dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

Саломея, космическая версия.

Salome-collage2-a-a
Вчера состоялась премьера оперы Рихарда Штрауса "Саломея" в Израильской опере. Оперу можно посмотреть с 8 по 24 января 2019 года.
Спектакль создала молодая израильская команда деятелей искусства: режиссер Итай Тиран, музыкальный руководитель Израильской Оперы и Симфонического оркестра Ришон ле-Циона, дирижер и композитор Дан Этингер, хореограф Ренана Раз, сценограф и дизайнер Эран Ацмон, художница по костюмам Орна Сморгонски, видео-дизайнер Йоав Коэн и художник по свету Ави Йона Буэно (Бамби). Может именно благодаря их молодости спектакль такой яркий и динамичный.



IMGP5850a-a

Наверно, молодые режиссер и художники спектакля выросли в эпоху "Звездных войн" и спектакль сделали в стиле самых современных фантастических фильмов. Сам режиссер Итай Тиран рассказывает, что помнит имя Рихарда Штрауса с 8 лет, когда впервые услышал его музыку в фильме Стэнли Кубрика «Космическая одиссея». И хотя фильм Кубрика сделан художниками в совсем другом стиле, у Итая Тирана, похоже, именно с космоса все и началось.

IMGP5868a-a

Конкуренция - движущая сила. Современная опера, хочет или не хочет, а вынуждена конкурировать и с театром и с кино и с ТВ. Благодаря этому поставлено очень красиво и необыкновенно динамично для оперы, драматизм музыки просто захватывает и уносит с собой.
В спектакле использованы новейшие сценические технологии. Для этого спектакля были созданы и специальные приспособления. Слушается на одном дыхании.

Я, как обычно, сделала несколько видео не слишком высокого качества... Но мне всегда кажется, что они дают лучшее представление об опере, чем слова и фото. Видео - маленькие кусочки и из-за моего неумения и из-за жесткой слежки за копирайтом на ютюбе, через который я их ставлю сюда.



IMGP5889a-a

Сюжет оперы как бы заимствован из Нового Завета. Все очень условно, имя Саломеи нигде даже не упоминается. О ней сказано лишь, что она дочь Иродиады, и ее желание получить голову Иоанна Крестителя на блюде продиктовано требованием ее матери.

IMGP5908a-a
Как вы уже догадались, это Саломея и Иоанн.

IMGP5911a-a

Может и в правду современному человеку, живущему в цивилизованной стране, страсти сюжета кажутся запредельными и близкими к происходящему в современных фантастических фильмах. И шар, который то поднимается над сценой, то опускается в нее во время спектакля, ассоциировался у меня именно с земным шаром, а персонажи как бы были где-то в другом мире, в иной реальности...

IMGP5927a-a
Костюмы решены гротескно, это Ирод, тетрарх Иудеи. Обратите внимание, имеется в виду совсем не тот царь Ирод Великий, который построил Кейсарию, обновил Храм в Иерусалиме и понастроил всякого-разного по всей Эрец-Исраэль. Имеется в виду правитель Галилеи Ирод Антипа, сын Ирода Великого.

IMGP5963a-a
Это Ирод Антипа и его жена Иродиада, и, как видите, в семье у них имеются проблемы... И как не быть проблемам, если Ирод Антипа возжелал свою падчерицу?

Как ни парадоксально звучит, но самой знаменитой в народе частью этой оперы является... танец, "Танец семи покрывал". Танец, который Саломея пообещала отчиму за голову Иоанна.
Хореограф Ренана Раз в этой постановке представляет свою концепцию танца.

IMGP5992a-a

Глядя на "Танец семи покрывал" я пыталась себе представить, как это выглядело бы в советские времена и как бы толстая и неповоротливая прима танцевала бы это. А ведь именно сама исполнительница роли Саломеи должна исполнить этот танец. Дублершу из балета не позовешь.







IMGP5978a-a

IMGP6012a-a
Сцена пира ну полностью как из фантастического фильма, нечто запредельное...







IMGP6036a-a

"Саломея — совершенно гениальное произведение, которое, несомненно, относится к числу самых значительных из созданных в наши дни», так писал друг композитора, великий композитор и дирижер Густав Малер.

IMGP6039a-a

Оскар Уайльд не был первым, кто написал пьесу на этот сюжет. Сюжет Саломеи был использован еще в древности Евсевием, Св. Григорием, в средние века Элфриком. Гораздо позже его использовали Гейне и Флобер. Некоторые из версий этой истории даже еще сильнее отличаются от библейского рассказа, чем версия Уайльда, и одна из них — флоберовская — послужила основой другой оперы — «Иродиады» Массне, имевшей в свое время большой успех.
Оперу по драме Уайльда, до Р. Штрауса, написал французский композитор Антуан Мариотте. Она не имела успеха и теперь практически забыта.

