dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

Великая иллюзия.

NY-excibition-collage2-a
Иногда мне кажется, что они были пьяны от иллюзорной свободы, от новизны происходящего и невероятных ожиданий будущего. Революция опьянила их, казалось, что и революционные идеи в искусстве придутся ко двору рабочему классу... Они творили в упоении и действительно, не понимая, что все это только одна огромная обманчивая иллюзия, которая продлится всего несколько лет.
Я решила написать на эту тему потому, что будучи в Нью-Йорке, в Еврейском музее, попала на выставку "Шагал, Лисицкий и Малевич, русский авангард в Витебске 1918-1922".
Это относительно небольшая выставка, почти без живописных работ, но она рассказывает именно о небольшом периоде расцвета художественного авангарда в Витебске. Кто бы мог подумать, что именно там была удивительная художественная школа гениального учителя Иегуды Пэна еще до Окт. революции, из которой вышли такие знаменитые художники как Марк Шагал, Эль Лисицкий и Осип Цадкин, а также многие менее известные...
Часть учеников Й.Пэна вошли в УНОВИС («Утвердители нового искусства») — авангардное художественное объединение, созданное К. Малевичем в Витебске и пытались нести новое искусство в народные массы.

Почему эта выставка проходит именно в Еврейском музее? Да потому что, многие из художников русского авангарда была евреями...

IMGP0401a-a
Виды Витебска, конец 19в. или нач. 20в. В те времена там жило очень много евреев.

В 1898 году в Витебске поселился художник Юрий (Иегуда) Пэн и открыл там частную Школу рисования и живописи. Ею финансировал еврейский филантроп. Фактически, это было первое в России "еврейское" художественное училище. У Пэна преподавание велось на идиш, соблюдалась суббота и еврейские праздники. Школа существовавшую до 1919 года.
В 1919г. благодаря Марку Шагалу она стало частью Витебского художественного училища.

IMGP0394a-a
Юрий (Иегуда) Пэн "Автопортрет" 1922
Также это было первое еврейское художественное училище в России. Благодаря покровительству местного филантропа Пэн мог бесплатно обучать многих бедных учеников.

Учениками И. Пэна были Лев Зевин, Реймонд Брайнин, Лазарь Лисицкий, Ева Левина-Розенгольц, Илья Мазель, Оскар Мещанинов, Александр Ахола-Вало, Ефим Минин, Осип Цадкин, Марк Шагал, Елена Кабищер, Заир Азгур, Соломон Юдовин, Давид Якерсон, Илья Чашник. В 1907 и 1914 годах проходили выставки Пэна и его учеников.

Революция дала возможность еврейской молодежи уехать из черты оседлости и больше возможностей получать образование не за большие деньги за границей, где не каждый мог это себе позволить.
Витебское народное художественное училище существовало в 1919—1941 годах. Торжественное открытие учебного заведения состоялось 28 января 1919 года уполномоченным Коллегии по делам искусств в Витебской губернии Марком Шагалом.

IMGP0413a-a
Преподаватели Витебского народного художественного училища, Витебск 1919.
Слева направо: Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Марк Шагал, Юрий (Иегуда) Пэн, Александр Ромм.

В 1919 Малевич был приглашен для руководства живописной мастерской в училище. На базе училища К. Малевич создал УНОВИС («Утвердители нового искусства») — авангардное художественное объединение. Это была арт-группировка, в состав которой входили Л. М. Лисицкий, Е. М. Магарил, Н. М. Суетин, Л. М. Хидекель, Илья Чашник, Д. Якерсон, Л. А. Юдин, Н. И. Коган, В. М. Ермолаева и др.

Манифест УНОВИСа был опубликован Казимиром Малевичем в витебском журнале «Искусство» в 1921 году.

IMGP0309a-a
Фото членов УНОВИС, с Малевичем в центре.

IMGP0314a-a
Николай Суетин, "Да здравствует мировая революция!", эскиз для оформления трамвая, Витебск, 1921г.

IMGP0312a-a
Трамвай украшенный членами УНОВИС, Витебск, 1919г.

В 1917—1919 годах Эль Лисицкий иллюстрировал еврейскую литературу и детскую поэзию идиш. В 1919г. он создал знаменитые иллюстрации к песхальной песенке «Один козленок» ("Хад Гадья"). Все эти иллюстрации можно посмотреть тут. Чудесные образы создает Лисицкий, и традиционные и новаторские одновременно. Как они логично "вытекают" из внутреннего оформления синагог...
Эль Лисицкий в 1919 году по приглашению Марка Шагала переехал в Витебск, где преподавал в Народном художественном училище (1919—1920).

В отличие от тяготевшего к традиционному еврейскому искусству Шагала, с 1920 года Лисицкий под влиянием Малевича обратился к супрематизму.

И тут, как сами видите, что получилось...
IMGP0294a-a
Эль Лисицкий. Литографии из альбома «Победа над солнцем. Электромеханическое шоу», 1923 г.

Появляется искусство мобилизованное и призванное, а местами просто пропаганда и агитация... Хотя, конечно, с художественной точки зрения было много новаторского и нового подхода к искусству.

IMGP0304a-a
Эль Лисицкий «Клином красным бей белых». Плакат. 1920 г.

IMGP0317a-a
Эль Лисицкий "Один за всех, все за одного"

IMGP0297a-a
Эль Лисицкий "Колонна Ленина" 1924г., макет находится в Третьяковской галерее, Москва.

Честно говоря, на мой взгляд, лучше Хад Гадьи Лисицкий ничего не сделал...

IMGP0298a-a
Эль Лисицкий и Казимир Малевич, лето 1920г.

IMGP0302a-a
Казимир Малевич Динамическая модель из "Новая система в искусстве", 1919г.

IMGP0386a-a
Давид Якерсон эскиз "Постройка дворца труда" 1918

IMGP0389a-a
Давид Якерсон "Красная гвардия", 1918

IMGP0391a-a
Давид Якерсон "Панель с фигурой рабочего" 1918.

Некоторые из членов группы УНОВИС получили образование в училище. Одним из них был Лазарь Хидекель

IMGP0320a-a
Диплом, который получил выпускник Витебского народного художественного училища (Витебского Художественно-практического института) Лазарь Хидекель, 1922г.

IMGP0426a-a
Лазарь Хидекель "Задний двор в Витебске" 1919

IMGP0429a-a
Лазарь Хидекель "Улица в Витебске" 1920

IMGP0419a-a
Юрий (Иегуда) Пэн "Портрет Марка Шагала" 1914

Больше всего на этой выставке работ Марка Шагала. И не удивительно. Он долго жил, много и плодотворно работал, был очень признан и множество его работ сохранилось в музеях и частных собраниях.
Шагал как был Шагалом, так им и остался, не попал под влияние Малевича.

IMGP0349a-a
Марк Шагал. Эскиз к спектаклю "Мазаль тов" по Шалом-Алейхему, 1919г.

IMGP0333a-a
Марк Шагал. Эскиз для Соломона Михоэльса, спектакль "Это ложь", Шолом Алейхем.

IMGP0335a-a
Марк Шагал "Персонаж с двумя обручами", 1920-21

IMGP0337a-a
Марк Шагал "Композиция с кругом и козой" Еврейский гос. театр, 1920г.

IMGP0341a-a
Марк Шагал "Агенты" Шолом Алейхем 1920г.

IMGP0343a-a
Марк Шагал "The Playboy of the Western World" John Millington Synge («Удалой молодец — гордость Запада» Синг, Джон Миллингтон)

IMGP0346a-a
Марк Шагал

IMGP0351a-a
Марк Шагал 1920г.

IMGP0362a-a
Марк Шагал "Пожилой человек в очках" 1920г.

IMGP0365a-a
Марк Шагал "The Moon-Painter" 1916-17

IMGP0367a-a
Марк Шагал "The Traveler" 1918г.

IMGP0370a-a
Марк Шагал "Эскиз к Пуриму" 1916-17

IMGP0374a-a
Марк Шагал "Автопортрет с мольбертом" 1919.

IMGP0377a-a
Марк Шагал "Anywhere out of the World"1915-19

IMGP0380a-a
Марк Шагал "Человек с головой наклоненной назад" 1919

IMGP0383a-a
Марк Шагал "Всадник дует в рог" 1918

"В день 25 октября ветер революции раздувал и колыхал их на всех углах.
Рабочие проходили мимо с пением "Интернационала".
Глядя на их радостные лица, я был уверен, что они меня понимают.
Ну а начальство, комиссары, были, кажется, не так довольны.
Почему, скажите на милость, корова зеленая, а лошадь летит по небу?
Что у них общего с Марксом и Лениным?"
Марк Шагал "Моя жизнь".

IMGP0398a-a
Марк Шагал "Автопортрет" 1918

IMGP0423a-a
Марк Шагал "Автопортрет" 1918

IMGP0700a-a
Марк Шагал "Двойной портрет с бокалом вина" 1917-1918

В 1922г. М.Шагал с семьей уезжает из России... И слава Б-гу, хотелось бы мне добавить, именно благодаря этому он сохранился как художник и оставил нам огромное творческое наследие.

Выставка проходит с 14 сентября 2018 по 6 января 2019 в Еврейском музее, Нью-Йорк.

Сайт музея https://thejewishmuseum.org/


Как раз на днях в Музее Израиля открылась выставка "Победа над солнцем", трансформация русского авангарда.
https://www.imj.org.il/he/exhibitions/%D7%94%D7%A0%D7%99%D7%A6%D7%97%D7%95%D7%9F-%D7%A2%D7%9C-%D7%94%D7%A9%D7%9E%D7%A9

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2317196.html.
Tags: США, выставки
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • Глазами народа: "великое закрытие", версия 1.0.

    В кибуце Кфар-Масарик есть галерея, в которой можно увидеть выставки на темы, связанные с жизнью общества. Сейчас там представлена выставка,…

  • Миха Бар-Ам: о кибуце с любовью.

    В наше время, когда мы произносим слово "кибуц", оно вызывает неоднозначные ассоциации. Мы не застали звездные часы кибуцного движения, когда…

  • "Я поведу тебя в музей..." (с) С.Михалков

    Многие жалуются, что сейчас из-за вируса некуда пойти, а еще и жарко. Так повернитесь лицом к культуре - часть музеев работает. И я вам просто…

  • А ну ка девушки!

    Уже много лет я собиралась что-то написать к 8ому марта. И каждый раз не писала. В этот раз может быть получится и будет коротко... В Музее…

  • Если бы я мог вернуться домой...

    Дети и война. Наверное, это самое страшное словосочетание, которое можно себе представить. И были дети, которые показали нам Вторую мировую войну…

  • Хаим Сутин и израильское искусство.

    Хаим Сутин из тех художников, которых многие не понимают и не любят, но всегда придут посмотреть на его работы. Просто потому, что он очень…

  • "Фридман возвращается домой"

    Несмотря на известность Роберта Капы как фотографа войн, фото, сделанные в Израиле, отличаются непосредственностью, теплотой, близостью и личным…

  • Музей Гехта приглашает.

    Приглашаю вас в единственный частный, бесплатный и необыкновенно активный музей, который находится в Хайфе. Музей этот, прежде всего,…

  • Ветры войны.

    "Япония - это великая нация, которая ведет справедливую войну" - самая главная мысль, ради которой были созданы все эти интереснейшие гравюры,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments