dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Category:

Шомрон - стоит познакомиться поближе (часть 2)

Shomron-collage2-a
Надо признать, что начиная с 1967г., когда в результате Шестидневной войны были освобожденны Иудея и Шомрон, государство Израиль в лице своих руководителей, типа И. Рабин, Ш. Перес, М.Бегин и прочие, никогда не имело четкой позиции по отношению к этим территориям. И это не зависело от их политической ориентации глав правительства, а исключительно от их собственных сиюминутных политических интересов. Они то давали разрешения на строительство новых поселений, то отдавали приказы о выселении. Один А.Шарон чего стоил! Он то активно основывал поселения, то также активно выселял Гуш-Катиф со всей мощью своего "бульдозерного" размаха... Я надеюсь, что вы еще помните, что в народе А.Шарона называли "бульдозер".
Так что ныне существующие поселения живут и здравствуют благодаря благодаря "частной" инициативе большой группы людей, которая всегда четко знала, чего хочет.



Часть 1


Немного об этой группе людей и о том, что ими движет.

Еще одна интересная встреча в этой поездке - встреча с Бени Кацовером, одним из инициаторов еврейского возвращения в Шомрон.
IMGP7261a-a
Я позволю себе процитировать, в основном, мой перевод рассказа Бени из другой поездки. При всем моем уважении к Бени, а он прекрасный мотиватор (есть теперь такая профессия), рассказывал он почти тоже самое.

Бени Кацовер:
"В начале заселения Иудеи и Шомрона, была программа раввина Ханана Пората и Ури Элицура, в ней было только 2 вида поселений: города, в которых могло бы жить много евреев и общинные поселения, как бы деревни. Общинные поселения, поселения в которых каждый зарабатывает по-разному, но все жители имеют обязанности по отношению к поселению. Для того, чтобы поселиться в таком месте, необходимо пройти специальную комиссию, у которой в каждом поселении разные требования. В поселении свои детские садики, школы, иешивы, небольшие промзоны. Во многих поселениях есть так называемы "полевые школы", т.е. места где туристам предоставляется возможность ночевки, карты местности, инструктора рассказывают об интересных местах вокруг и другие туристические услуги.
70% поселений в Иудее и Шомроне - общинные поселения. Больше 200 тысяч человек живет в этих поселениях.
В создании общинных поселений в те годы принимал активное участие Ариэль Шарон. Затем уже А.Шарон основывал такие же в Галилее. Он сразу посоветовал занимать высотки, потому что это давало стратегические преимущества против арабских соседей, которые пытались помешать в строительстве еврейских поселений. Сами понимаете, что если поселение начиналось строиться где-то на склоне, то выше и ниже арабы начинали или что-то сажать или строить и таким образом стремились задушить поселение.

Ариэль Шарон постоянно говорил новым поселенцам, что важно занять как можно больше территории, что стратегически очень верно, как вы понимаете.

В Иудее и Шомроне до сих пор действует иорданский закон, который не был изменен в 1967г., он говорит о том, что земля должна обрабатываться тем или иным способом, или это выпас или это посадки. И таким образом огромное количество государственной земли, принадлежащей там Израилю были превращены в частные арабские земли. 1,5 мил. дунамов, записанных в документах до 67г. превратилась в 3 мил. дунамов. Здесь постоянно ведется война за землю.

В 1973г. в Шомроне не было ни одного еврея. У власти был Маарах, они соглашались на поселения в Иудее, но не давали селиться в Шомроне. Тогда же была создана инициативная группа, чтобы поселится в районе Шхема.

Пусть вас не смущает, что современный Шхем - большой арабский город, 200.000 жителей.
Шхем был связан с историей еврейского народа гораздо раньше, чем Иерусалим.
Шхем один из важнейших городов в еврейской истории, в нем начиналась история еврейского народа. Именно поэтому были группы религиозных евреев, которые после освобождения Шомрона хотели основать поселения вокруг Шхема.

IMGP7307a-a
Это - новое поселение Элон Море. Оно расположено поблизости от руин древнего поселения, упоминаемого в Торе, как первая остановка праотца Авраама в Ханаане, сюда приходит наш праотец Авраам до Шхема.
С 1974 года было 8 попыток воссоздать это поселение в Шомроне и три раза основывалось поселение. Проходили демонстрации, в которых участвовало десятки тысяч человек.
В 1975 году впервые премьер-министр И. Рабин и министр обороны Ш.Перес дали разрешение группе поселенцев поселиться на военной базе Кадум, но в конце-концов, на месте базы появилось поселение Кдумим. Поселение Итамар находится на месте, где тоже была попытка сначала создать поселение Элон-Море.
Только в третий раз в 1980г. поселение появилось на том месте, где находится сейчас, на горе Кабир.

Сегодня вокруг Шхема существуют 4 поселения: Ицхар, Элон-Море, Гар-Браха, Итамар.

Гар-Браха - почти кибуц. Не годится для людей индивидуалистов, самостоятельных. Он имеет свое управление, которое строит дома с квартирами. Квартиры продаются за 500.000 шек. Вы не можете продать эту квартиру в течении 6 лет. Управление назначает зарплаты всем работающим внутри поселения, здесь действуют определенные правила для жителей. При этом, поселение увеличивается каждый год на 40 семей, что для поселения очень много.
Внутри поселения строятся многоэтажные дома.

Наши левые всегда мотивировали необходимость ухода из Иудеи и Шомрона демографической ситуацией. Что, мол, арабы обгоняют нас по естественному приросту и нам никогда их не догнать. Это была одна из страшилок, очень действовавшая на израильское общество много лет. И тут оказалось, что модернизация арабского общества идет нам на встречу.
В арабском обществе происходит модернизация в разных направлениях, а не только в строительстве многоэтажных домов на сельскохозяйственной земле, что раньше было табу. Особенно нам интересны происходящие там демографические изменения. Если 18-20 лет назад в арабской семье было в среднем 8,5 детей, то теперь у них в среднем меньше 3х детей. Это происходит и в других арабских странах, не только здесь.
Интересно, что в еврейском обществе противоположная тенденция, в еврейских светских семьях в среднем больше чем 3 ребенка.

Не только гора Гризим много раз упомянута в ТаНаХе. Также много упомянута гора Эйваль, стоящая напротив нее.
Согласно ТаНаХу, Моисей завещал поставить после перехода через реку Иордан большие камни, обмазанные известью, на горе Эйваль и написать на них «все слова Закона», там же устроить жертвенник, а затем шести коленам Израиля с горы Гризим произносить благословения народу, а остальным шести с горы Эйваль — проклятия нарушителям заповедей. Это завещание исполнил Иехошуа бин Нун. Таким образом, гора Гризим стала горой благословения, а гора Эйваль стала горой проклятья.

Гора Эйваль.

Бени Кацовер о раскопках жертвенника Иехошуа Бин Нуна на горе Эйваль:

"Я познакомился с археологом Адамом Зарталем (кибуцник из кибуца Эйн Шемер, один из руководителей лево-социалистического движения Ашомер Ацаир, курсив мой, dona_anna), и он рассказал, что проводит исследование о колене Менаше времен Иехошуа (3000 лет назад). На горе Эйваль он нашел нечто, что не мог объяснить: огромную груду камней и множество керамических обломков, и все это относится ко временам Иехошуа. Кроме того, он нашел огромное количество пепла и обгоревшие кости.
Я сказал ему, что может быть он нашел жертвенник Иехошуа Бин Нуна?
Зарталь, как человек не религиозный, покрутил пальцем у виска и сказал, что это вы - религиозные так можете думать. Но как археолог заинтересовался и он продолжил там копать 8 лет (с 1982г. по 1990г.). Когда он убрал слой камней, обнаружилось строение размером 7х9 метров и высотой в 2,5 метра. Он также раскопал пандус.



Кроме того, Заарталь жаловался, что он буквально страдает: он копает там уже 8 лет и не знает, что нашел. "Я копал объекты этого возраста по всему Средиземноморью и я не знаю аналогов. Кроме того, у этого объекта нет ни окон, ни дверей. Это не дом, и не склад, не крепость..."



И тут Зарталю показывают рисунок, изображающий жертвенник, сделанный по описанию в Талмуде. Это так потрясает Зарталя, что он приглашает двух художников, приводит их на гору, показывает им остатки раскопанного строения и просит дополнить это строение с помощью воображения. Они оба дополняют крышу и поднимающийся вверх дым. Заарталь говорит, что археологу запрещено основываться на танахических источниках, для него это некашерно. Но уже не может остановиться, берет сотни кусков от раскопанных костей и несет их в лабораторию Еврейского университета на генетический анализ. Встретившись с Бени через 2 дня после получения результатов, он говорит, что ты не поверишь своим ушам, что случилось!
Вытаскивает результаты анализа:
"-Ты не представляешь, здесь 15 пунктов, и все мелкие подробности, все соответствуют иудаизму! Вот примеры: все кости кашерных животных. Более 90% годовалые самцы, что соответствует жертвенным животным по еврейской традиции. они были сожжены на открытом огне. Бени! я не могу спать по ночам!
-Почему, ты наверно нашел что-то важное! Должен радоваться.
-Ты не понимаешь? Смысл этих результатов практически научное доказательство получения Торы на горе Синай!... И кроме того, посмотри на камни этого сооружения: тут нет ни одного камня, который был бы обработан с помощью металла. Только у евреев запрещено обрабатывать камни жертвенника. Посмотри на пандус для подъема! Только у евреев запрещено строить ступени к жертвеннику."


Потом Зарталь сунул руку в карман и вытащил две круглые, можно сказать, пуговицы, и спросил:"Как ты думаешь, что это? Это египетские скарабеи, печати египетского фараона, но не просто фараона, а Рамзеса II, того самого, которого считают фараоном — современником Исхода из Египта. Я нашел их здесь на горе, на жертвеннике. Как эти печати попали на гору Эйваль? Наши евреи, выходя из Египта прихватили их собой и обронили тут. И это дает мне возможность найти прямую связь горы Эйваль и Египта."

Свои находки Зарталь передает в Хайфский университет, он также написал знаменитую книгу "Народ родился". В этой книге он называет своих товарищей-археологов "отрицателям Танаха" по аналогии с "отрицателями Катастрофы". И товарищи обрушились на Зарталя изо всех сил: как он посмел найти доказательства, которые разрушают их основные понятия!
Через какое-то время Зарталь приезжает к Бени, вытащил из кармана газету "Заголовок на первой полосе" (כותרת ראשית) (уже не существует) в ней журналист Нахум Барнеа, (его, я уверена многие знают) опубликовал большую статью, в которой рассказывает, как Кацовер, в те времена председатель местного совета, сфабриковал на горе Эйваль фальшивые археологические находки, чтобы подтвердить еврейские корни этих мест, а Зарталь за деньги их нашел. И Зарталь сказал: "Ты же знаешь, к какому политическому направлению я отношусь... вот уж не думал, что мои друзья будут сочинять такие истории..."

От себя добавлю: победа профессионализма над идеологией вещь редкая и дорогая, не каждый специалист на такое способен. В гуманитарных направлениях сплошь и рядом мы видим обратную ситуацию.


"Еще будешь ты сажать виноградники на горах Шомрона..." (Йермиягу 31:5)
IMGP7237a-a
Виноградники винодельни Кабир в Элон Море. Вид с балкона винодельни роскошный, на горы Гризим и Эйваль.
Винодельня основана 12 лет назад, имеет 50 дунамов виноградников, осваивает еще 20.

IMGP7278a-a
Хозяин винодельни Итамар вдохновенно рассказывает о винодельне.
Всего в Шомроне есть 25 виноделен-бутиков. Винодельня Кабир - самая молодая из них, но уже получила разные награды на винных соревнованиях.

IMGP7271a-a
Названия вин берут из Танаха.

IMGP7299a-a
Делают красные вина, все сухие, кроме одного в стиле порт. В основном, делают вина из одного сорта винограда: каберне-савиньон, мерло, шираз, санджавезе, каберне франк.
Связаться с винодельней можно по тел. 052-7966638


У каждого своя мечта...
IMGP7353a-a
Это Ифат Мешулам. Она поселились в этом месте рядом с поселением Итамар 23 года назад. Тогда там было пусто, не было электричества и воды. Они были одни - молодая семья с одним ребенком. Теперь здесь живут 60 семей.

IMGP7380a-a
Это был жилой дом, в котором жила семья Ифат. Потом они переехали жить в другое место, а этот дом сдавали. Но все это время у нее была мечта создать место встречи для самой разной израильской публики. Чтобы была возможность у поселенцев познакомиться с другими слоями израильского общества и наоборот.
Год назад идея начала реализовываться, и после серьезного ремонта дома открылся "Центр Гидоним" сначала для местных жителей, а затем и для туристов. Здесь устраиваются встречи с интересными людьми и семинары на разные темы. Здесь также работают специалисты по альтернативной медицине.

IMGP7349a-a
Для туристов Ифат и ее подруги предлагают вкусную домашнюю еду.
Телефон Ифат 050-4407311
Страница центра https://www.facebook.com/gidonim/


"Встань и сойди в дом горшечника, и там возвещу Я тебе слова Мои." (Йирмейау (18:1-6)
IMGP7436a-a
Батия Эрдштейн работает в одной из самых древних областей человеческой деятельности - она создает посуду на гончарном круге. И хотя круг у нее электрический, техника создания предметов необыкновенно древняя.
Удивительно, но лепить на гончарном круге Батия научилась сама с помощью Ютюба. Получается у нее весьма профессионально, посмотрите сами на фотографии готовых изделий.

IMGP7400a-a
Блюдо к Песаху.

Прежде чем переехать в Итамар, они жили в Галилее в городе Цфат. Батья и ее муж Барух оба выходцы из США, из светских семей. Он был из Мичигана, она была из Сан-Диего, Калифорния. Оба решили вернуться к вере своих предков. Они встретились в Иерусалиме, не зря же говорят, что браки совершаются на небесах. 20 лет спустя, в 2014г. , уже имея 6 детей, семья Эрдштейн решила поселиться в Итамаре.

IMGP7401a-a

IMGP7404a-a

Я сделала небольшое видео, чтобы показать, как работает Батия.


Связаться с Батией можно по тел. 052-3445019
Купить работы https://blessedbuyisrael.com/collections/batyas-ceramics

IMGP7456a-a

Сайт, созданный для поддержки товаров из Иудеи и Шомрона, которые бойкотируются в в разных странах https://blessedbuyisrael.com/. Ни для кого не секрет, что тем кто производит товары, очень важно чтобы их покупали. Поэтому каждая покупка на этом сайте может стать конкретной помощью людям, живущим в Иудее и Шомроне.

IMGP7466a-a
За мастерской Батии можно видеть дорогу, ведущую в гору, к форпостам.


Инфа
http://lilmod.cet.ac.il/CETHandler.ashx?n=CetEntities.FileViewer&i=7b6c26a9-ffd0-426d-b508-19d6c9d151f1&id=170549

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/
Tags: Израиль, ЙОШ&Абика, люди, экскурсии
Subscribe

Posts from This Journal “ЙОШ&Абика” Tag

  • О винном фестивале вдогонку Пурима.

    Удивительные события еще происходят в нашей жизни. Может этому Пурим способствует? Считается, что именно на Пурим происходили разные чудеса... Но и…

  • Полюбите оливковое масло так, как люблю его я!

    Кто может устоять, если зовут на уборку маслин? Я - нет. Благодаря этому я попала на экскурсию, организованную винодельней Тура יקב טורא в Шомроне…

  • "Балкон страны", начало ноября.

    Почему я опять поехала в Шомрон (ака Самария), да еще по тем же самым местам, в которых была? Просто это такие места, куда хочется возвращаться.…

  • Шомрон - стоит познакомиться поближе (часть 1)

    Я уже много раз бывала в Шомроне и знакомилась с его людьми и красотой этой части нашей страны, но каждое посещение открывает какие-то новые…

  • Есть женщины в еврейских селеньях...

    Пока не знакомишься с таким человеком, как Далия Хар-Синай, то не веришь, что такие люди бывают в наше время. Когда я обнаружила, что пишу этот…

  • Загадка древней Сусии.

    Я уже очень давно хотела попасть в древнюю Сусию. В это интересное и загадочное место. И вот наконец-то удалось. Но прежде всего, Сусия - это НЕ…

  • Не хотите ли черешни?

    Черешня уже появилась в магазинах. А это значит, можно поехать в черешневые сады, чтобы заниматься самосбором черешни, то есть кушать прямо с…

  • Настоящие самаритяне, кто они? (часть 2)

    Если первая часть моего рассказа о самаритянах была посвящена происходящему в Неве Пинхас (район Хулона), то вторая посвящена горе Гризим и…

  • Cельское хозяйство бросает вызов.

    Хоть я и побывала в Израиле в самых разнообразных и удивительных местах, но все еще есть такие, которые меня просто поражают... В частности это та…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

Posts from This Journal “ЙОШ&Абика” Tag

  • О винном фестивале вдогонку Пурима.

    Удивительные события еще происходят в нашей жизни. Может этому Пурим способствует? Считается, что именно на Пурим происходили разные чудеса... Но и…

  • Полюбите оливковое масло так, как люблю его я!

    Кто может устоять, если зовут на уборку маслин? Я - нет. Благодаря этому я попала на экскурсию, организованную винодельней Тура יקב טורא в Шомроне…

  • "Балкон страны", начало ноября.

    Почему я опять поехала в Шомрон (ака Самария), да еще по тем же самым местам, в которых была? Просто это такие места, куда хочется возвращаться.…

  • Шомрон - стоит познакомиться поближе (часть 1)

    Я уже много раз бывала в Шомроне и знакомилась с его людьми и красотой этой части нашей страны, но каждое посещение открывает какие-то новые…

  • Есть женщины в еврейских селеньях...

    Пока не знакомишься с таким человеком, как Далия Хар-Синай, то не веришь, что такие люди бывают в наше время. Когда я обнаружила, что пишу этот…

  • Загадка древней Сусии.

    Я уже очень давно хотела попасть в древнюю Сусию. В это интересное и загадочное место. И вот наконец-то удалось. Но прежде всего, Сусия - это НЕ…

  • Не хотите ли черешни?

    Черешня уже появилась в магазинах. А это значит, можно поехать в черешневые сады, чтобы заниматься самосбором черешни, то есть кушать прямо с…

  • Настоящие самаритяне, кто они? (часть 2)

    Если первая часть моего рассказа о самаритянах была посвящена происходящему в Неве Пинхас (район Хулона), то вторая посвящена горе Гризим и…

  • Cельское хозяйство бросает вызов.

    Хоть я и побывала в Израиле в самых разнообразных и удивительных местах, но все еще есть такие, которые меня просто поражают... В частности это та…