dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

"...возвратишься в землю, ибо из нее ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься."(Бырэйшит 3-4)

Kvura-collage-a
Смерть - интегральная часть жизни. И если говорить о ней, то, наверно нет более подходящего дня, чем Йом-Кипур.
Смерть, отношение к мертвым, все связанное с прощанием, похоронами, трауром - аспекты человеческой культуры живых и никуда от этого не деться.
Важно помнить, что у евреев не принята эстетизация смерти, во всяком случае в Израиле.



Имено эта картина подвигла меня написать пост на эту тяжелую тему. Когда я посмотрела на нее, я подумала, что, наверно я должна написать... И у меня на то есть личная причина. Когда мне было 5 лет, умер мой отец. И с этого возраста я очень часто бывала на кладбище. Именно мои детские ощущения от кладбища помогли мне собрать и написать все это.

"Кладбище", Иссахар Рыбак. Выставка "Еврейский авангард", 2015г.


Начнем с самых знаменитых захоронений в Эрец-Исраэль.

IMGP4031d-a
"Пещера Патриа́рхов, также пещера Махпела́" в Хевроне, фрагмент листа "Иерусалим и танахические места", Х.Д. Браверман, 19в.
По еврейской традиции считается, что здесь похоронены Адам и Хава, Авраам, Ицхак и Яаков, а также их жёны Сара, Ривка и Лея.
Территория памятника разделена на 2 части, мусульманскую и иудейскую.
Каждый год пещеру Махпела посещают сотни тысяч туристов и паломников. Особенно велик поток посещающих комплекс во время еврейских праздников Песах и Суккот, когда вход открыт только для евреев.
Выставка "Виды Иерусалима 19 века, графика и фотографии".


"Гробница праматери Рахели", Герман Штрук.
Гробница находятся под контролем Израиля. В здании находится синагога. Из поколения в поколение гробница праматери Рахели была местом молитвы, к которому приезжали и приезжают евреи со всего мира.
Выставка "Штейнхардт и Штрук, художник и его учитель".

IMGP7212a-a
Гробницу Йосефа можно увидеть с видовой площадки над Шхемом. На могилу указывает красная стрелка. По ословским соглашениям могила Йосефа должна быть полностью под израильской юрисдикцией. Но во время беспорядков 1996г. и 2000г. израильские солдаты перестали охранять гробницу. В наши дни один раз в месяц ночью в сопровождении армии туда приезжают евреи для молитвы.

IMGP4068a-a
"Гробница Авшалома в Иерусалиме", Т. Аллом, 1838г..
Выставка "Виды Иерусалима 19 века, графика и фотографии".
По преданию, это сооружение ассоциируется со столпом, воздвигнутым Авшаломом, сыном Давида; однако по археологическим и архитектурным признакам оно соответствует приблизительно 1в.д.н.э., что на сотни лет позже смерти Авшалома.

В Музее Гехта в Хайфе можно увидеть оссуарии, использованные в Иудеи во времена Второго Храма (1в.д.н.э - 1в.н.э.), когда было принято захоронение в два этапа. Считается, что традиция такого рода похорон появилась в связи с дефицитом места в семейных склепах в связи с увеличением народонаселения.
Во время «первых» похорон тело умершего помещалось в нишу погребальной пещеры, а примерно через год, когда тело истлевало, кости складывались оссуарий.

Это были специальные емкости для вторичного захоронения (захоронения костей). Оссуарии ставились в семейный склеп - пещеру, выдолбленную в скале. Размер оссуария намного меньше размера человеческого тела, поэтому он выглядит небольшим.
Вторичное захоронение было принято, т.к. в те времена верили, что возрождение каждого умершего произойдет из скелета.

Оссуарии украшались резьбой с изображением геометрических форм, растительных мотивов и надписей. На втором от нас выбито на иврите мама (אמא), явно неумело и трогательно, и ощущение, что это сделал кто-то из детей покойной...

IMGP5912a-a
Предположительно, это саркофаг, в котором был похоронен царь Ирод (37 или 36 до н. э. — 4 или 1 до н. э) в Иродионе. Его можно увидеть в Музее Израиля.


Надгробная плита с надписью:
"Душа Махриши дочери друга нашего Марсы, которая умерла в четверг, 17 дней месяца элюль, в четвертый год шмиты, 362 год после разрушения Храма. Пусть будет ей мир и покой. Мир, мир, мир, мир."
Музей Гехта в Хайфе.

Говоря о еврейских захоронениях на территории Эрец-Исраэль, невозможно не сказать о Бейт-Шеарим.
В середине 2в.н.э. в Бейт-Шеарим поселился Рабби Йеуда Анаси глава Синедриона, систематизатор Устного Закона и редактор Мишны. Синедрион перебрался в Бейт-Шеарим и это было время расцвета данного места. Последние 17 лет жизни Рабби Йеуда Анаси по соображениям здоровья прожил в Ципори, но завещал похоронить себя в Бейт-Шеарим в семейном склепе, который построил еще при жизни.
Благодаря могиле Рабби Йеуда Анаси Бейт-Шеарим стал модным и престижным кладбищем как Кремлевская стена Масличная гора. С этого момента начинается расцвет некрополя Бейт-Шеарим. Тела для захоронения здесь привозили из разных стран, для консервации использовали мед. Так что можно себе представить, кто мог себе такое позволить.
Поселение Бейт-Шеарим было разрушено в 4в.н.э., во время еврейского восстания против императора Констанция Галла. Поселение было разрушено, а огромное подземное кладбище осталось... глубоко под землей.
Теперь спустимся под землю и заглянем в погребальные пещеры.

Эта пещера - целый подземный город с улицами, переулками и тупиками. Здесь было найдено более ста саркофагов, часть из которых украшена разным образом.
Хотя иудаизм не приемлет эстетизацию смерти, влияние окружающих народов сильно чувствовалось и здесь мы это видим своими глазами. Этот саркофаг мог принадлежать еврею, во-первых относительно скромный, во-вторых на крышке саркофага вырублены как бы рога. Но есть и еврейские саркофаги с красивой резьбой по камню, богатые евреи стремились быть как все окружающие народы и после смерти, и не только в те времена...

В в одной из пещер изображение меноры и саркофаг со скромными, но украшениями.
Саркофаги все пусты. Останки, согласно традиции, преданы земле.

Рабби Йеуда Анаси завещал похоронить себя без саркофага и украшений, так, как это полагается у иудеев.
Прах раби Иехуда ха Наси не переносился, и это захоронение является могилой.

В древнем Риме есть захоронения евреев, жителей города, в катакомбах. Там сохранились надгробия. Большинство из них сделано на греческом языке — разговорном языке евреев Римской империи.
Вот такую табличку я сфотографировала в Капитолийском музее:

Это надгробие 3-4в.н.э.. Написано "Здесь жил Амиас, еврей из Laodicea. Он прожил 85 лет. Шалом" Весь текст написан на греческом, кроме "шалом". Шалом написан на древнем иврите и нарисована менора.

В христианских и мусульманских странах средневековой Европы наличие у еврейской общины участка для устройства кладбища было признаком ее жизнеспособности и признания властями. Иногда правители, заинтересованные в участии евреев в развитии экономики подвластных им городов, старались привлекать их в свои владения, предоставляя им, наряду с прочим, необходимые для кладбища участки земли. Таким образом по могильным плитам можно судить о наличии еврейской общины в том или ином месте в определенное время.

К 1076г. относится самое древнее надгробье на кладбище Вормса (Германия).
IMGP6173a-a
Фрагмент надгробия 1076\1077 с кладбища “Heiliger Sand” (копия). Еврейский музей, Вормс (Германия).

IMGP6292a-a
Еще древние захоронения с кладбища “Heiliger Sand”, Вормс (Германия). Слева могила раввина Меира фон Ротенбурга, 1293г., справа могила Александра Саломо Вимпфена 1307г. Как видите, могилы посещаются. У евреев не принято приносить цветы. В знак посещения на могильную плиту кладется камешек...

Сейчас все в Израиле знают, что похоронные услуги оказывает Хевра Кадиша.
Хевра Кадиша (חברה קדישא) в переводе с арамейского "группа занимающаяся святым (делом)", "святое общество" - еврейское похоронное общество. Оно оказывает все услуги, связанные с похоронами евреев в соответствии с Галахой.

Историю Хевра Кадиша полностью я так и не смогла найти. Есть версия, что она происходит из средневековой Испании. После изгнания евреев из Испании в 1492 году, изгнанные оттуда евреи принесли идею создания похоронного общества преехала через Италию в Центральную Европу.

В 1564г. (а в других источниках 1573г.) говорится, что Махараль (Рабби Лива (Иехуда Лива бен Бецалель МАХАРАЛ - מורנו הגדול רבי ליווא המהר"ל) поселился в Праге и написал правила Хевра Кадиша, которые даже подтвердило тогдашнее правительство. В работе погребального общества участвовали добровольцы. По этим правилам Маараля каждый еврей имел право на бесплатные похороны.


Могила Махараля, одного из величайших еврейских ученых Праги на Старом еврейском кладбище, стала местом общееврейского паломничества.
И я свой камешек положила.

Затем погребальные общества образовались в Германии: в 1597 году во Франкфурте, 1609 в Вормсе, 1662 в Майнце, 1670 в Гамбурге, 1703 году в Кенигсберг (Пруссия). Общества были организованы как братства и включали только мужчин. Женщины образовывали свои собственные общества.

От Пражского похоронного общества мы получили цикл изображений, рассказывающих о работе Хевра Кадиша (около 1772 г.). С датировкой сложно, на часть изображений я нашла даты отдельно. В целом конец 18в.
Я сфотографировала их в Еврейском музее города Вормс (Германия).

IMG_20170924_113838a-a
Члены Хевра Кадиша молятся у постели тяжелобольного, 1772г.

У евреев принято хоронить в самый короткий срок после кончины. Отсрочка более чем на один день допустима только для того, чтобы отдать последний долг умершему (например, когда близкие родственники должны приехать издалека или если впереди суббота или праздник).
В субботу и праздники не хоронят.
До похорон не принято выражать соболезнование семье покойного.

IMG_20170924_113843a-a
Члены Хевра Кадиша выносят покойного из дома (около 1780 г.)
Тут же дают милостыню. Считается, что кто-то должен физически совершить доброе дело в этом материальном мире. То дело, которое сам умерший уже сделать не в состоянии. Тем не менее, когда это делается кем-то в память о нем, душа его получает дополнительную заслугу и духовное вознесение.

IMG_20170924_113824a-a
Раввин читает молитву.

IMG_20170924_113754a-a
Тело несут к могиле.

IMG_20170924_113800a-a
Ритуальное омовение рук на выходе с кладбища (нетилят ядаим).
На изображении мы видим дату 1697г., которая отличается от дат в других источниках.

IMG_20170924_113803a-a
Трапеза похоронного товарищества Хевра Кадиша.

IMGP7594a-a
Кубок для трапез Хевра Кадиша, Аугсбург, Германия, 1590г. Музей Израиля, Иерусалим.
Кубок напоминает кубки профессиональных гильдий того времени.

Еще изображения рассказывающие о смерти, которые я сфотографировала в Музее эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier, Франция) и в Эльзасском еврейском музее (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).

Тело умершего кладут на пол, ноги вместе и руки на груди, закрывают ему глаза, снимают всю одежду и накрывают лицо белой тканью. Зажигают свечи в изголовье.
IMGP3006a-a
Как я смогла прочесть, автор Edw Loevy 88 (???), может быть имеется в виду Edward Loevy.