IMGP6044a-a

Рихард Штраус увидел скандально известную пьесу Оскара Уайльда «Саломея» в 1903 году в Берлине. Она так ему понравилась, что у композитора немедленно родилась идея оперы. Композитора вдохновили не только библейская история, но и экзотичная для Европы эстетика Востока, знойная чувственность, острота драматического конфликта.



IMGP6056a-a

Это скандально известная опера. Ее первое исполнение было в Дрездене, в 1905 году. Затем ее запрещали во многих странах.
Британские цензоры на долгие годы запретили ее к показу на лондонской сцене; кайзер Вильгельм II, внук королевы Виктории, наложил запрет на оперную версию в Берлине, а совет директоров «Метрополитен-опера» снял ее после первой публичной репетиции и всего одного исполнения ввиду резких протестов со стороны церкви и прессы. В России до революции «Саломею» запретил Синод.

IMGP6071a-a

В России опера ставилась четырежды: в Ленинграде (Санкт-Петербурге)- в 1924, 1995 и 2000 годах; в Москве — в 1925 году. В советские времена, конечно же, не ставили - низя, ай-я-яй! Тогда любые темы, связанные с религией были под запретом, да еще такая скандальная опера, которую запрещали даже при жизни автора.

IMGP6106a-a

Что сказать о спектакле? Мне понравилось.

IMGP6129a-a
Я была на технической репетиции и в этом есть своя прелесть. На фото помощник режиссера репетирует поклоны с артистами. И можно понять, почему палач такой высокий - он стоит на котурнах.

IMGP6136a-a
Так авторы спектакля видят евреев, персонажей оперы.

IMGP6158a-a
Главные герои вышли на поклоны. Такое можно увидеть только на репетиции - исполнительница роли Саломеи в халате.

Официальный сайт оперы "Саломея" http://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=1079&ArticleID=4630


Одноактная опера, идет без антракта. Продолжительность 1 час 50 минут. Исполняется на немецком языке с титрами на иврите и английском
Представления оперы «Саломея» в Тель-Авиве пройдут с 8 по 24 января 2019 года в Оперном театре имени Шломо Лахата. Оркестр Израильской Оперы - Израильский Симфонический оркестр Ришон ле-Циона
Постановщик – Итай Тиран
Дирижер – Дан Этингер
Солисты:
Саломея (сопрано) - Элизабет Стрид / Мейрав Барнеа
Иоканаа¬н, он же Иоанн Креститель (бас-баритон) - Даниэль Сумеги / Себастьян Холечек
Ирод, тетрарх Иудеи (тенор) - Крис Меррит / Юбер Франсис
Иродиада, его жена (меццо-сопрано) - Эдна Прочник / Идит Замир
Нарработ, молодой сириец, начальник стражи (тенор) - Роберт Макферсон / Эйтан Дрори
Паж (альт) - Шай Блох
Первый еврей - Йосеф Альмог Аридан
Второй еврей - Кристиан Штурм
Третий еврей - Энтони Уэбб
Четвертый еврей - Аласдейр Эллиотт
Пятый еврей - Яир Полищук
Первый солдат - Владимир Браун
Второй солдат - Ноах Бригер
Первый назаретянин - Юрий Кисин
Второй назаретянин - Адриан Дуайер
Каппадокиец - Юрий Кисин
Раб - Ошри Сегев

Даты представлений:
8 января 2019 года, вторник, 20:00;
9 января, среда, 20:00;
11 января, пятница, 13:00;
12 января, суббота, 20:00;
15 января, вторник, 20:00;
16 января, среда, 18:00;
18 января, пятница, 13:00;
19 января, суббота, 20:00;
21 января, понедельник, 20:00;
24 января, четверг, 20:00.

Цена билетов: от 190 до 470 шекелей.

В преддверии премьеры состоится встреча зрителей с создателями постановки - режиссером, некоторыми артистами и солистами, на которой можно будет также услышать фрагменты из оперы.
Встреча пройдет в субботу, 29 декабря, в 11:00. Стоимость билетов - 41 шекель.

В дни представлений, за час до начала спектаклей пройдут 30-минутные вступительные лекции, посвященные опере «Саломея», без дополнительной оплаты для тех, кто приобрел билеты на спектакль в тот же вечер.
Экскурсии за кулисы состоятся 9, 15, 21 и 24 января. Начало в 18:30. Цена экскурсии - 25 шек. Продолжительность 30 мин.
Встречи-обсуждения (токбэк) - 9, 12, 16, 21 и 24 января, в верхнем фойе после окончания спектаклей.
Заказ билетов в кассе Израильской Оперы (тел. 03-6927777) или в кассе «Браво».

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/
Tags: культура
Subscribe

Posts from This Journal “культура” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments