленные произведения были подручными - природный камень, дерево от заборов вокруг лагеря, мешки от пищи, веревки от палаточных растяжек, керамические плитки. Все это шло в дело. Представители Эрец-Исраэль и Джойнта старались привезти в лагеря бумагу и краски, чтобы все желающие рисовать могли получить их в достаточном количестве.

IMGP8403a-a
Субботние подсвечники с символами Бней-Акива, камень, автор Авраам Вайс.

IMGP8430a-a
Субботние подсвечники в форме букв цадик, йюд, вав и нун (слово цион, сион - иврит), камень, автор Нахман Викровицкий.

В апреле 1948 года в Тель-Авиве перед самым объявлением государства в рамках движения "Ашомер Ацаир" была организована выставка творчества кипрских изгнанников.
IMGP8474a-a
Это ее плакат.
Часть экспонатов с той выставки представлена и на этой выставке.

Несколько слов об отдельных художниках, работы которых представлены на выставке.

IMGP8481a-a
"Дезинфекция в лагере", акварель, автор Шмуэль Кац
Шмуэль Кац (1926-2010), родился в Вене, Австрия. Родители - выходцы из Венгрии. После присоединения Австрии к гитлеровской Германии в 1938г., семья перебралась в Венгрию. После захвата гитлеровцами Венгрии, Шмуэль попал в концлагерь в Югославии, оттуда бежал в Будапешт. Он был один из 4000 нелегальных эмигрантов, которые приплыли на корабле "Кнессет Исраэль" и были изгнаны на Кипр в ноябре 1946г. На корабле Кац рисовал тяжелое путешествие, затем арест в Хайфе и изгнание. На Кипре он много рисовал ежедневную жизнь изгнанников. В Израиле он стал одни из самых известных карикатуристов.

IMGP8503a-a
"В ожидании Шошаны Дамари", карандаш, бумага. Автор Шломо Шварц
Шломо Шварц родился в 1933г. в традиционной семье в местечке Вашковиц, Северная Буковина, Украина. После захвата немцами этих мест бежал с семьей в Могилев. После освобождения Шломо с семьей перебрался в Бухарест и оттуда пытался совершить алию в Эрец-Исраэль с движением "Поалей Агудат Исраэль" - פועלי אגודת ישראל (религиозное рабочее движение). Он был одним из 7.500 нелегальных эмигрантов, прибывших на корабле Пан Йорк (Кибуц галуёт). Пассажиры корабля были изгнаны на Кипр в декабре 1947г. На Кипре он учился искусству у Зеэва Бен-Цви.
Шломо Шварц до сих пор жив, его работы выставляются во многих странах.

IMGP8514a-a
Название - игра слов: "Меняем место, меняем удачу - странное место, странная удача", рисунок. Автор Перец Вайнрайх
Перец Вайнрайх (1925-2015), родился в Варшаве, Польша. В 1939 году он с группой еврейских подростков бежал в Россию. После войны он приехал в Италию, чтобы нелегальным образом попасть в Эрец-Исраэль. Он был одним из 1.500 нелегальных эмигрантов, которые приплыли на корабле "Моледет" (Родина) и были изгнаны на Кипр в марте 1947г. На Кипре он учился искусству у Нафтали Безема и Зеэва Бен-Цви.
Перец Вайнрайх в Израиле был известным карикатуристом, сотрудничал с газетами и иллюстрировал книги.

IMGP8534a-a
"Вид лагеря", пастель. Автор Аба Фенихель.
Аба Фенихель (1906-1986) родился в городе Миелец, Польша. Учился в Художственной академии в Кракове, получил диплом учителя рисования. Во время войны бежал с семьей в СССР и там был послан в трудовой лагерь, затем работал декоратором в в театре в Казахстане. Фенихель был одним из 770 нелегальных эмигрантов, которые прибыли в Эрец-Исраэль на корабле "Шаар аишув", они и были изгнаны на Кипр в апреле 1947г.. На Кипре он создал множество рисунков и участвовал в организации курсов рисования и художественных выставок.
В Израиле Фенихель преподавал рисование будущим учителям рисования, иллюстрировал газеты и книги, участвовал во множестве художественных выставок.

Нахум Бендель, родился в 1928г. в Карпатах, Чехословакия. В 1944г. вместе с семьей был отправлен сначала в еврейское гетто в Венгрию, оттуда в лагерь уничтожения Освенцим-Биркенау. Он был единственным из семьи выжившим после селекции Менгеля, после чего был отправлен в концлагерь Бухенвальд, затем в рабочий лагерь в Магдебурге. Он был одним из 2.640 нелегальных эмигрантов приплывших на корабле "Теодор Герцль" и изгнанных на Кипр в апреле 1947г. На Кипре он учился в художественном семинаре у Нафтали Безема. В Израиле он работал как художник, основной темой которого была Катастрофа, участвовал и участвует во многих художественных выставках в Израиле и за границей, в основном в Германии.
IMGP8544a-a
"Нахум перед Менгелем"

IMGP8553a-a
"В палатке слушают патефон", чернила, бумага. Автор Шрага Вайл
Шрага Вайл (1918-2009) родился в г. Нитра, Чехословакия. В 1937г. начал учиться художественному творчеству в Праге. Во время войны жил в Будапеште, был членом венгерского подполья и занимался подделкой документов для подпольщиков, был арестован и сидел в тюрьме.
IMGP8576a-a
После войны он был инструктором группы подростков-беженцев, которая отправилась из Праги в Бельгию. С ними он организовал группу художественного творчества, работы группы подписывали תו-נו сокращение от תוצרת נוער (изделие подростка). Он был одним из 2.640 нелегальных эмигрантов приплывших на корабле "Теодор Герцль" и изгнанных на Кипр в апреле 1947г. На Кипре он продолжал обучать подростков художественному творчеству.
В Израиле Вайл был одним из ведущих художников движения Кибуц Арци, работал художником и иллюстратором, также он спроектировал двери в Кнессет и в резиденцию Президента Израиля.

В ноябре 1947г. после объявления ООН об окончании Британского мандата в Палестине, изгнанники были в эйфории и надеялись на быстрый переезд в Эрец-Исраэль. Но к моменту образования государства Израиль в мае 1948 года в лагерях на Кипре оставалось еще 24.500 человек. Их выпускали постепенно и только тех, кого британцы не считали "бойцами". Таким образом британцы пытались сохранить равновесие сил при своем выходе из Палестины. Сразу становиться ясно, кого англичане поддерживали на территории Палестины.
Последними с окончательным закрытием лагерей в феврале 1949г. было освобождено 10.000 человек.

IMGP8618a-a
Последние узники Кипра прибыли в Хайфский порт 10 февраля 1949 года и были встречены с ликованием огромным количеством народа.

Многое из представленного на выставке впервые показано широкой публике. Эти артефакты ждали 70 лет, чтобы увидеть свет всего на пару месяцев, как жаль...

IMGP8588a-a
Июль 1969, Нео-Сламис, около Фамагусты. Посол Израиля на Кипре Тувия Арази (справа) вручает почетную медаль P. Papavasiliou (Папа) на мероприятии по закладке краеугольного камня для строительства памятной стелы в память 52.000 евреев, содержавшихся в лагерях.
Через сутки установленная памятная доска была взорвана.
P. Papavasiliou (Папа) (1919-2006) во времена существования лагерей был членом местного совета города Фамагуста и помог многим изгнанникам. В благодарность государство Израиль назначило его почетным консулом Израиля на Кипре.

P.S.
Когда я смотрела материалы о лагерях для перемещенных лиц\интернированных на Кипре в сети, то на русском я наткнулась на две публикации о Polemi Concentration Camp который русскоязычные авторы описывают как лагерь, в котором содержали еврейских нелегальных эмигрантов. Это совершенно неправильно. Этот лагерь существовал с 1955 по 1959 годы и в нем содержались борцы за независимость Кипра от Британии (см. тут)



Выставка "Кипр. Искусство выживания. 1946-1949" в Музее Эрец-Исраэль продлится до 17 февраля 2018 года.

Куратор – Сигаль Харари-Зондер

Страница выставки http://www.eretzmuseum.org.il/562/

Русскоязычная страница музея в фейсбуке — https://www.facebook.com/eretzmuseum.muza.telaviv/

Музей Эрец-Исраэль (מוזיאון ארץ-ישראל) в Тель-Авиве, в Рамат-Авиве, ул. Хаим Леванон 2 (חיים לבנון 2, רמת אביב, תל-אביב) телефон 03- 6415244

Музей на карте


Часы работы: воскресенье – закрыто.
Понедельник, среда: 10:00 — 16:00.
Вторник, четверг: 10:00 — 20:00.
Пятница 10:00 — 14:00
Суббота: 10:00 — 16:00

Стоимость билетов от 26 до 52 шекелей.
Ребенок до 18 лет бесплатно. Ребенок до 13 лет должен сопровождаться взрослым.
При Музее действует Планетарий. Вход в планетарий для детей старше 6 лет.
Все экспонаты и экспозиции музея доступны для людей с особыми потребностями.

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/
Tags: выставки, еврейское
Subscribe

  • Вейцман - человек, институт и парк

    Институт им. Вейцмана (а правильно Вайцмана) находится в славном городе Реховоте, куда легко добраться на поезде и пешочком от станции. И поехали…

  • Пальма любви и смерти.

    Как много могут рассказать растения о человеческой жизни и смерти? О человеческой деятельности? Как часто мы об этом задумываемся и замечаем? Как…

  • Май на пляже Шавей Цион

    Как и многие средиземноморские пляжи, пляж Шавей Цион (שבי ציון) одновременно и заповедник. Морская часть этого пляжа - морской заповедник. Но про…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Вейцман - человек, институт и парк

    Институт им. Вейцмана (а правильно Вайцмана) находится в славном городе Реховоте, куда легко добраться на поезде и пешочком от станции. И поехали…

  • Пальма любви и смерти.

    Как много могут рассказать растения о человеческой жизни и смерти? О человеческой деятельности? Как часто мы об этом задумываемся и замечаем? Как…

  • Май на пляже Шавей Цион

    Как и многие средиземноморские пляжи, пляж Шавей Цион (שבי ציון) одновременно и заповедник. Морская часть этого пляжа - морской заповедник. Но про…