dona_anna (dona_anna) wrote,
dona_anna
dona_anna

Categories:

Победа над Солнцем?

Avangard-collage-a
Выставку "Победа над Солнцем: метаморфозы русского авангарда" сейчас можно увидеть в Музее Израиля в Иерусалиме. Она продолжится до 10 июня.
Работы представленные на выставке приехали к нам из Третьяковской галереи, из Эрмитажа, из Музея современного искусства во Франкфурте, из центра Помпиду, из Фонда Семенихиных и из частных коллекций.



Сложно показать разносторонний мир русского авангарда и множество разных стилей, которые в нем существовали. Организаторы выставки, на мой взгляд, пытались объять необъятное, охватить разные исторические периоды и показать разные направления авангарда, начинавшегося в российском культурном пространстве, а затем существовавшего в советском культурном пространстве и продолжающемся в нынешнем снова российском.
Авторы хотели рассказать о трех периодах российской истории: самое начало 20 века до и сразу после Октябрьской революции, смерть Сталина - короткая оттепель, а затем и распад СССР. Все это отразилось и на искусстве 20 века, а не только на жизни людей и страны.

На выставке представлены книги, картины, инсталляции, очень много рисунков, офортов. Мне были особенно интересны предметы, относящиеся к началу 20 века.
На выставке много всего, что мне очень всего знакомого по жизни в СССР... Что-то я учила в школе, а с чем-то я непосредственно сталкивалась в жизни. В какой-то степени это некая машина времени, возвращающая людей моего поколения на 30-40 лет назад.

IMGP7203a-a
"Конь блед" Из серии "Мистические образы войны" Наталья Гончарова 1914г.
Конь Блед – аллегорическое изображение Смерти. Это один из четырех всадников Апокалипсиса. Он олицетворяет собой хаос, разрушение и смерть. У Натальи Гончаровой этот образ воплощает тему человеческих жертв и смерти, обязательного спутника всех войн.

Целый зал представляет книги русского авангарда начала 20 века.

IMGP7229a-a
"Пощёчина общественному вкусу" — поэтический сборник кубофутуристов (московская поэтическая группа "Гилея"), вышедший 18 декабря 1912 года. Наиболее известен благодаря сопровождавшему его одноимённому манифесту.
В сборнике были опубликованы стихи всех поэтов-кубофутуристов — Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского (дебют), Давида Бурлюка, Алексея Кручёных, Василия Каменского, Бенедикта Лившица.

IMGP7233a-a
"Светская беседа" из книги "Пражская легенда", иллюстрации Эль Лисицкого.
Московское издательство «Шамир» в 1917г. выпустило в свет книгу — "Пражская легенда", сборник стихов М.Бродер­зона (1890-1956). Написаны эти стихи были на идише. М.Бродерзон был молод и находился под сильным воздействием футуристов.
Тираж "Пражской легенды" был 110 экземпляров.
Книги выполнили виде, напоминающем традиционное издание свитка Эстер, в деревянном футляре. Текст был написан от руки мастером-каллиграфом. Эль Лисицкий украсил книгу акварельными рисунками и узорными орнаментальными рамками.

Лисицкий оформил еще несколько детских книг на идиш. Вот одна из них.
IMGP7240a-a
Иллюстрация Лисицкого к сказке Б. Раскина "Мельник, мельничиха и жернова", 1922.

Революция шла бок о бок с авангардом: это был новый мир, новый человек и, естественно, новое искусство соответствующее новому времени. Иногда мне кажется, что они были пьяны от иллюзорной свободы, от новизны происходящего и невероятных ожиданий будущего. Революция опьянила их, казалось, что и революционные идеи в искусстве придутся ко двору рабочему классу... Они творили в упоении и действительно, не понимая, что все это только одна огромная обманчивая иллюзия, которая продлится всего несколько лет. И эта выставка в Иерусалиме для меня была как бы продолжением выставки, которую я видела в Нью-Йорке и о которой написала пост Великая иллюзия.

IMGP7245a-a
"Бог не скинут : Искусство, церковь, фабрика" К. Малевич 1922г.
Трактат стал единственным философским сочинением Малевича, изданным прижизненно. Его публикация вызвала резко отрицательные рецензии.

IMGP7248a-a
Вот она книга, по имени которой названа выставка, "Победа над солнцем" футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных, целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности.
По ней была поставлена опера, которая стала примером совместной работы поэтов и художников, синтеза искусств — слова, музыки и формы. Опера повествует о том, как группа "будетлян" отправилась завоевывать Солнце. Обычно это понимается как победа передовой техники будущего над старой природой, но также присутствует и тайный мотив победы над "солнцем русской поэзии", то есть Пушкиным, которого в то время футуристы активно бросали с парохода современности.
Вклад художников-оформителей, в первую очередь Малевича, в спектакль, до сих пор является главным художественным достоинством спектакля, благодаря которому он вошёл в историю культуры. Работа над постановкой послужила толчком Малевичу для рождения супрематизма. Кроме того, знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича впервые возник в декорациях к «Победе над солнцем» (1-е действие, 5-я сцена) как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга. (Отсюда)

IMGP7355a-a
"Победа над солнцем" Эль Лисицкий, 1923г.
Лисицкий задумал проект электромеханического шоу. Вместо актёров там должны были действовать огромные марионетки, которые передвигались при помощи электромеханической установки. Лисицкий действительно верил в то, что эта постановка может быть осуществлена.

IMGP7252a-a
Не знаю, как вы, а я в школе знала "Левый марш" Маяковского наизусть.

IMGP7254a-a
1924г.
Об этом журнале мы много говорили на уроках литературы в школе.

И все эти попытки создать новое искусство были остановлены пришедшим в искусство в конце 20х "социалистическим реализмом", ставшим на многие годы единственным и непререкаемым направлением искусства в СССР. Работы авангардистов 20х годов остались лишь в коллективной памяти да в в запасниках или в частных коллекциях.

Короткая "оттепель" после смерти Сталина дала толчок к появлению художников советского андеграунда 1960–1980-х, чье творчество стало оппозицией господствующему официальному стилю социалистического реализма.

Многие из них даже и не пытались противостоять режиму в своих произведениях, они просто видели мир иначе и пытались изображать его не так как разрешалось в очень узких рамках советского видения. Личностное отношение, вот что отличало многие картины не вписавшиеся в "советское искусство". А уж абстрактная живопись была просто запрещена как класс...
Сразу вспомнилось из А.Галича

Ох, ему и всыпали по первое...
По дерьму, спелёнутого, волоком!
Праведные суки, брызжа пеною,
Обзывали жуликом и Поллоком!
Раздавались выкрики и выпады,
Ставились искусно многоточия,
А в конце, как водится, оргвыводы:
Мастерская, договор и прочее...
Вальс-баллада про тещу из Иванова 1966г.


Но надо сказать, что никто из представленных ниже художников не пострадал от режима в той же степени, как и герой песни. Хотя было много и таких...
Двое (Виталий Комар и Александр Меламид) из представленных на выставке художников участвовали в знаменитой Бульдозерной выставке.
В основном перед нами художники, работы которых сейчас находятся в самых известных мировых музеях. Посмотрите только на список музеев, которые участвуют в этой выставке. Многие из этих художников уехали на Запад еще в 70е, а кое-кто стал очень коммерчески успешным. Например работы Кабакова «Жук» ($5,8 млн, 2008) и «Номер люкс» ($4,1 млн, 2006) являются двумя самыми дорогими когда-либо проданными произведениями современного российского искусства (обе — аукцион Phillips de Pury, Лондон).

На выставке представлены материалы из архива Михаила Гробмана, рассказывающие о художественной жизни 60х.
М. Гробман - один из лидеров, теоретик и идеолог Второго русского авангарда. Графические работы публиковались в журнале «Знание — сила» (1966—1968), стихи в СССР не печатались. Организатор выставок искусства русского авангарда. Собирал материалы о неофициальном искусстве того времени в СССР.
На данной выставке представлены материалы из архива, например газетные статьи 60годов о художниках не попадавших в рамки современного на тот момент мейн-стрима... Название одной из статей мне очень понравилось, очень характерно для тех лет - "Бездельники карабкаются на парнас".
Удивительно, что он сумел вывезти свой архив из СССР, когда уехал в Израиль в 1971г.
IMGP7344a-a
Тетрадь автографов из архива Михаила Гробмана. Я в школе писала в таких тетрадях...

