dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

Немцы Моисеева вероисповедания.

Worms-collage-a
Я решила написать этот пост к Девятого Ава потому что в этот день не только были разрушены Первый и Второй Храмы, но и потому что к этой дате у евреев принято приурочивать еще разные другие трагические события из жизни еврейского народа. Считается, что Девятого ава в 1095 году папа Урбан II объявил о начале Первого крестового похода, в результате которого «воины Иисуса» убили десятки тысяч евреев и уничтожили множество еврейских общин.
Девятого ава в 1348 году европейских евреев обвинили в организации одной из крупнейших в истории эпидемий чумы ("Черной смерти"). Это обвинение привело к жестокой волне погромов и убийств.
Я хочу рассказать об одной еврейской общине, которая пережила эти два ужасных события в самом сердце Европы, это еврейская община, которая существовала почти 1000 лет: еврейская община города Вормс.



Пару слов о том, почему я так назвала этот пост.

Евреи, выходцы из Германии, считали, а некоторые и до сих пор, считают себя немцами Моисеева вероисповедания. Они настолько любили ту страну, что даже после того, как их почти полностью уничтожили в Катастрофе или выгнали из Германии, все равно не хотели расставаться со своей иллюзией принадлежности к немецкой нации и ее культуре...
И если бы я не слышала эту фразу "Мы - немцы Моисеева вероисповедания" от человека, который меня ненамного старше и прожил в Германии только два первых года своей жизни, я может быть, меньше бы удивлялась парадоксальности человеческой психологии.

Археологические находки говорят о том, что еврейское поселение на месте современного Вормса было еще во времена Римской империи. С этим согласуется легенда, которая говорит, что основателей еврейского поселения туда привели из Иерусалима римляне.
Другая легенда рассказывает о еще более раннем еврейском поселении в этом месте: евреи поселились в этом месте после разрушения Первого Храма (586г.д.н.э.), когда на месте Вормса еще не было никаких известных поселений. В более благоприятные времена Первосвященник предложил местным жителям вернуться в Иерусалим, но они ответили, что Вормс для них "малый Иерусалим", а синагога - их Храм.
Если легенда говорит о таких желаниях вормских евреев еще во времена разрушения Первого Храма, то что уже говорить о современных немцах Моисеева вероисповедания.

Некоторая хронология событий еврейской общины Вормса, о которых известно достоверно.

В 1034г. в Вормсе была построена первая синагога. В общине тогда было 300 членов. Строительство финансировали Яков бен Давид и его жена Рахель.
IMGP6147a-a
Фрагмент древней синагоги 1034г. в стене современной синагоги.

IMG_20170924_113940ba-a
Подписано: "Синагога в Вормсе, когда пришли первые в 1034г." Гравюра относится, видимо, к 18-19в. (?)

Около синагоги была построена знаменитая йешива, в которой училось много выдающихся учеников, среди которых сам знаменитый Раши. Предположительно в йешиве было 160-230 сидячих мест.

1060г. Раши учился в Вормской йешиве.
Раши́ (ивр. ‏רַשִׁ"י‏‎, акроним словосочетания "Рабейну Шломо Ицхаки" — "наш учитель Шломо сын Ицхака"; 1040, Труа, Франция — 1105, там же) — крупнейший средневековый комментатор Талмуда и один из классических комментаторов Танаха; духовный вождь и общественный деятель еврейства Северной Франции.
IMG_20170924_113700a-a
Портрет Раши, 1963г., автор Георг Лёвель, житель Вормса. Был самоучкой в живописи, умер в 1970.

В 1074г. император Священной римской империи Генрих IV даровал еврейским торговцам из Вормса свободу передвижения по всему государству, дал им таможенные привилегии, дал возможность нанимать наемных работников. Также было запрещено насильно крестить еврейских детей.

К 1076г. относится самое древнее надгробье на кладбище Вормса.
IMGP6173a-a
Фрагмент надгробия 1076\1077 с кладбища “Heiliger Sand” (копия).

В 1096г. во время Первого Первого крестового похода, когда уже были известия о появлении шаек вооруженных крестоносцев, которые уничтожают еврейские общины, часть евреев Вормса осталась дома, поверив в обещания соседей-христиан защитить их. Когда крестоносцы вошли в город, они стали убивать и грабить евреев. Оставшиеся в живых евреи спрятались во дворце епископа, но там они оказались в ловушке. Им предложили выбор: креститься или умереть. Многие выбрали смерть. По одним источникам 800 человек...
Рассказывают, что один молодой еврей по имени Симха Коган, отец и 7 братьев которого были убиты, сделал вид, что он готов креститься, но когда прибыл в церковь, вытащил кинжал и убил племянника епископа (видимо собирался убить самого епископа).
Фанатики-участники Первого крестового похода уничтожили еврейский квартал и синагогу Вормса.

Те немногие евреи, которые перешли в христианство, вернулись в иудаизм через год с разрешения императора.

В 1112г. император Генрих V возобновил права евреев-торговцев. В те времена евреи перестали заниматься торговлей, а занялись ростовщичеством.

В 1146г. во время Второго крестового похода евреи нашли убежище в городской крепости и община продолжила увеличиваться.

В 1174\75гг. была восстановлена разрушенная синагога (мужская синагога)

В 1185г. была построена микве.
IMGP6234a-a
В микве до сих пор сохранилось много древних камней.

В 1212г. была построена "женская синагога", т.е. к зданию синагоги было пристроено отдельное помещение. Мужская и женская синагоги разделялись стеной, в которой было пять маленьких окон и запертая дверь. Женщина, представлявшая общину, стояла около окон и говорила, что читают в мужской части.

Махзор (цикл, иврит) из Вормса - сборник молитв на праздники и пиют, книга которой 750 лет. Он служил еврейской общине города до Второй мировой войны. Махзор состоит из двух томов, которые были написаны в 1272-80гг., руками двух отдельных переписчиков. Очень красиво написано и оформлено.
Махзор был спрятан от нацистов в Вормском кафедральном соборе архивариусом города д-ром Ф. Илертом. После войны после слушания в суде книги был переданы в Национальную библиотеку.
IMGP6240a-a
Факсимильное издание 1986г. представленное в Еврейском музее в Вормсе.

В 1349г. произошло разрушение Еврейского квартала из-за ложных обвинений, что евреи вызвали "Черную смерть" (чуму), отравив колодцы. Жители квартала были убиты, а их имущество забрал город.
Евреев подозревали в эпидемии потому, что они страдали от чумы заметно меньше, чем христиане. Возможно, свою роль сыграли замкнутый образ жизни еврейских общин и предписания иудаизма относительно личной гигиены (окунание в микве, мытье рук).

В середине 14 века Карл IV передал управление делами евреев мэрии города. И епископ Вормса назначал одного из 12 глав общины "еврейским епископом". Последний "еврейский епископ" умер в 1792г.

В 1495г. императрица Мария Бланка жена Максимилиана I слушала знаменитое пение евреев из Вормса.

IMGP6200a-a
Пара евреев из Вормса, живших в 16 веке. Изображения 16в., художник Marcus to the Lamb.
Мужчина одет в черный плащ, на котором желтый круг, обозначающий, что он - еврей. На голове его шляпа, в которой он ходил в синагогу. В руке его чеснок, шум на иврите. Почему чеснок? Это значит, что он относится к одной из еврейских общин городов Шпайер, Вормс и Майнц. שו"ם шум, сокращение на иврите от старых названий городов Шпайер, Вормс и Майнц, это три еврейские общины на берегах Рейна. Эти общины еще в 12-13 веке имели общие правила еврейской жизни. В друг ой руке мужчина держит кошелек, говорящий о денежных сделках.
Женщина также в черном плаще с желтым кругом, ее головной убор говорит о том, что она замужем, гусь, видимо, намекает на законы кашрута. Кстати, именно гусем во многих некашерных рецептах заменяли свинину...
Носить желтые круги предписывалось правилами для евреев, принятыми в Вормсе в 1584г.

IMGP6264a-a
Макет синагоги, 16в. Там, где стоит женщина - "женская синагога".

В 1615 происходят погромы в Еврейском квартале и синагоге. Синагога была сильно повреждена.
IMGP6206a-a
Гравюра, рассказывающая о преследованиях евреев. 1615г.

IMG_20170924_114242a-a
Фрагмент синагогального ковчега (ок. 1620г.)

В 1623/24 годах была построена йешива (бейт-мидраш), так называемый Бейт-Мидраш Раши.
IMG_20170924_114113ba-a
Так выглядела йешива во времена Раши, гравюра неизвестного времени - небольшие музеи, к сожалению, часто не ставят даты около экспонатов.
Глава общины того времени Давид Йгошуа Опенгайм пристроил еще одну часть к синагоге, для использования как бейт-мидраш. Это место стали называть Бейт-Мидраш Раши, несмотря на то, что Раши умер за 500 лет до этого.
Каменное кресло, по традиции, считается, использовал Раши, когда учился и учил. Нет документального подтверждения, что это действительно было так.

IMG_20170924_113940a-a
Бейт Мидраш, где сидел и толковал наш учитель РаШи (Шломо Ицхаки רש"י: רבי שלמה יצחקי)
זכר צדיק וקדוש לברכה - זצוק''ל
Гравюра без даты.

IMGP6233a-a
Комната в йешиве с плаката в музее (фотография?). Каменное кресло стоит на своем месте.

В 1689г. войска короля Людовика XIV разрушают город, включая Еврейский квартал, в ходе Войны Аугсбургской лиги.
Ущерб, нанесенный синагоге пожаром 1689 года, был очень серьезный. Здание не смогли восстановить до 1700 года.

IMGP6162a-a
Часть лампы из старой синагоги, 18в.

IMG_20170924_113546a-a
Как накладывать тфилин, 1761г.

IMG_20170924_113940ca-a
Двор синагоги и стены бейт-мидраша Раши.

В 1801г. было упразднено гетто. В течении 19ого столетия евреи Вормса покидают Еврейский квартал и поселяются в городе. Они хорошо зарекомендовали себя в торговле, а также включились в интеллектуальную, политическую и культурную жизнь города.

К середине 19ого века в еврейской общине Вормса преобладало либеральное течение. Поэтому в 1842 году была убрана перегородка между мужскими и женскими синагогами.

В 19ом веке евреи стали полноправными гражданами, в 1848г. еврей стал мэром города.

IMG_20170924_114325a-a
Интерьер синагоги, 1854г., акварель.

IMGP6224a-a
Сад у синагоги, 1854г., акварель.


Это платок, на котором изображена молитва в Йом-Кипур в германской армии в 1870г. во время Франко-Прусской войны.

В 1875г. была освящена синагога имени Леви.

IMG_20170924_114103a-a
Двор синагоги, 19в. (?)

IMG_20170924_114113a-a
Внутри синагоги, 19в. (?)

IMGP6210a-a
Judengasse (Еврейский переулок), 1909г.

IMGP6272a-a
Евреи, служившие в германской армии во время Первой мировой войны.

В 1933г. перед приходом нацистов к власти в Вормсе жило 1016 евреев. Многие оставили город из-за экономического бойкота и преследований. Еврейские дети были изгнаны из школ, и община открыла свою школу в 1936г. О таких школах я рассказывала тут

IMGP6270a-a
Надпись на окне еврейского бизнеса, 1936г.

IMGP6274a-a
Антисемитская пропаганда 1937-1938г..

"Хрустальная ночь" 9\10 ноября 1938: синагога сгорела, еврейские дома и магазины были разрушены, евреи-мужчины были отправлены в концлагеря.
IMGP6280a-a
Пожар синагоги 10.11.1938г. Пожарники не тушили огонь, но пытались помешать огню распространятся на соседние дома. Любопытные люди стояли на улице и смотрели. Древняя синагога сгорела полностью.

В мае 1939г. городе осталось 316 евреев, из которых мало кто пережил Катастрофу.

Чудом сохранившиеся стены синагоги были взорваны в 1942г.
Остатки зданий пострадали в конце Второй мировой войны во воздушных налетов на Вормс Армии союзников.

В 1945 можно было сказать, что еврейская община города, просуществовавшая почти 1000 лет, погибла.

IMGP6109a-a
Изкор. Памяти погибших в Катастрофе, часть списка в синагоге.

IMGP6283a-a
Памятные таблички с именами евреев, депортированных из Вормса.

Удивительно, но Еврейское кладбище пережило нацистский период.

IMGP6156a-a
В 1961г. была открыта восстановленная Старая синагога. Восстановление синагоги финансировало правительство Германии. Постарались использовать как можно больше оригинальных камней, которые были спасены. Кроме того, использовали старые изображения, вы сами видите, что современная синагога похожа на изображения погибших синагог.
Сейчас синагога, открыта как музей, но также является действующей синагогой, используемой еврейской общиной. Эта синагога считается самой старой существующей синагогой Германии.

IMGP6090a-a
Интерьер синагоги, бима и синагогальный ковчег.

IMGP6093a-a
Синагогальный ковчег и ханукия.

IMGP6099a-a
Внутри синагоги представлен проект"Зодиакальный круг" .
Это почти забытая традиционная еврейская каллиграфия. Рисунки взяты из западноевропейских танахических рукописей 12-14 веков. С помощью компьютерной анимации изображения проецируются на стены синагоги. Технология 21 века позволяет посетителям заглянуть в забытый мир еврейского средневековья.

IMGP6148a-a
Вокруг здания синагоги можно обойти.

IMGP6139a-a
Современная скульптура, изображающая Раши.

В 1982г. открылся Еврейский музей в реконструированном доме, который за свою 800-летнюю историю использовался по-разному: йешива, больница, танцзал и свадебный зал, раввинат и дом престарелых. Его назвали Дом Раши.

В 2010г. неизвестные подожгли синагогу и разбросали листовки, в которых было написано: "Если не оставите Палестину в покое, мы не оставим в покое вас". Пожар был быстро потушен. Легко догадаться, кто были те неизвестные, но официально, видимо, неизвестными и остались.


Еще некоторые экспонаты из Еврейского музея - Дома Раши.

Как и все еврейские музеи, здесь представлены предметы и изображения, рассказывающие о еврейской культуре и традиции.

IMGP6243a-a
Археологические находки при раскопках в Еврейском переулке, 13-18в..

IMG_20170924_113009a-a
Одежда к Йом-Кипур.

IMG_20170924_113256a-a
Субботние халы. Посмотрите какие интересные формы.

IMG_20170924_113318a-a
Свиток Эстер.

IMG_20170924_113445a-a
Еврейская свадьба.
Обратите внимание на пояс у невесты. Это специальный брачный элемент.
Среди евреев Германии в 16 веке было принято, чтобы жених и невеста обменивались подарками: жених посылал невесте пояс с золотой пряжкой, а невеста жениху пояс с серебряной пряжкой.
Эти пояса жених и невеста одевали под хупой, иногда эти пояса соединяли друг с другом третьим поясом.
Тут мы видим пояс только у невесты. И я думаю, что тут скорее изображен 18в., а не 16в..

(О еврейских свадьбах подробно я писала тут и тут)

IMGP6269a-a
Обручальное (кидушное) кольцо. Старинные кидушные традиционные кольца использовались в брачном ритуале посвящения (кидушин). На них изображены разные символы: дом, рыбы для плодородия, пшеница и виноград для счастья, а также маген-давид и менора-семисвечник.
Кидушное кольцо занимало центральное место во время ритула объявления жениха и невесты мужем и женой.
Особенно роскошные кольца, на которых написано "мазаль тов" и изображен крошечный домик, символизирующий Храм или основание нового дома, известны в ашкеназийских общинах Германии и Италии с 13 века. Эти кольца были огромного размера и предназначались только для ритуала. После этого хранились в семьях или в общине в память разрушения Храма в надежде на создание еврейского дома.

IMG_20170924_113612a-a
Как накладывать тфилин. 16в., французский гравёр 17 века Матье Ожье (Mathieu Ogier), выгравирована на меди в 1698 году. Спасибо [personal profile] murskij.

IMG_20170924_114143a-a
Церемониальные предметы для встречи Субботы: субботние подсвечники, кидушные рюмки, субботнее блюдо. (17-20вв)

IMGP6267a-a
Шапокляк, 19в.., такие головные уборы носили евреи.

Чтобы попасть на кладбище, надо пройти по городским улицам.
IMGP6079a-a
Так Judengasse (Еврейский переулок) выглядит в наши дни.

Это кладбище - удивительный свидетель того как в просвещенном 20 веке живые погибли, а мертвые выжили...

Кладбище Heiliger Sand (Святые пески, нем.) существует с 1076 года и, насчитывая около 2000 могил, представляет собой одно из старейших сохранившихся еврейских кладбищ в Европе. Оно более чем на 350 лет старше знаменитого Пражского кладбища. Есть те, кто считает, что это самое старое еврейское кладбище в Европе сохранившееся почти в первозданном виде. Оно - молчаливое напоминание о существование древней еврейской общины.

IMGP6326a-a

Самые старые надгробия - около 50 из них датируются 11-м и 12-м веков - находятся в основном в южной части, "Долина раввинов" содержит особенно высокую концентрацию могил известных ученых.
Почти все могилы находятся в их исходном состоянии.
Самая новая могила датируется 1930г. Новое еврейское кладбище Вормса было открыто в 1911г.
По неизвестным причинам надгробья не повернуты, как принято, к Иерусалиму, а смотрят на юг.

По легенде здесь есть отдельная могила 12 пожилых людей, которые во время Первого крестового похода в 1096г. просили защиты у городского совета, и когда им было отказано, убили членов этого совета, а затем совершили коллективное самоубийство на кладбище.

IMGP6292a-a
Слева могила раввина Меира фон Ротенбурга, 1293г., справа могила Александра Саломо Вимпфена 1307г.

IMGP6319a-a
Могила раввин Якоба Молина (Магарил), 1427г.

IMGP6317a-a
Могилы знаменитостей до сих пор посещаются.

IMGP6322a-a

IMGP6325a-a

IMGP6301a-a
Часть надгробий были разломаны в период нацистского правления, чтобы проложить короткую дорогу через кладбище. Городской архивариус д-р Фридрих Илерт остановил уничтожение надгробий, сказав, что сам Гимлер был впечатлен исторической ценностью кладбища во время его посещения. После окончания войны во время реставрации кладбища разбитые надгробья вмонтировали в стену кладбища.

IMGP6308a-a
Надгробья конца 19в.

IMGP6297a-a

Страница синагоги на сайте города Вормса https://www.worms.de/de/tourismus/sehenswertes/listen/synagoge-und-mikwe.php
Часы работы:
С апреля по октябрь, ежедневно
10:00 - 12.30 и 13.30 - 17:00
С ноября по март, ежедневно
10:00 - 12 и 14 - 16:00
Вход свободный!
Адрес:
Synagogenplatz
(in der Judengasse)
67547 Worms

Еврейский музей в Доме Раши
Jüdisches Museum im Raschi-Haus
Hintere Judengasse 6
67547 Worms
Со вторника по воскресенье
10:00 - 12.30 и 13.30 - 17:00
в понедельник закрыто.

Выходцы из Германии имеют свой музей и в Израиле, я о нем рассказывала:
Музей немецкоговорящего еврейства - Центр наследия йеким в парке Тефен


Инфа:
https://dbs.bh.org.il/he/%D7%95%D7%95%D7%A8%D7%9E%D7%A1/%D7%9E%D7%A7%D7%95%D7%9D
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%94%D7%93%D7%95%D7%AA_%D7%95%D7%95%D7%A8%D7%9E%D7%99%D7%99%D7%96%D7%90
http://web.nli.org.il/sites/NLI/Hebrew/collections/treasures/shapell_manuscripts/mikra/worm/Pages/default.aspx
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D0%B0%D0%B2%D0%B0
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B_%D0%B2%D0%BE_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F_%D1%87%D1%83%D0%BC%D1%8B
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%94%D7%93%D7%95%D7%AA_%D7%95%D7%95%D7%A8%D7%9E%D7%99%D7%99%D7%96%D7%90
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%92%D7%96%D7%99%D7%A8%D7%95%D7%AA_%D7%AA%D7%AA%D7%A0%22%D7%95
https://www.kikar.co.il/%D7%9B%D7%90%D7%9F-%D7%A0%D7%99%D7%A6%D7%9C%D7%95-%D7%97%D7%99%D7%99%D7%95-%D7%A9%D7%9C-%D7%A8%D7%A9%D7%99-%D7%9E%D7%A1%D7%A2-%D7%91%D7%A2%D7%A7%D7%91.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%88%D0%B8
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D0%B0%D0%B2%D0%B0
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A8%D7%A9%22%D7%99
https://de.wikipedia.org/wiki/Synagoge_Worms

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2299281.html.
Tags: Германия, еврейское, синагога
Subscribe

Posts from This Journal “еврейское” Tag

  • Пальма любви и смерти.

    Как много могут рассказать растения о человеческой жизни и смерти? О человеческой деятельности? Как часто мы об этом задумываемся и замечаем? Как…

  • Несостоявшийся диалог.

    Поверьте, я бы лучше про цветочки, но жизнь иногда просто заставляет... В мире израильской культуры иногда происходят просто удивительные вещи. И…

  • В чащах юга жил-был цитрус.

    Сегодня в честь праздника Шавуот я решила рассказать об истории цитрусовых в Израиле. Вы скажите мне, что цитрусовые не имеют никакого отношения к…

  • История о пяти повешенных и об эвкалиптовой роще.

    Есть ли у нас возможность в этой стране хоть шаг ступить и не вляпаться в историю не ощутить историю? Поехали мы в Нетанию искать…

  • Бен-Гурион, человек, а впоследствии аэропорт...

    Есть люди, про которых можно точно сказать, что без них этой страны просто не существовало бы. Именно таким человеком является Давид Бен-Гурион.…

  • "Кровь Маккавеев еще течет в наших жилах"

    Как стал бессмертник кроваво-красный, а на иврите "красная кровь маккавеев" (דם-המכבים האדום) символом Дня памяти погибших в войнах Израиля и…

  • Праздничная фантазия на тему мацы

    Ну что, граждане, пришло время печь есть мацу. Маца, во всяком случае для меня, была откровенным символом еврейства в Советском…

  • Так закончилась еврейская история Европы...

    75 (!) лет призывов к толерантности и мультикультурализму оказалось не достаточно для бельгийского суда, который запретил кашерный забой скота,…

  • "Есть у меня ханукия"

    Выставка "Есть у меня ханукия" из коллекции ханукальных светильников семьи Закай (Дора и Пинхас Закай) проходила в прошлую Хануку в Доме-музее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

Posts from This Journal “еврейское” Tag

  • Пальма любви и смерти.

    Как много могут рассказать растения о человеческой жизни и смерти? О человеческой деятельности? Как часто мы об этом задумываемся и замечаем? Как…

  • Несостоявшийся диалог.

    Поверьте, я бы лучше про цветочки, но жизнь иногда просто заставляет... В мире израильской культуры иногда происходят просто удивительные вещи. И…

  • В чащах юга жил-был цитрус.

    Сегодня в честь праздника Шавуот я решила рассказать об истории цитрусовых в Израиле. Вы скажите мне, что цитрусовые не имеют никакого отношения к…

  • История о пяти повешенных и об эвкалиптовой роще.

    Есть ли у нас возможность в этой стране хоть шаг ступить и не вляпаться в историю не ощутить историю? Поехали мы в Нетанию искать…

  • Бен-Гурион, человек, а впоследствии аэропорт...

    Есть люди, про которых можно точно сказать, что без них этой страны просто не существовало бы. Именно таким человеком является Давид Бен-Гурион.…

  • "Кровь Маккавеев еще течет в наших жилах"

    Как стал бессмертник кроваво-красный, а на иврите "красная кровь маккавеев" (דם-המכבים האדום) символом Дня памяти погибших в войнах Израиля и…

  • Праздничная фантазия на тему мацы

    Ну что, граждане, пришло время печь есть мацу. Маца, во всяком случае для меня, была откровенным символом еврейства в Советском…

  • Так закончилась еврейская история Европы...

    75 (!) лет призывов к толерантности и мультикультурализму оказалось не достаточно для бельгийского суда, который запретил кашерный забой скота,…

  • "Есть у меня ханукия"

    Выставка "Есть у меня ханукия" из коллекции ханукальных светильников семьи Закай (Дора и Пинхас Закай) проходила в прошлую Хануку в Доме-музее…