Дальше к сожалению, автор изображений неизвестен, соответственно нет дат, но они очень напоминают цикл изображений Пражского похоронного общества. Ориентировочно 18 век.
IMGP3005c-a

IMGP3012a-a
Ритуальное омовение

Кладбища еврейских общин средневековой Европы обычно располагались на краю гетто, и при них имелось (как и поныне на многих из них) особое строение для омовения покойников.
Как только врач засвидетельствовал смерть, работники хевра кадиша (похоронное общество) готовят тело к погребению. Они тщательно омывают тело и, если возможно, окунают его в микву - не в ту, которой пользуются живые. Тело мужчины омывается мужчинами, тело женщины - женщинами.
В основе деятельности общества лежит ритуал очищения. Тело сначала тщательно очищается от грязи, жидкостей организма и твердых веществ и всего остального, что может быть на коже, а затем ритуально очищается путем погружения или непрерывного потока воды от головы по всему телу.

IMGP7625a-a
Календарь "Общество очищения" с изображением омовения умершего. 1776г., Северная Италия.

Когда тело очищено, его одевают в простую белую одежду из муслиновых или льняных тканей. Она состоит из десяти предметов для мужчины и двенадцати для женщины.
Обычай одевать умерших в простую белую одежду был введен в глубокой древности, чтобы подчеркнуть равенство богатых и бедных перед смертью.
Запрещается бальзамировать труп. Кровь и внутренности неотделимы от тела.
Украшение покойного дорогими изделиями из золота и серебра воспрещено (Майм. Яд 4:2). С талмудических времен вошло в обычай хоронить мужчину в таллите, которым он пользовался при жизни.
В некоторых общинах был обычай шить части похоронной одежды при жизни и одевать их на свадьбу поверх или под свадебную одежду. Эту одежду одевали также на важные религиозные церемонии, например в Йом-Кипур.

Части погребальной одежды из разных музеев.

IMGP4241a-a
Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier, Франция

IMGP4244a-a
Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier, Франция

IMGP7587a-a
Рубаха из льна, Марокко, ок. 1950г., Музей Израиля, Иерусалим (Израиль)

IMGP7591a-a
Части одежды из Германии, нач. 20в. Музей Израиля, Иерусалим (Израиль)
Эти вещи сшиты женщинами-членами Хевра Кадиша.

IMGP3004a-a
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller), Франция

IMGP7535a-a
Для сопровождение мертвого в последний путь использовалась карета Хевра Кадиша, 19в., Венгрия. Музей Израиля, Иерусалим.

IMGP8808a-a
"Еврейские похороны" конец 19в., Вильгельм Вахтель
Художественный музей им. Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.

Теперь вернемся к изображениям неизвестного автора из Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier (Франция) и из Эльзасского еврейского музея (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller), Франция.

Выставлять умершего на всеобщее обозрение в открытом гробу считается оскорбительным.

IMGP3009a-a
Церемония похорон проста. Вслед за несколькими псалмами читается краткая молитва, восхваляющая Б-га, дающего жизнь и лишающего ее. Иногда раввин произносит краткую речь об усопшем.
Гроб опускается в могилу и засыпается землей. В современном Израиле евреев, обычно, не хоронят в гробах.
Затем могила немедленно закрывается с помощью всех участников похорон.

IMGP3007a-a
После похорон.

IMGP8805a-a
"На могилах предков" 1900, Шмуэль Хиршенберг.
Художественный музей им. Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.


Церемониальный дом и морг при Старом еврейском кладбище в Праге (בית הטהרה, בניין החברא קדישא) были построены в 1911–12 гг. в псевдоромантическом стиле по проекту архитектора И. Герстла. Эти помещения входят в состав Еврейского музея и используются в качестве выставочного помещения. Там можно увидеть выставки, посвященные еврейской традиции.

С кладбища скорбящие приезжают в дом, где жил покойный. Там они будут сидеть шив’а — семь дней траура.
IMGP3002a-a
Шив’а, Альфонс Леви, конец 19в.

Очень важной датой считается годовщина смерти.
IMGP4122a-a
"Годовщина (йорцайт) на могиле его жены" (M. et A. Rothé), Альфонс Леви, конец 19в.

У евреев приняты траурные объявления, сообщающие о кончине и дате похорон.
IMGP4276a-a
Траурное объявление, кон-19-нач.20вв., Еврейский музей в Marmoutier (Франция)

В современном Израиле траурные объявления ничем не украшают.
Gideon Gechtman modaat evel 001.jpg
מאת גדעון גכטמן
, ישראלי, 1942-2008 - Bat-Sheva Zeisler - Gideon Gechtman Estate, CC BY 3.0, קישור</p>


Хочу показать несколько еврейских кладбищ, на которых я побывала.

Кладбище Heiliger Sand (Вормс, Германия)

Кладбище Heiliger Sand (Святые пески, нем.) в Вормсе существует с 1076 года и, насчитывая около 2000 могил, представляет собой одно из старейших сохранившихся еврейских кладбищ в Европе. Оно более чем на 350 лет старше знаменитого Пражского кладбища. Есть те, кто считает, что это самое старое еврейское кладбище в Европе сохранившееся почти в первозданном виде. Оно - молчаливое напоминание о существование древней еврейской общины.

IMGP6326a-a

Самые старые надгробия - около 50 из них датируются 11-м и 12-м веков - находятся в основном в южной части, "Долина раввинов" содержит особенно высокую концентрацию могил известных ученых.
Почти все могилы находятся в их исходном состоянии.
Самая новая могила датируется 1930г. Новое еврейское кладбище Вормса было открыто в 1911г.
По неизвестным причинам надгробья не повернуты, как принято, к Иерусалиму, а смотрят на юг.

По легенде здесь есть отдельная могила 12 пожилых людей, которые во время Первого крестового похода в 1096г. просили защиты у городского совета, и когда им было отказано, убили членов этого совета, а затем совершили коллективное самоубийство на кладбище.

IMGP6319a-a
Могила раввин Якоба Молина (Магарил), 1427г.

IMGP6317a-a
Могилы знаменитостей до сих пор посещаются.

IMGP6322a-a

IMGP6325a-a

IMGP6301a-a
Часть надгробий были разломаны в период нацистского правления, чтобы проложить короткую дорогу через кладбище. Городской архивариус д-р Фридрих Илерт остановил уничтожение надгробий, сказав, что сам Гиммлер был впечатлен исторической ценностью кладбища во время его посещения. После окончания войны во время реставрации кладбища разбитые надгробья вмонтировали в стену кладбища.

IMGP6308a-a
Надгробья конца 19в.

Эти надгробия мне напомнили Преображенское кладбище в Питере и многие мои детские воспоминания о его частых посещениях... Даже тогда мне уже было ясно, что кладбище это место где люди писками меряются демонстрируют свои финансовые возможности. Каких только памятников не ставили своим близким... Моя мама рассказывала, что когда она ходила заказывать моему отцу скромный камень, по возможностям молодой вдовы, то в месте заказа разговорилась с мужчиной, который похоронил жену. Он сказал, что выбранный мамой камень слишком скромный, а он своей жене возьмет большой и шикарный: "Она у меня заслужила..."

IMGP6297a-a


Старое еврейское кладбище в Праге (Чехия)


Кладбище существует с первой половины 15 века.
Вы только представьте себе, что на небольшом пятачке Еврейского квартала Праги жило и умирало огромное количество народу.
Весь этот умерший народ в течение трехсот с лишним лет хоронили на одном-единственном кладбище, расположенном здесь же - в Еврейском квартале Праги. А поскольку еврейские традиции запрещают уничтожать могилы, то новых усопших хоронили поверх старых.


Поэтому дошедшее до нас Старое еврейское кладбище Еврейского квартала Праги напоминает слоеный пирог, усыпанный надгробными камнями.

Еще памятники старого еврейского кладбища - есть в них что-то завораживающее...





IMGP3020a-a
Изображение кладбища из Эльзасского еврейского музея (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller), Франция


Кладбище Marmoutier, Эльзас (Франция)

Еврейская община не имела своего кладбища в Мармутье до 18в.
Только в 1792 году, после революции, когда евреям были предоставлены гражданские права, им позволили открыть свои собственные кладбища. Таким образом, в 1798 году муниципалитет Мармутье дает евреям землю за пределами города, у леса. Рядом с кладбищем протекает ручей.
Кладбище имеет более 500 надгробных плит.

IMGP3998a-a
Более дешевые места находятся на берегу ручья, на склоне и имеют простые надгробья.

IMGP4011a-a

IMGP4021a-a

IMGP4005a-a
С правой стороны, более крупные памятники. Они принадлежат богатым семьям и часто украшены цветочными орнаментами или символами.

IMGP4009a-a

После аннексии Эльзаса Германией в 1870 году от евреев требовали использовать только немецкий язык для надписей. Но евреи продолжали использовать иврит и французский.

Среди могил можно увидеть могилы двух еврейских мэров города и могилу Пьера Каца (1927-2006), последнего представителя еврейской общины Мармутье.

IMGP4022a-a
Был выработан лаконичный язык символов, указы­ваю­щих на принадлежность могилы: кисти рук в традиционном благословляющем жесте — могила коэна; древние музыкальные инструменты или кувшин — могила левита; руки над зажженными свечами или горящие свечи в субботних подсвечниках — могила женщины.... Подробнее


Совершенно невероятные артефакты существовали в лагерях для перемещенных лиц на Кипре, где жили евреи, которых не пускали в Эрец-Исраэль после Катастрофы. Это "странствующие могилы" (קברים נודדים).
IMGP8460a-a
Это миниатюрные могильные плиты, которые можно перевозить с собой куда угодно. На них указаны имена конкретных людей, и конкретные концлагеря в которых они погибли. Обычные могилы символизируют привязанность человека к земле, в которой он похоронен. Здесь все наоборот - могила путешествует за человеком. Это точно отражало ситуацию кипрских изгнанников, которые потеряли свои дома, семьи и кладбища, на которых похоронены их предки...
Эти вещи хранятся в музее Яд Вашем. Выставка "Кипр. Искусство выживания. 1946-1949"


Если выйти за стену Старого города, то можно увидеть...
IMGP4566a-a
...Масличную гору. Здесь находится знаменитое еврейское кладбище.

IMGP7544a-a
Вид на кладбище "Сгула", фото из окна Номи Лешем. Она фотографировала это кладбище на протяжении года и сделала 12 фото. Это одно из них.
С выставки в Музее Израиля.

В следствии отсутствия площадей в Израиле, было принято решение о многоэтажных захоронениях.
YARKON04.jpeg
מאת מיכאלי, ייחוס, קישור

«Унетане токеф» (וּנְתַנֶּה תֹּקֵף, `и придадим силу`), пиют 11 века, считается, что слова написаны раввином Амноном из Магенцы (Майнца), по другой версии в память о мученической смерти раввина Амнона. Музыку написал Яир Розенблюм в память 11 членов кибуца Бейт-Шита, погибших в Войне Судного дня.
Исполняет Гиватрон, солист Ханох Альбалак (חנוך אלבלק). Исполняется в Йом-Кипур.



ЗаК"А (זק"א), лирическое отступление.

В один обычный рабочий день, 28.11.2002 в Кнессете собрались действительно достойные люди, которые представляли израильское общество и это были совсем НЕ "народные избранники".
Это было мероприятие, о котором не писали на первых полосах газет с большими заголовками. На этом мероприятии министр здравоохранения вручал почетные грамоты лучшим добровольческим организациям Израиля, сфера деятельности которых связана с министерством здравоохранения. Вы о таких слышали? В Израиле их очень много.
На каждую тяжелую или неизлечимую болезнь или инвалидность есть своя добровольческая организация. Почему они существуют, когда, казалось бы, государство должно заботится о больных, мы ведь платим "мас бриют" - налог на здоровье? Существование этих организаций объясняется очень просто: государство не в состоянии помочь очень многим да и формальной, государственной помощи просто недостаточно...
Ту огромную работу, которую проводят добровольцы даже сложно всю перечислить. И в нашем обществе имеется огромный потенциал, который используется в добровольческих организациях.
Часть этих достойных людей и собралась в тот далекий день в амфитеатре Кнессета. Зал был полон - это были только лучшие 12 организаций, которые выбрали из сотен.
В какой-то момент церемонии объявили:
"Почетная грамота министра здравоохранения" вручается добровольцам организации ЗаК"А - "Опознание жертв катастроф" (זיהוי קורבנות אסון זק"א) за их деятельность по опознанию тел жертв катастроф и погребению их, за святую работу, труднее которой не существует и которую они выполняют с внутренним пониманием ее этической и галахической важности. Грамота вручена им в знак особого уважения и признания от имени всего народа Израиля."
Если я скажу, что зал просто встал и стал аплодировать, пока члены организации ЗаК"А шли к сцене, это я не скажу ничего. Многие плакали. И плакали люди, которые и сами знаю, что такое горе и страдания. Чем ЗаК"А заслужила такой почет и уважение? Добровольцы ЗаК"А взяли на себя страшную работу: они собирают останки, растерзанные останки человеческих тел после терактов и катастроф для опознания и захоронения... В 2002 году это было так актуально... Именно во время интифады эта организация стала известна практически любому израильтянину. Я должна подчеркнуть, что все добровольцы ЗаК"А харедим, религиозные граждане нашего общества.
И хотя мы расходимся с ними по многим очень принципиальным вопросам, т.е. просто занимаем противоположные позиции, мы обязаны им отдать должное.
Я не ставлю своей целью защищать тех, кто в нашей защите не нуждается, просто хочется сказать доброе слово о тех, чья добровольческая, подчеркиваем - ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ - деятельность не сравнима ни с чем. Какая бы это не была мицва, всегда можно найти что-то менее страшное...

"Эту организацию основал в 1995 году Йехуда Меши-Захав. Цель ее - содействие в погребении тел жертв катастроф с помощью точной идентификации тел погибших.
На все случаи неестественной смерти (теракты, дорожно - транспортные происшествия с человеческими жертвами, убийства, самоубийства и другие катастрофы) вызывают сотни добровольцев этой организации. Добровольцы проходят подготовку для опознания тел погибших: по отпечаткам пальцев, анализам ДНК, анализу зубов и др. Их работа проводится совместно с полицией, отделом идентификации, раввинатом и институтом судебно-медицинской патологии. Они приезжают в любой конец страны в любое время суток, не считаясь со своими личными делами.
Из-за специфики своей деятельности эти добровольцы видят такие чудовищные картины, которые мало кто в состоянии выдержать. Огромные душевные ресурсы, которые затрачивают эти люди, выполняя тяжелейшую из всех работ, не останавливают их и они продолжают свою благородную деятельность не смотря ни на что."
Из реестра "Почетных грамот министерства здравоохранения государства Израиль" 2002 год.

Это известная организация не только в Израиле, но и во всем мире. Как ни грустно констатировать, мало какая крупная мировая катастрофа обходится без их участия, такая вот у них добровольческая миссия...




גמר חתימה טובה
Гмар хатима това



Инфа:
https://austria-forum.org/af/Wissenssammlungen/Essays/Europa_Nostra/Prager_Judenfriedhof
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A7%D7%91%D7%95%D7%A8%D7%94_(%D7%99%D7%94%D7%93%D7%95%D7%AA)#%D7%A7%D7%91%D7%95%D7%A8%D7%94_%D7%91%D7%90%D7%A8%D7%A5_%D7%99%D7%A9%D7%A8%D7%90%D7%9C
http://eleven.co.il/judaism/rites-and-customs/13249/
http://eleven.co.il/judaism/family-life-cycle/12113/
http://eleven.co.il/judaism/rites-and-customs/12892/
http://eleven.co.il/judaism/community-synagogue/14488/
http://www.kadisha.biz/ShowItem.aspx?levelId=59564
http://www.daat.ac.il/encyclopedia/value.asp?id1=221

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2306101.html.
Tags: еврейское
Subscribe

Posts from This Journal “еврейское” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

Posts from This Journal “еврейское” Tag