Поездка в Эльзас в 2017г. просто неисчерпаема... И неважно, что в нее были включены объекты, географически не находящиеся в в самом Эльзасе, а находящиеся рядом. Одним из таких объектов был "Музей фаянса", находящийся в городе Sarreguemines - Саргеми́н (Лотарингия). В музее представлена богатая коллекция керамики, выпускавшейся на заводе "Sarreguemines Faïenceries", в течение более 200 лет.
Коллекция очень разнообразна. Это и привычная нам посуда, и декоративные изделия, а также огромные керамические панно и камины, бывшие в моде в конце 19 - нач.20вв., в период самого расцвета завода.
Музей находится в доме, который принадлежал Полю Гейгеру, директору "Sarreguemines Faïenceries" с 1871 по 1914 год.
На взгляд не специалиста, фаянс и фарфор почти не отличимы. Для изготовления фаянса применяются те же самые материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и используется сходная технология (различия в режиме обжига).
Немного из истории завода.
В конце восемнадцатого века Sarreguemines был небольшим городком с населением около 2500 человек.
В 1790 года три торговца табаком из Страсбурга, братья Nicolas и Augustin Jacoby вместе с Joseph Fabry купили мельницу на берегу реки Sarre. Они основали небольшую фабрику по производству фаянса, где работала всего одна печь и около двадцати рабочих.
В 1799 году молодой баварец Paul Utzschneider приобрел акции у вдовы Августина Якоби. В 1800 году и Nicolas Jacoby оказался в трудном финансовом положении и продал свои акции Joseph Fabry и Paul Utzschneider.
Динамичный молодой баварец Paul Utzschneider полностью выкупает фабрику в 1800 году и начинает ее развивать. Молодой хозяин вводит новые приемы оформления и открывать новые мастерские.
Благодаря изобретательности Paul Utzschneider и его знанию технологии изготовления глиняной посуды компания значительно вырасла. В 1812 году в ней работало 160 рабочих, которые эксплуатировали 7 дровяных печей.
В 1819 году Paul Utzschneider был награжден орденом Почетного легиона
В 1836 году на фабрике работало 300 рабочих, которые использовали 7 печей на каменном уголе, что гораздо более эффективно, чем дрова.
Посуда, изготовленная в 1825-1830гг.
Наполеон I стал одним из его лучших клиентов завода и сделал несколько заказов. И я так думаю, что это изображение Наполеона I, хотя не уверена, т.к. не сфотографировала подписи и не нашла точного аналога в сети.
С 1855 по 1869гг. фабрика очень успешно развивалась.
Значительные инвестиции вкладываются в строительство новых зданий.
В то время фабрика в Sarreguemines стала одной из крупнейших керамических компаний в Европе.
Самый ценный предметом коллекции Музея фаянса считается зимний сад.
Зимний сад был создан между 1880 и 1882 годами по просьбе директора Поля Гейгера.
Сад был классифицирован как исторический памятник в 1979 году.
На стенах находятся огромные керамические панно.
Мода на зимние сады родилась в середине 19-го века. Это было время появления в Европе множества экзотических растений и увлечения теплицами.
Понятно, что в те времена в саду было множество живых растений, теперь же здесь устраивают культурные мероприятия.
Сейчас в саду выставлены некоторые замечательные произведения выполненные в технике майолика: монументальные вазы и статуя.
В конце 19в. в компании работало 3000 человек.
Так выглядело производство в 1900г.
В 1913г. компания была разделена на две части: одну в Германии и другую во Франции.
В 1979г. производство покупается группой Lunéville-Badonvillet-St-Clément. Важная страница в истории фаянса: производство посуды прекращается, а завод выпускает плитку для покрытия стен и полов.
В 2007г. завод закрывается.
Экспонаты из коллекции музея.
Скульптор Виктор Кремер. Кон. 19-нач.20вв.
Скульптор Виктор Кремер. Кон. 19-нач.20вв.
1883г.
1840г.
1900г.
Разнообразие и размеры каминов меня просто поразили...
1900
1900
1880-1890гг.
С 1890 года начинается период огромных декоративных панно, которые создаются чтобы украшать здания по всему миру.
"Трианон", кон. 19в.
"Трианон", кон. 19в.
Образ керамики, как видят ее создатели керамики.
Панно " Бульвар", 1902 г., по произведению Теофила Александра Стейнлена.
"Диана- богиня охоты", E.M.Simas, 1895г.
"Хильперик I", E.Grasset, кон.19-нач.20вв.
Оригами из фарфора можно купить в магазине при музее.
Очень впечатляющая и красивая керамика. Будете рядом - советую посетить. Второй частью этого музея является еще один музей, где можно увидеть процесс производства керамических изделей на заводе.
Сайт музея http://www.sarreguemines-museum.eu/musee-de-la-faience/
Музей на карте
Часы работы:
Вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 до 12:00 и с 14:00 до 18:00.
Понедельник - закрыто.
Часы уточняйте перед посещением.
This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2315031.html.