IMGP7337a-a
"Рыбы над городом", Михаил Гробман 1963г.

IMGP7317a-a
"Мосгаз" Михаил Рогинский, 1964г.
Какую опасность для советской власти представляла собой эта плита, которая была в каждом доме? А ведь ни на одной официальной выставке, а других просто не было, такого рода живопись не могла бы быть выставлена...

IMGP7313a-a
"Дверь" Владимир Янкилевский, 1972. Так много знакомого.

IMGP7260a-a
"Полетевший Комаров" Илья Кабаков, 1973-1974.
В душных условиях совка о таком полете можно было только мечтать.

IMGP7414a-a
"Красный горизонт" Эрик Булатов 1971-1972гг.

IMGP7292a-a
"Двойной автопортрет" из серии "Соц-арт" Виталий Комар и Александр Меламид, 1972г.

IMGP7294a-a
"К свету" Виталий Комар и Александр Меламид, 1972\1983.

IMGP7302a-a
Эскизы к серии "Израиль\Китай" Виталий Комар и Александр Меламид, 1978г.

IMGP7286a-a
"Бюст в стиле Растрелли" Борис Орлов, 1982г.

Пришла перестройка и с ней эпоха либерализма, когда можно стало практически все. Дальше работы художников, которые уже вспоминают жизнь в СССР.

IMGP7403a-a
"Риму-Рим!" Андрей Филиппов 1990г.

IMGP7405a-a
Фрагмент.

IMGP7311a-a
"Портреты писателей" на носовом платке Людмила Скрипкина и Олег Петренко (группа "Перцы") 1991г.
Тканевые носовые платки сейчас полностью исчезли и на желающих их купить в магазинах смотрят как на сумасшедших. А раньше такие платки были в каждом доме.

IMGP7265a-a
"История русского искусства от русского авангарда до Московской концептуальной школы" Вадим Захаров, 2003г.
Такая привлекательная инсталляция, мне тоже захотелось ее посетить.

IMGP7411a-a
И не только я посетила эту инсталляцию, но и многие другие. Внутри там все нам знакомое, сами видите.

IMGP7280a-a
Справа - "Два вождя после дождя", вдали "Человек с ружьем", слева сверху "Ленин в Горках", внизу - Родченко...

IMGP7345a-a
"Туалет на углу" Илья и Эмилия Кабаковы, 2004г.

IMGP7348a-a
"Жизнь в шкафу" Илья и Эмилия Кабаковы, 2004г.

IMGP7418a-a
Дедушка пытается объяснить внучкам, что тут происходит. Хотя, мне кажется, все это тяжело объяснить тем, кто не жил в те годы, слишком много "культурного кода".


Работы как дань Малевичу, основоположнику авангарда и супрематизма, и его "Черному квадрату".

IMGP7184a-a
"Мавзолей Малевича" Михаил Карасик.

IMGP7424a-a
"Явление черного квадрата людям" Михаил Карасик 2007, из фильма на выставке.

IMGP7198a-a
"Триумф УНОВИСа" Михаил Карасик.

IMGP7201a-a
"Демонстрация. Рабочие несут рисунки супрематистов" Михаил Карасик.

IMGP7395a-a
"Здание Малевича" Павел Пепперштейн 2007г.

IMGP7389a-a
"Путь коммуникации 5781" Павел Пепперштейн 2017г.


Это скорее концептуальная выставка, в конце-концов, все это по следам Малевича. Мне не хватало настоящей хорошей живописи, которая, безусловно, имеется в исполнении художников-авангардистов. Но все равно, было интересно увидеть эти работы и вернуться с некоторыми на 30-40 лет назад.

Куратор выставки, заведующей отделом рисунков и гравюр в Музее Израиля, Таня Сиракович.

Сайт выставки https://www.imj.org.il/he/exhibitions/%D7%94%D7%A0%D7%99%D7%A6%D7%97%D7%95%D7%9F-%D7%A2%D7%9C-%D7%94%D7%A9%D7%9E%D7%A9

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2324243.html.
Tags: art, выставки
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • "Нааман-Порцелан", от кирпича к фарфору.

    Сейчас даже тяжело представить себе времена, когда выпускать что-то на месте было дешевле чем ввозить товар из Китая других…

  • Алия бет из Италии: 1945 – 1948 гг.

    С 2016г. есть у нас День Алии (ז' בחשוון), в этом году 25.10.2020. Это как бы праздник, но не выходной день... Я так считаю, что это подходящий…

  • Глазами народа: "великое закрытие", версия 1.0.

    В кибуце Кфар-Масарик есть галерея, в которой можно увидеть выставки на темы, связанные с жизнью общества. Сейчас там представлена выставка,…

  • Миха Бар-Ам: о кибуце с любовью.

    В наше время, когда мы произносим слово "кибуц", оно вызывает неоднозначные ассоциации. Мы не застали звездные часы кибуцного движения, когда…

  • "Я поведу тебя в музей..." (с) С.Михалков

    Многие жалуются, что сейчас из-за вируса некуда пойти, а еще и жарко. Так повернитесь лицом к культуре - часть музеев работает. И я вам просто…

  • А ну ка девушки!

    Уже много лет я собиралась что-то написать к 8ому марта. И каждый раз не писала. В этот раз может быть получится и будет коротко... В Музее…

  • Если бы я мог вернуться домой...

    Дети и война. Наверное, это самое страшное словосочетание, которое можно себе представить. И были дети, которые показали нам Вторую мировую войну…

  • Хаим Сутин и израильское искусство.

    Хаим Сутин из тех художников, которых многие не понимают и не любят, но всегда придут посмотреть на его работы. Просто потому, что он очень…

  • "Фридман возвращается домой"

    Несмотря на известность Роберта Капы как фотографа войн, фото, сделанные в Израиле, отличаются непосредственностью, теплотой, близостью и личным…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • "Нааман-Порцелан", от кирпича к фарфору.

    Сейчас даже тяжело представить себе времена, когда выпускать что-то на месте было дешевле чем ввозить товар из Китая других…

  • Алия бет из Италии: 1945 – 1948 гг.

    С 2016г. есть у нас День Алии (ז' בחשוון), в этом году 25.10.2020. Это как бы праздник, но не выходной день... Я так считаю, что это подходящий…

  • Глазами народа: "великое закрытие", версия 1.0.

    В кибуце Кфар-Масарик есть галерея, в которой можно увидеть выставки на темы, связанные с жизнью общества. Сейчас там представлена выставка,…

  • Миха Бар-Ам: о кибуце с любовью.

    В наше время, когда мы произносим слово "кибуц", оно вызывает неоднозначные ассоциации. Мы не застали звездные часы кибуцного движения, когда…

  • "Я поведу тебя в музей..." (с) С.Михалков

    Многие жалуются, что сейчас из-за вируса некуда пойти, а еще и жарко. Так повернитесь лицом к культуре - часть музеев работает. И я вам просто…

  • А ну ка девушки!

    Уже много лет я собиралась что-то написать к 8ому марта. И каждый раз не писала. В этот раз может быть получится и будет коротко... В Музее…

  • Если бы я мог вернуться домой...

    Дети и война. Наверное, это самое страшное словосочетание, которое можно себе представить. И были дети, которые показали нам Вторую мировую войну…

  • Хаим Сутин и израильское искусство.

    Хаим Сутин из тех художников, которых многие не понимают и не любят, но всегда придут посмотреть на его работы. Просто потому, что он очень…

  • "Фридман возвращается домой"

    Несмотря на известность Роберта Капы как фотографа войн, фото, сделанные в Израиле, отличаются непосредственностью, теплотой, близостью и личным…